Тема семьи в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

 Мервит Николаевна Сиитова

Многие писатели и поэты обращались к теме "семья". Великий русский поэт А.С.Пушкин не является исключением. Очень нравится его роман "Капитанская дочка". В нём поэт знакомит нас с семьями двух героев. Это Гринёвы и Мироновы. В этих семьях царит атмосфера добра, простоты, искренности. Хороших детей воспитали!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_semi_v_romane_a.s.pushkina_kapitanskaya_dochka..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Краснопартизанского муниципального района

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Краснопартизанского района Саратовской области»

Муниципальный   конкурс «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ-2010».

Номинация «Урок с использованием ИКТ».

Мастер-класс

Тема семьи в романе А.С.Пушкина 

«Капитанская дочка»

                                                                  Выполнила учитель  

                                                                  учитель русского языка и   литературы    

                                                                  высшей квалификационной категории  

                                                                  Сиитова Мервит Николаевна

                                           

п. Октябрьский, 2010 год.      

Цели урока: продолжить формировать навык сопоставительной характеристики героев произведения;

развивать речь учащихся; воспитывать доброту, любовь к людям.

Задача урока: подвести учащихся к выводу: роман «Капитанская дочка» - роман о милосердии, о роли семьи в воспитании детей.

                                                                                                                                                                    С детства воспитанный Пушкиным человек                                               при какой угодно тяжести бытия становится счастливым.                                                           И это одна из наших национальных загадок.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя: (слайд №2).

Более 210 лет уже прошло

Со дня рождения великого поэта,

Но по - прежнему бессмертно имя его –

Несомненно  это.

Как много нам мгновений чудных

Великий Пушкин подарил,

О любви, о дружбе, о смысле жизни

С читателем он говорил.

И для многих из нас интересны всегда

Его взгляды на тему – семья. (слайд №3).

            Для Пушкина понятия «семья», «дом» были священны и соотносились с понятием Родины. В статье о Пушкине Д. Шеваров писал: «За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям». (слайд №4).

              И погиб Пушкин на дуэли, защищая не только собственную честь, но честь семьи, дома, и даже России. Говоря словами Булата Окуджавы «ему было за что умирать у Чёрной речки».

«Чему учится дворянству? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще)» - писал А. С. Пушкин.

            Даже в смутные времена необходимо сохранить честь и милосердие!

2. Работа с текстом.

              Надо заметить, что любимые герои поэта также высоко ценят такие понятия, как честь и долг, с уважением относятся к семейным традициям. Ярким подтверждением являются герои романа «Капитанская дочка».

              - Каким изображён в романе Пётр Гринёв?

(честным, порядочным, искренним, благородным, добрым, храбрым, верным долгу и присяге).

              - Кто ему противопоставлен в романе?

              (Швабрин).

             - Как называется такой приём?

              (антитеза).

             - Скажите, а в том, что Гринёв такой: добрый, честный, совестливый – есть ли заслуга семьи, в которой он вырос?

             (Разумеется).

             - Как, через что это выразилось у Пушкина? (слайд №5).

             Провожая на службу, отец сказал сыну: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». (слайд №6).

             Этому наставлению отца Пётр Андреич старался следовать всю свою жизнь.

             Над характеристикой Гринёва мы можем написать напутствие отца: «Береги честь смолоду…»

             - А что мы напишем над характеристикой Швабрина?

              (Ничего).

             - Почему?

              (Мы не знаем, что говорил отец Швабрину и говорил ли.)

              Это не случайно. У великого Пушкина ничто не случайно. Швабрин – человек без корней, а значит, без нравственных устоев. Таким образом, над характеристикой Алексея Швабрина – пустота. Пушкин не ответил нам на вопрос: «Да кто его отец?» Правда, Марья Ивановна обмолвилась, что он «хорошей фамилии», т.е. знатного рода. Но, значит, одной принадлежности к знатному роду недостаточно, чтобы быть порядочным человеком. (слайд №7).

             Значит, характер формируется в семье – Пушкин, как реалист, показывает это.

             Однако мы совсем забыли о Маше Мироновой, которая всё время остаётся в тени, хотя объединяет главные нити повествования.

            -Какой же представляется нам капитанская дочка?

(Достойная дочь своих родителей, добрая, скромная, благоразумная и чувствительная, верная и преданная.)

            -Как же удалось капитану Миронову и его жене вырастить такую дочь? Поможет ответить на этот вопрос отрывок из романа: (слайд №8).

«Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви».

-Из третьей главы романа мы узнаём о том, что домик коменданта Белогорской крепости был построен близ деревянной церкви. Такое соседство ко многому обязывает и многое объясняет: необразованные, но добрые и честные родители Маши не только жили рядом с церковью, но и строили жизнь по Божьим заповедям. (слайд №9).

            -Прочитайте одну из заповедей. Как вы понимаете её смысл?

«Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было  и чтобы ты долго прожил на земле».

-Приняв эту истину сердцем, Маша Миронова связывала предложение Петруши обвенчаться без благословения отца не с возможностью личного счастья, а с грядущими бедами для любимого.

         - Прочитайте последнее напутствие отца, произнесённое под свист пуль.

«Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит. Коли найдётся добрый человек, дай Бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной».

         -Чем похожи семьи Гринёвых и Мироновых?

В этих семьях царит атмосфера добра, простоты, искренности. Хороших детей воспитали!!!

         -Для  родителей Петруши и Маши важны такие понятия, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, чувство долга и собственного достоинства, милосердие. Капитан Миронов уходит из жизни, честно исполнив долг офицера и долг отца. (слайд №10).

         - Ребята, любимые герои А.С.Пушкина создают семью, как и положено, по правилам, по-людски, с благословением родителей. Подтвердите эту мысль эпизодами из романа.

Всей душой любя Гринёва, Маша категорически отказывается выйти за него замуж, узнав, что его родители не дают своего благословения.

          -Вспомните, ребята, Дуню Вырину из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Как вы считаете, стала ли она женой ротмистра Минского?

Нет. Для неё такое замужество – это вступление в брак без родительского благословения. А такое деяние, по мнению Пушкина, не что иное, как святотатство.

-Ребята, счастливы эти героини?

Маша Миронова счастлива. Она жила по Божьей заповеди. (слайд№11). А Дуня нарушила её и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет нас задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми.

Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех!

3. Итог урока. ( Слайд №12).

Прошу всех встать. Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны:

                                   Любовь к родителям

                                    В душе я сберегу.

                                    Тепло родного дома

                                    Навечно сохраню.

4. Оценки.