Педагогические инициативы – основа социального проектирования, являющегося механизмом формирования положительного имиджа Московс
К.п.н. Волосатова Ирина Юрьевна
ГБОУ гимназия №1551 г. Москва, Россия
Педагогические инициативы – основа социального проектирования, являющегося механизмом формирования положительного имиджа Московского образования
Социально-педагогические инициативы,связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями, не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогических структур микрорайона, региона. Определений понятия педагогической инициативы несколько, но мы остановимся на одном: это творческая, (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность учителей и других педагогических работников, направленная на создание новой практики образования. И педагогические инновации, и инициативы предполагают (включают, содержат) различныевиды и уровни педагогического эксперимента. К педагогическим инициативам относятся как внедрение научных достижений и различных организационных преобразований «сверху, от руководства», так и передовой опыт и экспериментирование, идущие «снизу, от учителей».
В зависимости от того, на какие измерения в традиционной практике образования направлена деятельность, можно выделить три типа педагогических инициатив (инноваций).
Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН.
Пример: система поэтапного обучения физике Н. Н. Палтышева, опережающее обучение с комментируемым управлением С. Н. Лысенковой и другие.
Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе.
Примеры: компьютерная (информационная) технология, коммунарская методика воспитания, коллективные способы обучения.
Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативысвязанны с изменением функций образования в обществе и направлены на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями.
Примеры: учебно-воспитательный комплексЕ.А.Ямбурга (ЦО №109 г. Москвы), учебный комплекс школа-ВУЗ (частная школа + экономический институт, Головин пер. ЦАО г.Москва), школа-ВУЗ-Завод (ГОУ СОШ №698 САО г.Москвы) .
Для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией педагогических инициатив, введено понятие инновационной площадки.
В качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса,как один из этапов проектирования, выступаетсоциальный заказ. Он формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
Современная школа – сфера услуг, и для повышения качества образовательных услуг необходимо наличие качественной педагогической инициативы. Вышесказанное подтверждает значимость продвижения собственных инициатив при наличии необходимой поддержки на местах со стороны администрации ОУ, Окружных управлений образования и территориальной системы образования в целом. Образцом такой инициативы является личный пример учителя – проектировщика взглядов школьника (его родителей) на качество всего в жизни. Современный учитель - человек, формирующий не только универсальность знаний, обладающих возможностью переноса их во все сферы будущей жизни, но и ключевые компетентности подрастающей личности с активной гражданской позицией.
Социальное проектированиеспособно изменить общественное сознание, и поэтому, на наш взгляд, его можно рассматривать как один из важнейших механизмов формирования положительного имиджа образования в регионе.
Технология социального проектирования - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа.
Конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.
Опыт показывает, что социальное проектирование может быть практически реализовано с помощью различных методов:
-метод матрицы идей(как правило, при ограниченных возможностях, зависящих от материальных, трудовых и финансовых ресурсов);
- метод вживания в роль(стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс);
- метод аналогии (с его помощью на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования);
- метод ассоциации;
-метод мозгового штурма(связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений);
- метод синектики(согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость).
На протяжении нескольких лет ГБОУ гимназия№1551 занимает призовые места в конкурсе социальных проектов. В работе над такими проектами участвуют не только учащиеся, учителя, но и родители, и представители различных социальных групп. В качестве примера использования социального проектирования как механизма формирования положительного имиджа ГБОУ гимназия№1551 в СЗОУО можно привести социальный проект, разработанный с учеником 6 «б» класса Дементьевым Дмитрием по теме«Сохранение русского Кольского Севера (полуостров Средний и Рыбачий) как части природного и исторического наследия РФ». Цель проекта - создание природно-ландшафтного заказника на части территории полуострова Средний и Рыбачий. Возникшее противоречие между осознанием общественности необходимости сохранить природное наследие Кольского Севера и недостаточными действиями со стороны населения и нашего государства в решении данного вопроса определило проблему: спектр конкретных действий по созданиюна полуострове Рыбачьем и Среднем особо охраняемой природной территории.
Новизна и полученные результаты:
- проведена общественные акции: составлено обращение «самодеятельным» туристам, рыбакам, жителям Мурманской области о бережном отношении к дикой природе; акции по уборке мусора на
- создан общественный фонд в поддержку защиты природы Севера Кольского полуострова;
- проведена экологическая акция по уборке мусора вдоль основных дорог на Севере Кольского, Среднем и Рыбачьем совместно с компанией «RussiaDiscovery» в июле 2011 года.
Реализация выработанных мер:
Было реализовано лично учеником | В процессе реализации | Планируется реализовать |
- участие в экспедиции №1 в район Кольского Севера; - составлено обращение «самодеятельным» туристам, рыбакам, жителям Мурманской области о бережном отношении к дикой природе; - взяты интервью у председателя Совета Ветеранов Мурманска Журина Льва Васильевича, создателя сайта http://www.kolamap.ru/Воинова Игоря, директора «RussiaDiscovery» Рогожина Тимофея; - проведен мониторинг среди учащихся и учителей ГОУ Гимназии №1551; - проведены выступления на пяти конференциях окружного, городского (2) и Всероссийского (2) уровня; - изданы фотоальбомы природы Кольского севера (36 фото была сделаны учеником); - опубликованы тезисы исследовательской работы в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура», на сайте конкурса «Первые шаги»; - оформлен стенд и организована презентация проекта в компании «RussiaDiscovery»; - участие в выставке «Молодежная ЭКСПО – 2011» | - создан общественный фонд (инициативная группа) в поддержку защиты природы Севера Кольского полуострова; - рассмотрен пакет документов, регламентирующий включение части территории полуострова Средний и Рыбачий в ООПТ; - присвоен статус ООПТ части полуострова Средний и Рыбачий | - проведение третьей экологической акции по уборке мусора в июле 2012 года; - совместная работа вновь созданной общественной организации, занимающаяся проблемами Кольского Севера, с многими государственными общественными организациями |
Таким образом, инициатива одного ученика 6-го класса города Москвы и его родителей стала импульсом к вовлечению в данный социальный проект людей разных социальных групп и интересов, помогла решить проблему в масштабах страны. Реализация данного социального проекта, несомненно, повлияла на формирование положительного имиджа ГБОУ гимназия №1551 среди учащихся, родителей, общественности, администрации, в СЗОУО и городе Москве.
Литература:
1. Даниленко, Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2003.
2. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, - Спб.: Питер, 2005.
3. Томилова, М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 1998.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volosatova_i.yu_._moskva__v_blog.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
К.п.н. Волосатова Ирина Юрьевна
ГБОУ гимназия №1551 г. Москва, Россия
Педагогические инициативы – основа социального проектирования, являющегося механизмом формирования положительного имиджа Московского образования
Социально-педагогические инициативы, связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями, не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогических структур микрорайона, региона. Определений понятия педагогической инициативы несколько, но мы остановимся на одном: это творческая, (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность учителей и других педагогических работников, направленная на создание новой практики образования. И педагогические инновации, и инициативы предполагают (включают, содержат) различные виды и уровни педагогического эксперимента. К педагогическим инициативам относятся как внедрение научных достижений и различных организационных преобразований «сверху, от руководства», так и передовой опыт и экспериментирование, идущие «снизу, от учителей».
В зависимости от того, на какие измерения в традиционной практике образования направлена деятельность, можно выделить три типа педагогических инициатив (инноваций).
Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН.
Пример: система поэтапного обучения физике Н. Н. Палтышева, опережающее обучение с комментируемым управлением С. Н. Лысенковой и другие.
Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе.
Примеры: компьютерная (информационная) технология, коммунарская методика воспитания, коллективные способы обучения.
Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативы связанны с изменением функций образования в обществе и направлены на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями.
Примеры: учебно-воспитательный комплекс Е.А.Ямбурга (ЦО №109 г. Москвы), учебный комплекс школа-ВУЗ (частная школа + экономический институт, Головин пер. ЦАО г.Москва), школа-ВУЗ-Завод (ГОУ СОШ №698 САО г.Москвы) .
Для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией педагогических инициатив, введено понятие инновационной площадки.
В качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса, как один из этапов проектирования, выступает социальный заказ. Он формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
Современная школа – сфера услуг, и для повышения качества образовательных услуг необходимо наличие качественной педагогической инициативы. Вышесказанное подтверждает значимость продвижения собственных инициатив при наличии необходимой поддержки на местах со стороны администрации ОУ, Окружных управлений образования и территориальной системы образования в целом. Образцом такой инициативы является личный пример учителя – проектировщика взглядов школьника (его родителей) на качество всего в жизни. Современный учитель - человек, формирующий не только универсальность знаний, обладающих возможностью переноса их во все сферы будущей жизни, но и ключевые компетентности подрастающей личности с активной гражданской позицией.
Социальное проектирование способно изменить общественное сознание, и поэтому, на наш взгляд, его можно рассматривать как один из важнейших механизмов формирования положительного имиджа образования в регионе.
Технология социального проектирования - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа.
Конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.
Опыт показывает, что социальное проектирование может быть практически реализовано с помощью различных методов:
-метод матрицы идей (как правило, при ограниченных возможностях, зависящих от материальных, трудовых и финансовых ресурсов);
- метод вживания в роль (стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс);
- метод аналогии (с его помощью на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования);
- метод ассоциации;
-метод мозгового штурма (связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений);
- метод синектики (согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость).
На протяжении нескольких лет ГБОУ гимназия№1551 занимает призовые места в конкурсе социальных проектов. В работе над такими проектами участвуют не только учащиеся, учителя, но и родители, и представители различных социальных групп. В качестве примера использования социального проектирования как механизма формирования положительного имиджа ГБОУ гимназия№1551 в СЗОУО можно привести социальный проект, разработанный с учеником 6 «б» класса Дементьевым Дмитрием по теме «Сохранение русского Кольского Севера (полуостров Средний и Рыбачий) как части природного и исторического наследия РФ». Цель проекта - создание природно-ландшафтного заказника на части территории полуострова Средний и Рыбачий. Возникшее противоречие между осознанием общественности необходимости сохранить природное наследие Кольского Севера и недостаточными действиями со стороны населения и нашего государства в решении данного вопроса определило проблему: спектр конкретных действий по созданию на полуострове Рыбачьем и Среднем особо охраняемой природной территории.
Новизна и полученные результаты:
- проведена общественные акции: составлено обращение «самодеятельным» туристам, рыбакам, жителям Мурманской области о бережном отношении к дикой природе; акции по уборке мусора на
- создан общественный фонд в поддержку защиты природы Севера Кольского полуострова;
- проведена экологическая акция по уборке мусора вдоль основных дорог на Севере Кольского, Среднем и Рыбачьем совместно с компанией «RussiaDiscovery» в июле 2011 года.
Реализация выработанных мер:
Было реализовано лично учеником | В процессе реализации | Планируется реализовать |
- участие в экспедиции №1 в район Кольского Севера; - составлено обращение «самодеятельным» туристам, рыбакам, жителям Мурманской области о бережном отношении к дикой природе; - взяты интервью у председателя Совета Ветеранов Мурманска Журина Льва Васильевича, создателя сайта http://www.kolamap.ru/ Воинова Игоря, директора «RussiaDiscovery» Рогожина Тимофея; - проведен мониторинг среди учащихся и учителей ГОУ Гимназии №1551; - проведены выступления на пяти конференциях окружного, городского (2) и Всероссийского (2) уровня; - изданы фотоальбомы природы Кольского севера (36 фото была сделаны учеником); - опубликованы тезисы исследовательской работы в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура», на сайте конкурса «Первые шаги»;
|
- рассмотрен пакет документов, регламентирующий включение части территории полуострова Средний и Рыбачий в ООПТ; - присвоен статус ООПТ части полуострова Средний и Рыбачий |
|
Таким образом, инициатива одного ученика 6-го класса города Москвы и его родителей стала импульсом к вовлечению в данный социальный проект людей разных социальных групп и интересов, помогла решить проблему в масштабах страны. Реализация данного социального проекта, несомненно, повлияла на формирование положительного имиджа ГБОУ гимназия №1551 среди учащихся, родителей, общественности, администрации, в СЗОУО и городе Москве.
Литература:
- Даниленко, Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2003.
- Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, - Спб.: Питер, 2005.
- Томилова, М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 1998.