Это модное слово - инклюзия

Ильясова Татьяна Геннадьевна

Школа меняется на глазах. Ко всем участникам педгогического процесса предъявляются все новые и новые требования. Сегодня, наверное, уже все слышали слово "инклюзия". Что же это такое, и к чему приведет школу указание развивать инклюзивное образование в России?

Само слово "инклюзия" означает "включение". Тенденции инклюзивного образования - это включение в образовательный процесс (а в итоге в полноценную социальную жизнь) детей, ранее лишенных возможности обучаться. Причины недоступности обучения могли быть самыми разными: ограниченные возможности здоровья, территориальная недоступность, асоциальные семьи, принадлежность ребенка к иной языковой среде и многое другое. Казалось бы, благое начинание...

Как выглядит инклюзивное обучение сегодня? Из школ-интернатов с многолетним опытом воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья учащимся предлагается перейти в массовую школу с переполненными классами, с агрессивно настроенными детьми и утомленными учителями, специалистами только в одной области. Неподготовленному человеку сложно объяснить, что ученик может не увидеть с доски, не услышать объяснение, просто не понять обращенную речь! Темп работы учащихся в смешанном классе будет сильно отличаться, результат деятельности отличается еще разительнее. Дети из комфортной среды понимания попадают в холодную воду среднего (на самом деле усредненного) образования.

А в школы восьмого вида (для умственно отсталых учащихся) вернули детей, выведенных по системе Собеса несколько лет назад... Мальчики с пробивающимися бородами и крупные девочки учатся считать до 5 и узнавать некоторые буквы. Просидев взаперти в кругу семьи долгие годы, они не привыкли находиться в коллективе, не умеют пользоваться туалетом, часто даже не способны самостоятельно одеться и покушать. Попав из атмосферы семьи в жесткие дисциплинарные рамки класса, такие подростки испытывают сильнейший стресс, могут проявлять агрессию или страхи. Активизируется и интерес к противоположному полу. К этому ли стремились родители, победно возвращая "изгнанных" учников в школу?

Доброе начинание должно иметь доброе продолжение. Инклюзивное образование может быть только добровольным. Включение не должно быть стихийным, его нужно подготавливать постепенно и планомерно. Желательна консультация психолога для определения возможности такого обучения в каждом конкретном случае. Готовить к инклюзии надо и обычных учителей и дефектологов, и "включаемых" учеников, и их здоровых сверстников, и семью, и соседей. И возможно, главное - чиновников от образования. 

Понять - принять - включить! И слово "инклюзия" станет привычным, а дело - необходимым.

 

Комментарии

Башарина Раиса Дмитриевна

Я согласна с Вами.Все слова иностранного происхождения просто отпадут, сколько их было. Например, "когнетивность". У нас были случаи,когда у нас учились дети из детдома, но уже в 10-11 классах. Адаптация проходила долго и мучительно.Эту практику отменили.