Педагогические инициативы – основа социального проектирования, являющегося механизмом формирования положительного имиджа Московс

Волосатова Ирина Юрьевна

К.п.н. Волосатова Ирина Юрьевна

ГБОУ гимназия №1551 г. Москва, Россия

Педагогические инициативы – основа социального проектирования, являющегося механизмом формирования положительного имиджа Московского образования

Социально-педагогические инициативы,связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями, не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогических структур микрорайона, региона. Определений понятия педагогической инициативы несколько, но мы остановимся на одном: это творческая, (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность учителей и других педагогических работников, направленная на создание новой практики образования. И педагогические инновации, и инициативы предполагают (включают, содержат) различныевиды и уровни педагогического эксперимента. К педагогическим инициативам относятся как внедрение научных достижений и различных организационных преобразований «сверху, от руководства», так и передовой опыт и экспериментирование, идущие «снизу, от учителей».

В зависимости от того, на какие измерения в традиционной практике образования направлена деятельность, можно выделить три типа педагогических инициатив (инноваций).

Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН.

Пример: система поэтапного обучения физике Н. Н. Палтышева, опережающее обучение с комментируемым управлением С. Н. Лысенковой и другие.

Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе.

Примеры: компьютерная (информационная) технология, коммунарская методика воспитания, коллективные способы обучения.

Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативысвязанны с изменением функций образования в обществе и направлены на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями.

Примеры: учебно-воспитательный комплексЕ.А.Ямбурга (ЦО №109 г. Москвы), учебный комплекс школа-ВУЗ (частная школа + экономический институт, Головин пер. ЦАО г.Москва), школа-ВУЗ-Завод (ГОУ СОШ №698 САО г.Москвы) .

Для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией педагогических инициатив, введено понятие инновационной площадки.

В качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса,как один из этапов проектирования, выступаетсоциальный заказ. Он формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

Современная школа – сфера услуг, и для повышения качества образовательных услуг необходимо наличие качественной педагогической инициативы. Вышесказанное подтверждает значимость продвижения собственных инициатив при наличии необходимой поддержки на местах со стороны администрации ОУ, Окружных управлений образования и территориальной системы образования в целом. Образцом такой инициативы является личный пример учителя – проектировщика взглядов школьника (его родителей) на качество всего в жизни. Современный учитель - человек, формирующий не только универсальность знаний, обладающих возможностью переноса их во все сферы будущей жизни, но и ключевые компетентности  подрастающей личности с активной гражданской позицией.

Социальное проектированиеспособно изменить общественное сознание, и поэтому, на наш взгляд, его можно рассматривать как один из важнейших механизмов формирования положительного имиджа образования в регионе.

Технология социального проектирования - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа.

Конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Опыт показывает, что социальное проектирование может быть практически реализовано с помощью различных методов:

-метод матрицы идей(как правило, при ограниченных возможностях, зависящих от материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

- метод вживания в роль(стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс);

- метод аналогии (с его помощью на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования);

- метод ассоциации;

-метод мозгового штурма(связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений);

- метод синектики(согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость).

На протяжении нескольких лет ГБОУ гимназия№1551 занимает призовые места в конкурсе социальных проектов. В работе над такими проектами участвуют не только учащиеся, учителя, но и родители, и представители различных социальных групп. В качестве примера использования социального проектирования как механизма формирования положительного имиджа ГБОУ гимназия№1551 в СЗОУО можно привести социальный проект, разработанный с учеником 6 «б» класса Дементьевым Дмитрием по теме«Сохранение русского Кольского Севера (полуостров Средний и Рыбачий) как части природного и исторического наследия РФ». Цель проекта - создание природно-ландшафтного заказника на части территории полуострова Средний и Рыбачий. Возникшее противоречие между осознанием общественности необходимости сохранить природное наследие Кольского Севера и недостаточными действиями со стороны населения и нашего государства в решении данного вопроса определило проблему: спектр конкретных действий по созданиюна полуострове Рыбачьем и Среднем особо охраняемой природной территории.

Новизна и полученные результаты:

- проведена общественные акции: составлено обращение «самодеятельным» туристам, рыбакам, жителям Мурманской области о бережном отношении к дикой природе; акции по уборке мусора на

- создан общественный фонд в поддержку защиты природы Севера Кольского полуострова;

- проведена экологическая акция по уборке мусора вдоль основных дорог на Севере Кольского, Среднем и Рыбачьем совместно с компанией «RussiaDiscovery» в июле 2011 года.

Реализация выработанных мер:

Было реализовано лично учеником

В процессе реализации

Планируется реализовать

- участие в экспедиции №1 в район Кольского Севера;

- составлено обращение «самодеятельным» туристам, рыбакам, жителям Мурманской области о бережном отношении к дикой природе;

- взяты интервью у председателя Совета Ветеранов Мурманска Журина Льва Васильевича, создателя сайта http://www.kolamap.ru/Воинова Игоря, директора «RussiaDiscovery» Рогожина Тимофея;

- проведен мониторинг среди учащихся и учителей ГОУ Гимназии №1551;

- проведены выступления на пяти конференциях окружного, городского (2) и Всероссийского (2) уровня;

- изданы фотоальбомы природы Кольского севера (36 фото была сделаны учеником);

- опубликованы тезисы исследовательской работы в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура», на сайте конкурса «Первые шаги»;

-       оформлен стенд и организована презентация проекта в компании «RussiaDiscovery»;

-       участие в выставке «Молодежная ЭКСПО – 2011»

-  создан общественный фонд (инициативная группа) в поддержку защиты природы Севера Кольского полуострова;

- рассмотрен пакет документов, регламентирующий включение части территории полуострова Средний и Рыбачий в ООПТ;

- присвоен статус ООПТ части полуострова Средний и Рыбачий

-   проведение третьей экологической акции по уборке мусора в июле 2012 года;

-   совместная работа вновь созданной общественной организации, занимающаяся проблемами Кольского Севера, с многими государственными общественными организациями

 

Таким образом, инициатива одного ученика 6-го класса города Москвы и его родителей стала импульсом к вовлечению в данный социальный проект людей разных социальных групп и интересов, помогла решить проблему в масштабах страны. Реализация данного социального проекта, несомненно, повлияла на формирование положительного имиджа ГБОУ гимназия №1551 среди учащихся, родителей, общественности, администрации, в СЗОУО и городе Москве.

 

Литература:

1.   Даниленко, Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2003.

2.   Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, - Спб.: Питер, 2005.

3.   Томилова, М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 1998.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volosatova_i.yu_._moskva__v_blog.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

К.п.н. Волосатова Ирина Юрьевна

ГБОУ гимназия №1551 г. Москва, Россия

Педагогические инициативы – основа социального проектирования, являющегося механизмом формирования положительного имиджа Московского образования

Социально-педагогические инициативы, связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями, не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогических структур микрорайона, региона. Определений понятия педагогической инициативы несколько, но мы остановимся на одном: это творческая, (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность учителей и других педагогических работников, направленная на создание новой практики образования. И педагогические инновации, и инициативы предполагают (включают, содержат) различные виды и уровни педагогического эксперимента. К педагогическим инициативам относятся как внедрение научных достижений и различных организационных преобразований «сверху, от руководства», так и передовой опыт и экспериментирование, идущие «снизу, от учителей».

В зависимости от того, на какие измерения в традиционной практике образования направлена деятельность, можно выделить три типа педагогических инициатив (инноваций).

Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН.

Пример: система поэтапного обучения физике Н. Н. Палтышева, опережающее обучение с комментируемым управлением С. Н. Лысенковой и другие.

Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе.

Примеры: компьютерная (информационная) технология, коммунарская методика воспитания, коллективные способы обучения.

Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативы связанны с изменением функций образования в обществе и направлены на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями.

Примеры: учебно-воспитательный комплекс Е.А.Ямбурга (ЦО №109 г. Москвы), учебный комплекс школа-ВУЗ (частная школа + экономический институт, Головин пер. ЦАО г.Москва), школа-ВУЗ-Завод (ГОУ СОШ №698 САО г.Москвы) .

Для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией педагогических инициатив, введено понятие инновационной площадки.

В качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса, как один из этапов проектирования, выступает социальный заказ. Он формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

Современная школа – сфера услуг, и для повышения качества образовательных услуг необходимо наличие качественной педагогической инициативы. Вышесказанное подтверждает значимость продвижения собственных инициатив при наличии необходимой поддержки на местах со стороны администрации ОУ, Окружных управлений образования и территориальной системы образования в целом. Образцом такой инициативы является личный пример учителя – проектировщика взглядов школьника (его родителей) на качество всего в жизни. Современный учитель - человек, формирующий не только универсальность знаний, обладающих возможностью переноса их во все сферы будущей жизни, но и ключевые компетентности  подрастающей личности с активной гражданской позицией.

Социальное проектирование способно изменить общественное сознание, и поэтому, на наш взгляд, его можно рассматривать как один из важнейших механизмов формирования положительного имиджа образования в регионе.

Технология социального проектирования - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа.

Конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Опыт показывает, что социальное проектирование может быть практически реализовано с помощью различных методов: 

-метод матрицы идей (как правило, при ограниченных возможностях, зависящих от материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

- метод вживания в роль (стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс);

- метод аналогии (с его помощью на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования);

- метод ассоциации;

-метод мозгового штурма (связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений);

- метод синектики (согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость).

На протяжении нескольких лет ГБОУ гимназия№1551 занимает призовые места в конкурсе социальных проектов. В работе над такими проектами участвуют не только учащиеся, учителя, но и родители, и представители различных социальных групп. В качестве примера использования социального проектирования как механизма формирования положительного имиджа ГБОУ гимназия№1551 в СЗОУО можно привести социальный проект, разработанный с учеником 6 «б» класса Дементьевым Дмитрием по теме «Сохранение русского Кольского Севера (полуостров Средний и Рыбачий) как части природного и исторического наследия РФ». Цель проекта - создание природно-ландшафтного заказника на части территории полуострова Средний и Рыбачий. Возникшее противоречие между осознанием общественности необходимости сохранить природное наследие Кольского Севера и недостаточными действиями со стороны населения и нашего государства в решении данного вопроса определило проблему: спектр конкретных действий по созданию на полуострове Рыбачьем и Среднем особо охраняемой природной территории.

Новизна и полученные результаты:

- проведена общественные акции: составлено обращение «самодеятельным» туристам, рыбакам, жителям Мурманской области о бережном отношении к дикой природе; акции по уборке мусора на

- создан общественный фонд в поддержку защиты природы Севера Кольского полуострова;

- проведена экологическая акция по уборке мусора вдоль основных дорог на Севере Кольского, Среднем и Рыбачьем совместно с компанией «RussiaDiscovery» в июле 2011 года.

Реализация выработанных мер: 

Было реализовано лично учеником

В процессе реализации

Планируется реализовать

- участие в экспедиции №1 в район Кольского Севера;

- составлено обращение «самодеятельным» туристам, рыбакам, жителям Мурманской области о бережном отношении к дикой природе;

- взяты интервью у председателя Совета Ветеранов Мурманска Журина Льва Васильевича, создателя сайта http://www.kolamap.ru/ Воинова Игоря, директора «RussiaDiscovery» Рогожина Тимофея;

- проведен мониторинг среди учащихся и учителей ГОУ Гимназии №1551;

- проведены выступления на пяти конференциях окружного, городского (2) и Всероссийского (2) уровня;

- изданы фотоальбомы природы Кольского севера (36 фото была сделаны учеником);

- опубликованы тезисы исследовательской работы в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура», на сайте конкурса «Первые шаги»;

  1. оформлен стенд и организована презентация проекта в компании «RussiaDiscovery»;
  2. участие в выставке «Молодежная ЭКСПО – 2011»
  1. создан общественный фонд (инициативная группа) в поддержку защиты природы Севера Кольского полуострова;

- рассмотрен пакет документов, регламентирующий включение части территории полуострова Средний и Рыбачий в ООПТ;

- присвоен статус ООПТ части полуострова Средний и Рыбачий

  1. проведение третьей экологической акции по уборке мусора в июле 2012 года;
  2. совместная работа вновь созданной общественной организации, занимающаяся проблемами Кольского Севера, с многими государственными общественными организациями

Таким образом, инициатива одного ученика 6-го класса города Москвы и его родителей стала импульсом к вовлечению в данный социальный проект людей разных социальных групп и интересов, помогла решить проблему в масштабах страны. Реализация данного социального проекта, несомненно, повлияла на формирование положительного имиджа ГБОУ гимназия №1551 среди учащихся, родителей, общественности, администрации, в СЗОУО и городе Москве.

Литература:

  1. Даниленко, Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2003.
  2. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, - Спб.: Питер, 2005.
  3. Томилова, М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 1998.