Особенности современных и традиционных уроков.

Сумина Ольга Владимировна

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ*

 

Признаки

Современного урока

Традиционного урока

1. Направлен прежде всего на формирование личности учащегося

1. Внимание сосредоточено на усвоении знаний и умений, а воспитание и развитие школьников зачастую осуществляется спонтанно, вне руководства учителя

2. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как их помощник и консультант

2. Главная функция учителя состоит в передаче учащимся информации и создании условий для ее усвоения

3. Сотрудничество между учителем и учащимися, большое внимание к мотивации, деятельности школьников

3. Преобладание авторитарного стиля в общении учителя с учениками

4. Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока (усвоение нового учебного материала, его закрепление и проверка уровня знаний и умений). В результате происходит как бы слияние различных этапов и функций урока, их синтез, направленный на активизацию учебного процесса

4. Четкое разграничение этапов проверки, изучения нового материала и его закрепления. В результате этого применение знаний и умений не становится центром учебного процесса

5. Происходит общение между учащимися в процессе учебной работы, организуется коллективная учебная деятельность

5. Общение между учащимися в учебном труде отсутствует. Преобладает общение: учитель – класс или учитель – ученик.

6. Современные подходы не исключают межпредметных уроков, проводимых двумя-тремя учителями разных учебных предметов

6. Урок строго ограничен рамками учебного предмета и расписанием

7. Наряду с содержанием образования важную роль в воспитании и развитии учащихся играют методы обучения (например, исследовательский, проблемное обучение) и организационные формы (особенно коллективные)

7. Развивающим и воспитывающим фактором служит главным образом содержание образования

8. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практикумы, работа на экологической тропе, в микрозаповедниках

8. Урок представляет собой весьма замкнутую систему

9. Ассимилирует некоторые элементы, которые традиционно считались признаком других форм и противопоставлялись уроку. В результате возникли такие противоречивые с точки зрения формальной логики образования, как урок-семинар, урок-зачет, урок-игра, урок-конференция и пр.

9. Сохраняет привычную форму

10. Характерна передача учащимся части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы планирования работы

10. Учитель сохраняет все свои функции