Я-классный руководитель. Случай на озере. Сплоченность.

Случай на озере. Сплоченность.

быль

Было это в те советские времена,  когда учителя  и школьники были обязаны   подметать улицы,  дворы и площади, работать  на полях  окрестных  совхозов и колхозов.
Девятый класс «А»  с о мной отправили в совхоз «Забойщик» на окучивание картошки. Стояла долгая и изнурительная жара.
Точнее, это была не жара, а пекло. Как на раскаленной сковороде в открытом   поле ребята  добросовестно рубили тяпками окаменевшую землю,  вырубали сорняк,  выискивали среди него чахлые кустики картошки. Более выносливые мальчишки  выходили вперед. Все-таки мужчины и есть мужчины. Им  проще  было обращаться с орудиями   труда.  Правда, мне приходилось держать под контролем качество их работы. 
Зато   девочки, хоть и отставали от одноклассников, но  пололи по-женски   тщательно и добросовестно.
          Несколько дней    работы на поле превратили городских ребят в обожжённых солнцем, запылённых землей, мрачноватых, забывших о шутках и юморе, измотанных  роботов.
И я решила дать ребятам отдых. Попросила водителя автобуса отвезти  ребят до ближайшего водоёма.  Подъехали к  совхозному озеру, окруженному редким подлеском.  Автобус уехал в город, а учительница с классом осталась на  ночевку  на берегу. 
- Осторожнее будьте,  на озере бывают  стычки с местной шпаной, - предупреждали  их   работники совхоза.  Опасность была,  но я всё же рискнула: не могла отказать своим ребятам в удовольствии поплескаться в озере,  провести романтическую ночь вместе.
    День клонился к вечеру.  Жара спадала. Ночь могла быть прохладной.  Анна Ивановна  попросила ребят и девочек купаться в разных местах. 
  Мальчишки принесли для костров валежник  и исчезли со скоростью звука.
Их голоса слышались вдали за поворотом. Девочки  выбрали место для купания недалеко   от стоянки. Добровольцы остались  разжигать костёр и варить ужин.                                                            
Я осталась с девочками у костра.
    Не забывая о предупреждении,  я  внимательно следила за окрестным березняком.
Подъехала грузовая машина, остановилась неподалёку.  Из нее выпрыгнули  работавшие на поле   взрослые люди.  Они  тоже  решили смыть дневную жару.  Покупались,  посмеялись,  снова попрыгали в кузов грузовика и уехали.
            Солнце закатилось за берёзы, искупав свои последние лучи в прохладной синей серебристой  купели  озера.  Голубые теплые сумерки постепенно обволакивали своей усталой дремотой.
Я,  утомившаяся  за день не меньше, а   скорее больше, чем ребята, не спешила  звать всех к костру.  Пусть поплавают.  Такие дни очень редки.
Присела рядом с девочками, помолчали. Искры костра взлетали тихим фейерверком, образуя фантастический готический  собор, когда девочки шевелили  костёр и искали печёную картошку. Разговор  не очень клеился.. Я очень любила отвечать на ребячьи вопросы. Даже оставляла в конце урока две-пять минут на то, чтобы школьники могли задать  любой вопрос,  не только по моему  предмету.
Не боялась  показаться незнайкой не только потому,  что знала много.   Не стеснялась признаться в том, что  чего-то не знаю.  Всё знать невозможно. И если вопрос был  незнаком,  говорила честно: "Этого  пока не знаю. Но обещаю вам, что постараюсь в ближайшее время узнать и ответить".  Но с каждым годом вопросов становилось почему-то всё меньше и меньше. Я не могла понять, в чём дело?  То ли  возрастной барьер становился всё больше, и это отпугивало ребят,  то ли их познания   и интересы  стали ограничиваться Интернетом и телевизионными «университетами».  Как бы то ни было,  мне доставляло радость  общение с детьми. И  если вопросов было много и разных,  расцветала от счастья. Но на этот раз  уставшие девочки   больше думали о чём-то   своём,  лишь изредка  переговаривались.
     Первая «звезда» - планета  Венера решила тоже полюбоваться на себя в голубом зеркале. Она плескалась вместе с юными красавицами в озере. А те её  не замечали,  увлеченные  возможностью пошалить,   слиться с водной  средой. 
  Вдруг я услышала треск сучьев.  Со стороны  совхоза через рощу  шли  четверо. Неряшливо одетые, вихляющей походкой с расставленными ногами и руками,  они были явно нетрезвы. Развязно, понимая своё явное превосходство в силе над немолодой учительницей и несколькими девочками,  потребовали угощения, перешагивали через сидящих,  глупо пытались острить. 
   В глазах девочек я прочитала  страх. 

     Купающиеся далековато, а от пришельцев можно было ожидать неприятные сюрпризы.


  Берег озера был крутым и  достаточно высоким.  Мальчишек не было видно,  только их голоса были  слышны.   Это  помогало незваным гостям  ещё больше чувствовать  себя безнаказанными.  Хамоватое выражение  лиц  верзил  вызывало  отторжение  педагога. Но спорить  с ними, ругать их,  призывать к порядку,  взывать к их совести было бессмысленно.
Это ещё больше разъярило бы амбалов. Такие понимают только власть силы.  К нравственным ценностям они глухи. И   слова «как вам не стыдно?»  вызвали бы у них припадок  саркастического смеха. Они по-своему понимают слово «стыд». Это люди из другого  измерения.   
          Я встала, к недоумению пришельцев,  молча отошла от костра,  подошла к одинокой тоненькой берёзе, что росла на высоком берегу озера   в нескольких десятках  метров.

    Мальчишки беспечно плавали, не подозревая о том,  в какой опасности находятся те, что остались на берегу.  Кричать  и звать на помощь  ребят я не стала.
  Пригодилась на этот раз одна наша общая договоренность. Я учила ребят уже много лет, с четвертого класса,  буквально вынянчила своих воспитанников.  А их  было всегда ни много,  ни мало - больше сорока человек.
И собирать всех в одно место криком было не просто. И во всех походах,  лыжных вылазках,  экскурсиях, да и просто на субботниках,  ребята мгновенно сбегались,  если я поднимала руку вверх. 

          Это был сигнал срочного сбора. И никакие дела и спортивный азарт не могли нарушить этот неписаный  закон.

И как он пригодился в этот критический миг!
Молча и незаметно для пришедших, подняла руку вверх.
     И – это нужно было видеть!  Из воды, как  из пены морской,  как сказочные тридцать три богатыря,   вышли  красивые, стройные, такие дорогие моему  сердцу, самые лучшие в мире ребята. Их было  много.          
Единым фронтом они приближались  к костру.
   Амбалы  ожидали всё, что угодно, но не  такого. На них жалко и смешно было смотреть. Куда девалась  уверенность в своей безнаказанности? Они молча   ретировались, растворившись в густеющем сумраке рощи.
   А ребята и девочки   ставили палатки, готовились ужинать. Теплый вечер и огонь костра высушили  купальники на юных телах. Звёзды сверкали так чисто и весело, что спать совсем не хотелось. Юность брала своё. Шутки, игры, смех.
    Юлька, Наташа, Светлана и я долго   сидели на берегу озера под  берёзой и  разговаривали.
      О чем? Да мало ли вопросов  возникает в такую дивную. юную ночь?  Поднявшись и решив посмотреть, как дела  около палаток,  увидела, что самый  сильный из ребят  Саша сидит на поваленном дереве и строгает из дерева какой-то предмет. Саша не ответил, продолжая молча строгать. «Дубинка!»- мелькнула  догадка, - Защитник!» 
    Для безопасности, чтобы защититься от  вероятных пришельцев, решили   дежурить всю ночь по два человека у костра.
Но короткая ночь  промелькнула незаметно. Все разместились  неплохо, вот только неугомонные Витька  да Андрей,  всеобщие любимцы и балагуры,  мешали отдыху, время от времени  контрабандой проникая в девичью  палатку, к шутливому ворчанию учительницы.                                                                            
  Все  обошлось.  Незваные гости больше не приходили,  дубинка не пригодилась.


        Наутро пришел автобус, и труженики поехали домой, задремав и  раскачиваясь, как метрономы, в креслах автобуса. Высокий Димка то и дело так опасно наклонялся  вбок, что я, сидящая позади,  то и дело пыталась вскочить и поддержать его, чтобы  не свалился. Но он стоически выпрямлялся, чтобы через мгновение опять опасно  накрениться.  Завернули в правление совхоза, чтобы узнать, много ли они заработали своим каторжным  трудом под раскалённым диском солнца.  Им обещали оплатить, даже свидетельства о рождении ребят затребовали за отсутствием по молодости лет паспортов.
  Спустя несколько месяцев в кабинет  физики, где сидели ребята,  зашла директор  школы и очень ласково похвалила ребят и ещё более ласково спросила, не возражают ли они,  если заработанные классом  деньги им не отдадут, а на них купят для их родного кабинета микрокалькуляторы.  Молчание не было радостным, но она сочла его за знак согласия.
   Но ни деньги, ни калькуляторы, ничего другого класс так и не получил.  Зато получил урок.
Для    тактичных   ребят это был не самый  хороший    урок в жизни.