Особенности современных и традиционных уроков.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ*
Признаки | |
Современного урока | Традиционного урока |
1. Направлен прежде всего на формирование личности учащегося | 1. Внимание сосредоточено на усвоении знаний и умений, а воспитание и развитие школьников зачастую осуществляется спонтанно, вне руководства учителя |
2. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как их помощник и консультант | 2. Главная функция учителя состоит в передаче учащимся информации и создании условий для ее усвоения |
3. Сотрудничество между учителем и учащимися, большое внимание к мотивации, деятельности школьников | 3. Преобладание авторитарного стиля в общении учителя с учениками |
4. Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока (усвоение нового учебного материала, его закрепление и проверка уровня знаний и умений). В результате происходит как бы слияние различных этапов и функций урока, их синтез, направленный на активизацию учебного процесса | 4. Четкое разграничение этапов проверки, изучения нового материала и его закрепления. В результате этого применение знаний и умений не становится центром учебного процесса |
5. Происходит общение между учащимися в процессе учебной работы, организуется коллективная учебная деятельность | 5. Общение между учащимися в учебном труде отсутствует. Преобладает общение: учитель – класс или учитель – ученик. |
6. Современные подходы не исключают межпредметных уроков, проводимых двумя-тремя учителями разных учебных предметов | 6. Урок строго ограничен рамками учебного предмета и расписанием |
7. Наряду с содержанием образования важную роль в воспитании и развитии учащихся играют методы обучения (например, исследовательский, проблемное обучение) и организационные формы (особенно коллективные) | 7. Развивающим и воспитывающим фактором служит главным образом содержание образования |
8. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практикумы, работа на экологической тропе, в микрозаповедниках | 8. Урок представляет собой весьма замкнутую систему |
9. Ассимилирует некоторые элементы, которые традиционно считались признаком других форм и противопоставлялись уроку. В результате возникли такие противоречивые с точки зрения формальной логики образования, как урок-семинар, урок-зачет, урок-игра, урок-конференция и пр. | 9. Сохраняет привычную форму |
10. Характерна передача учащимся части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы планирования работы | 10. Учитель сохраняет все свои функции |