Проблемы престижа профессии социальной работы

Иванов Александр Владимирович

 

Содержание

 

 

Введение

1. Понятие профессиональной деятельности

2. Квалификационные характеристики специалиста по социальной  работе

3. Профессиональные свойства, функции и источники влияния  социального работника

4. Статус и престиж социального работника в современном  обществе и возможности их повышения

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

 

Социальная работа — деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социаль­ной философии и этики, но самое главное, чем должен обла­дать социальный работник, — это высокие морально-нрав­ственные устои, которые не позволят ему поддаться соблаз­ну манипулировать людьми в корыстных целях.

Социальная работа ни в одной стране не приносит боль­ших капиталов, она очень трудна, так как заключается в по­стоянном общении с людьми, у которых горе, которые стра­дают. И, тем не менее, даже порой, не пре­тендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, уча­ствуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной сво­боды. Чем выше степень его нравственной свободы, тем выше его долг.

Цель работы: рассмотреть вопросы о проблемах престижа профессии

социальной работы

Задачи работы: познакомиться с понятием профессиональной деятельности, квалификационной характеристикой специалиста по социальной работе,

профессиональные свойства, функции и источники влияния социального работника, статус и престиж социального работника

                                                

Понятие профессиональной деятельности

 

С переходом к рыночным отношениям в России полнос­тью изменилась сфера политических, экономических и тру­довых отношений. Экономический кризис в стране, передел собственности, коммерциализация системы образования и здравоохранения обусловили необходимость в мощной госу­дарственной системе гарантированной защиты и поддержки населения, особенно его, социально-уязвимых слоев — мно­годетных и неполных семей, детей, инвалидов, пенсионеров, которая бы снимала социальное напряжение в обществе и спо­собствовала стабилизации социально-политической ситуации.

Эти обстоятельства и обусловили потребность в профес­сиональной деятельности специалистов, которые могли бы оказать реальную профессиональную помощь и поддержку нуждающимся людям.

Международный социальный опыт предложил профессию социального работника, которая показала свою эффективность в решении многих социальных проблем большинства разви­тых стран мира. Социальный работник-профессионал реали­зует реальную социальную политику государственной власти на местах на основе социальной защиты различных групп, слоев и личности.

Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления работы социального работника:

1) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

2) социальный работник прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

3) социальный работник проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические и пр.) с тем, чтобы клиенты могли избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

4) социальный работник оказывает различного рода консультирования,

способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

5) социальный работник, выявляя интересы клиентов в различных видах деятельности, оказывает им психолого-педагогическую и организационную помощь в реализации их интересов;

6) социальный работник способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

7) социальный работник участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации

Из сказанного выше делаем вывод: социальная работа охватывает практически все сферы жизни.

 

Квалификационные характеристики

специалиста по социальной работе.

 

 

Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника. В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии.

- быть профессионально подготовленным;

- быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

- уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в

жизнь ценности своей профессии;

- иметь навыки коммуникативного общения;

- иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну,быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

- уметь принимать решение в трудных ситуациях;

- обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

Важные личностных качеств социальных работников  следующие:

- гуманистическая направленность личности;

- личная и социальная ответственность;

- доброта и справедливость;

- чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

- готовность понять других и прийти к ним на помощь

-социальный работник не должен использовать отношения с клиентами, свои профессиональные отношения (в широком смысле слова) в собственных целях и интересах.

- социальный работник должен принимать плату только за реально выполненную работу и на законных основаниях;

- потребность в профессиональном достоинстве не должна реализовываться на основе стратегий, противоречащих моральному смыслу этого понятия (успех за счёт ущемления интересов других людей, стремление к власти «любой ценой» и т.п.)

  В квалификационном справочнике установлена квалификационная характеристика специалиста по социальной работе. В соответствии с ней специалист по социальной работе выявляет на предприятии (в объеди­нении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (окру­ге) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помо­щи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т. д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту. Содействует интеграции деятельности различных государствен­ных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходи­мой социально-экономической помощи населению. Проводит среди насе­ления работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожар­ной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного трав­матизма, правонарушений. Оказывает помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окруже­ния по месту жительства, учебы, работы, в трудоустройстве несовер­шеннолетним, заключении трудовых договоров о работе на дому жен­щинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам. Проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолет­ними с асоциальным поведением. Выявляет и оказывает содействие де­тям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, в устрой­стве в лечебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Представляет в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении ро­дительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонаруши­телей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновлению, попечительству и опеке, социальной реа­билитации, приютов, молодежных, подростковых детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. п. Орга­низует и координирует работу по социальной адаптации и реабилита­ции лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреж­дений и мест лишения свободы.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышесто­ящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по со­циальной защите населения; психологию; социологию; специфику ра­боты в различной социальной среде; основы общей и семейной педагоги­ки; формы и методы воспитательной работы и просвещения; нормы се­мейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие ох­рану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов; основы уголовного и гражданского права; порядок и орга­низацию усыновления, опеки, попечительства, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения, ги­гиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни; национальные особенности быта и семейного воспитания, на­родные традиции региона; нормы и правила дорожного движения, ох­раны труда, техники безопасности, производственной санитарии и про­тивопожарной защиты; передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы

 

Профессиональные свойства,

функции и источники влияния

социального работника.

 

 

Деятельности специалистов по социаль­ной работе вытекает из его основных функций:

-диагностическая — изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

-прогностическая — прогнозирует развитие событий, про­цессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

-правозащитная, использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

-организационная — способствует организации соци­альных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их дея­тельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;    

-предупредительно-профилактическая — приводит в действие различные механизмы (юридические, психологи­ческие, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

-социально-медицинская — организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т. д.;

-социально-педагогическая — выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреж­дения, общества, творческие союзы и т. д.;

-психологическая — консультирует по вопросам меж­личностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

-социально-бытовая — способствует в оказании необхо­димой помощи и поддержки различным категориям населе­ния (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т. д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

-коммуникативная — устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека

Социальной работе как профессиональной деятельности присущи специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом по социальной работе и клиентом.

Социальная работа как вид деятельности является коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие, понимаемое в широком смысле слова,— это взаимосвязь, смысловой аспект взаимодействия. Основная цель взаимодействия социального работника и клиента— оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

- увеличение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;

- адаптация или реабилитация людей в обществе.

Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.

Взаимодействие социального работника и клиента составляет часть целенаправленного процесса практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий

В процессе взаимодействия социального работника и клиента важное значение имеет вербальное и невербальное поведение. Невербальная коммуникация оценивается как более достоверная, чем словесная, так как она осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно. Средства невербальной коммуникации содействуют процессу передачи информации в системе «социальный работник— клиент». Социальному работнику необходимо владеть обоими этими средствами общения, уметь кодировать и передавать свои состояния и намерения в жестах, мимике, позах, интонациях.

Экспертная оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействия с социальным окружением и определяющими его факторами. Основной задачей социального работника становится получение этой информации и определение средств  для ее получения.

  Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:

- психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

-соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;

-оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.

  Особую значимость приобретают технологии взаимодействия социального работника и клиента, разработка основных этапов и возможных способов его реализации, установление контактов для выполнения совместной работы, активизация возможностей клиента для решения проблемы, стремление выразить и получить расположение, сопереживание

Социальные работники при исполнении своих професси­ональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении про­блемы:

  • воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;
  • фасилитативный подход — играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации лично­сти, когда это сделать трудно ей самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпре­тацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;
  • адвокативный подход — применяется тогда, когда со­циальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени

Исходя из вышесказанного, именно нравственно-гуманистические истоки заставля­ют людей выбирать трудную социальную работу, имеющую единственное, но важнейшее отличие от других видов дея­тельности: возможность помочь людям, отдать свои силы, знания, приобрести уверенность слабым.

 

Статус и престиж социального работника

в современном обществе и

возможности их повышения.

 

В 30-е годы 19 в. был введен в социологическое знание  понятие  «социальный статус», определяя  его  как  место,  которое  занимает  индивид  в  системе социальных отношений и которое связано с совокупностью прав и  обязанностей. Их выполнение формирует роль  как  предписанная  и  ожидаемое  поведение  от личности, занимающей определённое положение в обществе. 
Социальный   статус   выступает   характеристикой   социальной   позиции   в
определённой системе  социальных  координат.  В  этом  отношении  социальную структуру можно представить как сложную систему  взаимосвязанных  социальных статусов, занимая которые индивид становится  членом  общества. 

Исследование «Социальный работник сегодня: социокультурный портрет» позволило выявить отдельные аспекты имиджа профессии «Социальная работа».

По самооценкам выбор профессии «социальная работа» определяется во многом внепрофессиональными мотивами: 40% стали социальными работниками из-за личных обстоятельств. Для 20% особенно значима работа с людьми. Лишь 10% пришли в социальную сферу, получив соответствующее образование; 71% респондентов их работа нравится; 2% – нет.

В ряду оценок выполняемой работы для 40% значимо, что она, помогая людям, не вознаграждается по достоинству; 21% подчеркивают эмоционально-психологические перегрузки; 12% отметили ее низкий престиж. Если бы представилась возможность поменять работу, 35% готовы уйти из-за низкой зарплаты, 13% – из-за перегрузок и тяжелых условий труда, еще 6% готовы уйти сразу, не раздумывая.

Но потенциал социальных работников достаточно высок: 82% могут работать более эффективно, если будут, устранены помехи в работе (чрезмерная загруженность, недостаток профессиональных знаний, межведомственные барьеры, неопределенность функций).

Высоко осмысление социальными работниками недостаточности своих профессиональных знаний: 9% отметили полную их недостаточность, 54% –частичную. У 68% нередки проблемы, с которыми они не справляются из-за низкой компетентности, 4% – такие ситуации встречаются довольно часто.

Особенно значима недостаточность навыков работы с компьютером. Относительно часты (11-13%) ссылки на организационные проблемы – межведомственные барьеры и неопределенность функций.

Наиболее остро социальные работники ощущают нехватку юридических (28%), психологических (24%), медицинских (10%) знаний, технологии социальной работы (11%). Конкретизируя нехватку конкретных умений и навыков, они назвали 67 компетенций, предложенных в экспертном интервью и в скорректированном виде представленных как результаты умениях позволяет наполнить учебные модули по выявленным группам профессий конкретным содержанием.

Низкий престиж профессий социальных работников и низкий уровень оплаты их труда определяют сложную ситуацию на рынке труда (в большинстве интервью. Учет потребностей социальных работников в указанных навыках и социальных учреждений и социальных служб – недоукомлектованность штатов и высокая текучесть кадров); 95% опрошенных – женщины, 5% – мужчины; 60% респондентов – в зарегистрированном браке, 6% – в незарегистрированном, 13% – разведены, 8% – вдовцы, вдовы, 13% – холосты, незамужем. По стажу работы в системе социальной защиты – 12% работают до 1 года, 27% – 1-3 года, 24% – 3-6 лет, 13% – 6-9 лет, 23% – больше 9 лет. Это подтверждает факт текучести кадров и нестабильности коллективов. У 50% – среднее профессиональное образование, у 30% – высшее и незаконченное высшее, у 4% –начальное профессиональное, у 15% – общее. Лишь 18% имеют профильное образование (специалист по социальной работе, социальный работник, социальный педагог, психолог). У 18% – медицинское образование, у 28% – педагогическое. Остальные – специалисты по другим профессиям. Выясняется, что даже для работающих необходимо не только повышение компетентности по основным направлениям социальной работы, но и освоение азов социальной работы.

Еще более критичны социальные работники к оценке достаточности

своих профессиональных знаний: 9% респондентов отметили их полную недостаточность, 54% – частичную. У 68% респондентов нередки проблемы, с 15 которыми они не справляются из-за недостаточной компетентности, 4% – такие ситуации встречаются довольно часто.

В ряду знаний, нехватку которых социальные работники ощущают наиболее остро, на первый план вышли юридические (28%), психологические (24%), технологии социальной работы (11%) и медицинские (10%).

  Важными для социального работника являются понимание своей собственной профессиональной значимости. Это достигается не только на основе самооценки профессиональных знаний и умений. Так называемое профессиональное достоинство в отличие от иллюзий самомнения основано также на одобрении компетентных действий социального работника со стороны клиентов, коллег, руководителя.

Исходя из цели повышения престижности социальной работы как одного из новых профессиональных видов деятельности, была произведена системная диагностика профессионального имиджа специалиста социальной работы, получена оценка видения

Первое связано с пониманием того, что по мере развития профессиональной социальной работы, расширения сферы ее деятельности в нашей стране можно ожидать изменения престижа профессии в сторону его снижения в связи с вероятным увеличением числа негативных событий: столкновения клиентов с проявлениями непрофессионализма, бюрократизма и др. Второе следствие, вытекающее из факта наличия тенденции к повышению определенности профессионального имиджа социальной работы, связано с пониманием необходимости его осознанного формирования.

Это процесс, в котором участвует множество субъектов, составляющих не только внутреннюю, но и внешнюю среду института социальной работы (в том числе и СМИ, как один важнейших инструментов воздействия на общественное мнение). Роль средств массовой информации в процессе формирования позитивного имиджа профессий социальной сферы крайне важна. Поэтому, в соответствии с полученными в ходе качественного исследования результатами, представляется необходимым выстраивать постоянные коммуникативные связи между социальными учреждениями и ведущими средствами массовой информации регионального уровня с учетом следующих принципов эффективного информационного взаимодействия.

Исходя из вышесказанного, выявляются два узловых фактора, негативно влияющих на имидж профессии «социальной работы», – ограниченность внимания властных структур к работникам этой профессии (особенно проявляется в недофинансировании учреждений социальной сферы) и недостаточная профессиональная компетентность многих из них

.

Заключение

 

В квалификационном справочнике установлена квалификационная характеристика специалиста по социальной работе. Деятельность специалистов по социаль­ной работе вытекает из его основных функций: социально-бытовая, психологическая, социально-педагогическая, социально-медицинская, организационная, правозащитная, прогностическая, диагностическая.

  Социальная работа как вид деятельности является коммуникативной. Конечная цель деятельности предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи. Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:

- психологической целесообразности

-соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;

-оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.

Низкий престиж профессий социальных работников и низкий уровень оплаты их труда определяют сложную ситуацию на рынке труда.  По мере развития профессиональной социальной работы, расширения сферы ее деятельности в нашей стране можно ожидать изменения престижа профессии в сторону его снижения в связи с вероятным увеличением числа негативных событий: столкновения клиентов с проявлениями непрофессионализма, бюрократизма и др. Второе следствие, вытекающее из факта наличия тенденции к повышению определенности профессионального имиджа социальной работы, связано с пониманием необходимости его осознанного формирования. Роль средств массовой информации в процессе формирования позитивного имиджа профессий социальной сферы крайне важна