Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения

Улитина Нина Васильевна

 

 В основу проекта  стандарта для старшей школы положены идеи «свободно конструируемого индивидуального учебного плана обучающихся». Другими словами, старшеклассник будет учиться по своей (индивидуальной) программе и обязательно в профильной школе. В учебный план 10-11 классов должны, по замыслу разработчиков проекта стандарта, войти обязательные предметы и предметы по выбору. Одним из обязательных предметов предлагается: Россия в мире. Заметим, что Россия в мире - это интегрированный курс, включающий, насколько сейчас о нем можно судить, историю России, всеобщую историю, обществознание.

Уже свыше трёх столетий география остаётся в России одной из самых почитаемых учебных дисциплин. Современная география, синтезирующая естественнонаучные и общественные знания, обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное пред­ставление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

География — един­ственная наука, изучающая природные и общественные явле­ния. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) под­ходом как особым методом научного познания и инструмен­том воздействия на природные и социально-экономические процессы. Изучение курса географии в школе обеспечивает удовле­творение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

Основныецели изучения географии в школе:

  • познание на конкретных примерах многообразия совре­менного географического пространства  для формирования географи­ческой картины мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных при­родных, экологических, социально-экономических, социаль­ных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значе­ния охраны окружающей среды и рационального природо­пользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны­ми, социально-экономическими и экологическими фактора­ми, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

 Представим себе структуру школьного курса, используя модель:

Можно сказать, что существует определённое ядро содержания, под которым подразумеваются основополагающие знания и навыки, мало изменяющиеся во времени (физическая география). Так же различают и внешнюю более изменчивую оболочку, например, социальную и экономическую географию мира. Именно на этом этапе к учителю и приходит осознание того, что использовать только старые формы работы – явно недостаточно. Вот поэтому  необходимо на волне новых технологий гармонично моделировать систему работы всей гимназии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В основу проекта  стандарта для старшей школы положены идеи «свободно конструируемого индивидуального учебного плана обучающихся». Другими словами, старшеклассник будет учиться по своей (индивидуальной) программе и обязательно в профильной школе. В учебный план 10-11 классов должны, по замыслу разработчиков проекта стандарта, войти обязательные предметы и предметы по выбору. Одним из обязательных предметов предлагается: Россия в мире. Заметим, что Россия в мире - это интегрированный курс, включающий, насколько сейчас о нем можно судить, историю России, всеобщую историю, обществознание.

Уже свыше трёх столетий география остаётся в России одной из самых почитаемых учебных дисциплин. Современная география, синтезирующая естественнонаучные и общественные знания, обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное пред ставление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

География — един ственная наука, изучающая природные и общественные явле ния. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) под ходом как особым методом научного познания и инструмен том воздействия на природные и социально-экономические процессы. Изучение курса географии в школе обеспечивает удовле творение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

Основные цели изучения географии в школе:

  1. познание на конкретных примерах многообразия совре менного географического пространства  для формирования географи ческой картины мира;
  2. познание характера, сущности и динамики главных при родных, экологических, социально-экономических, социаль ных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  3. понимание главных особенностей взаимодействия при роды и общества на современном этапе его развития, значе ния охраны окружающей среды и рационального природо пользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  4. понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны ми, социально-экономическими и экологическими фактора ми, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  5. глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

 Представим себе структуру школьного курса, используя модель:

Можно сказать, что существует определённое ядро содержания, под которым подразумеваются основополагающие знания и навыки, мало изменяющиеся во времени (физическая география). Так же различают и внешнюю более изменчивую оболочку, например, социальную и экономическую географию мира. Именно на этом этапе к учителю и приходит осознание того, что использовать только старые формы работы – явно недостаточно. Вот поэтому  необходимо на волне новых технологий гармонично моделировать систему работы всей гимназии.

Модель работает на определенную и конкретную цель – это создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для активизации творческого потенциала учащихся и повышения качества  образования.

Мы рассмотрим модель географического образования. Она  позволяет решить следующие задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к географии с помощью технологии развивающего обучения и развивать память, внимание, логическое мышление.
  2. Активизировать творческий потенциал учащихся при широком использовании в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий.
  3. Создает условия для проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.
  4. Сформировать положительный образ региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.
  5. Создать условия для творчества и самоподготовки с помощью инновационных средств обучения.

К принципам, на основе которых решаются поставленные задачи относятся: доступность обучения, научность, преемственность, последовательность, систематичность, наглядность, дифференциация и индивидуализация, взаимодействие и сотрудничество, сознательность и творческая активность, продуктивность.

Чтобы решить поставленные задачи учащиеся проходят условные этапы активизации творческого потенциала .

На первом этапе – познавательно-информационном, развивается эрудиция, учащиеся получают и накапливают определенный объем информации.

Второй этап – эмоционально-ценностный или ценностная ориентация. На этом этапе приходит осознание ценности полученной информации, для осуществления творческой деятельности.

На третьем этапе – потребностно-мотивационном, вырабатываются внутренние мотивы, без всяких усилий со стороны ученика, вследствие интереса (мотивы, направленные на деятельность). У ученика появляются желания решать проблему и применять географические знания.

Четвертый этап – деятельный. Это этап применения теоретических знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Пятый этап – интеллектуальный. На этом этапе учащиеся анализируют информацию, исследуют проблему, разрабатывают творческий проект.

Шестой этап – самореализации, рефлексии. Этап оптимизации и саморазвития. Учащиеся осознанно подходят к творческой деятельности и приходят к осознанию проделанной работы.

Содержание, которое обеспечивает активизацию творческого потенциала и повышение качества географического образования учащихся, включает:

1.Развитие памяти + развитие внимания + внутренняя мотивация + развитие логического мышления = творческая личность.

2.Использование электронных уроков и тестов, электронных карт, изготовление презентаций, тестов и видео материала к уроку, выполнение электронных практических работ по курсу географии России и мира.

3.Создание электронных творческих работ, поиск географической информации в сети интернет, создание   сайта.

4.Участи в телекоммуникационном проекте.

5.Создание творческих фото и видео работ.

Для активизации творческого потенциала учащихся и повышении качества знаний, следует соблюдать ряд условий:

Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии, которые обеспечивают условия для развития индивидуальных творческих способностей обучаемого и его ориентации в информационном пространстве;

моделирование проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяют развивать познавательный интерес учащихся, проявить инициативу и самостоятельность каждому ученику, продемонстрировать индивидуальные качества;

Применение технологии развивающего обучения, позволяет осуществить принцип дифференцированного образовательного процесса направленного на развитие творческой личности;

Инновационный краеведческий подход при обучении географии позволяет сформировать положительный образ территории, способствует развитию критического и творческого мышления, воспитанию любви к родному краю;

Использование инновационных средств обучения позволило учащимся увлекательно и интересно учиться, эти средства создают условия для творчества и самоподготовки;

Я считаю,  применение информационных технологий необходимым и мотивирую это тем, что они способствуют:

совершенствованию практических умений и навыков;

позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;

повышают интерес к урокам географии;

активизируют познавательную деятельность учащихся;

делают урок и внеклассные мероприятия современными.

Заключение.

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Внедрение в образовательный процесс педагогической модели активизации творческого потенциала учащихся является одним из условий повышения качества географического образования. Все эти условия работают на конечный результат, который заключается в повышении внутренней мотивации при изучении географии, активизации и реализации творческого потенциала учащихся (выраженного в творческих работах учащихся), повышении качества географического образования.