Мастерство

Щербинова Наталья Николаевна

Перечень материалов Щербиновой Натальи Николаевны -  обладателя премии Президента РФ для публикации в региональном сборнике «Педагогическое мастерство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterstvo_.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень материалов Щербиновой Натальи Николаевны -  обладателя премии Президента РФ для публикации в региональном сборнике «Педагогическое мастерство»

1. Резюме победителя

Щербинова Наталья Николаевна

Дата рождения: 25 декабря 1961 год.

Образование – высшее.

Основные места профессиональной деятельности:    г. Омск: среднее профессиональной училище № 35, средняя школа № 143, г. Нижневартовск:  муниципальная общеобразовательная средняя  школа  № 4, муниципальная общеобразовательная средняя школа № 2.

Награды:

  1. Нагрудный знак «Почетный работник общего образования», 2009 год
  2. Победитель конкурса  лучших учителей РФ, Грант Президента, 2008 год
  1. Почетная грамота Министерства образования и науки  РФ, 2006 год
  2. Диплом участника Всероссийского конкурса  «Современный классный руководитель – 2008»
  3. Почетная грамота Главного управления по общему и профессиональному образованию Администрации Ханты-Мансийского автономного округа, 2001 год
  4. Грамота начальника управления образования, 2004 год
  5. Почетная грамота Председателя обкома профсоюза, 2004 год
  6. Почетная грамота Главы города Нижневартовска, 2001 год.

Повышение научной квалификации:

22 ноября – 3 декабря 2002г. курс «Профильное обучение (математика)», Нижневартовский филиал окружного ИПК и РРО, регистрационный номер 1910, в объеме 80  часов.

31 января – 11 февраля 2005 г. краткосрочное обучение по теме «Организация условий предпрофильного и профильного обучения», Нижневартовский филиал окружного ИПК и РРО, регистрационный номер 12526, в объеме 80 часов.

1 сентября  2006г. по 30 марта 2007 г прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе  «Теория и практика педагогического общения». Регистрационный 3 251744-21001.

1 сентября  2006г. по 30 марта 2007 г прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе  «Геометрия на профильном уровне обучения». Регистрационный № 25744-11005.

1 сентября  2006г. по 30 марта 2007 г прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе  «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики». Регистрационный 3 251744-11004.

 С 24 февраля по 3 апреля прошла краткосрочное обучение в ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» ХМАО-Югры по теме «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Регистрационный № 26036.

Имею свидетельство о дополнительной профессиональной подготовке по программе Intel «Обучение для будущего», регистрационный № 05-000988.

С 31.03-4.04.08 прошла  краткосрочное обучение в Нижневартовском государственном гуманитарном университете по теме «Информационные технологии в деятельности учителя». Регистрационный номер 545.

В настоящее  время студентка магистратуры Омского государственного университета, направление «Педагогика»  по программе «Среднее образование».

Публикации:

Региональный уровень

Публикации статьи

2005

«Активные формы и методы обучения на уроках математики»

Статья в сборнике НГГУ

2006

«Приемы активизации мыслительной деятельности»

Статья в сборнике НГГУ

Федеральный уровень

2005

1 Западно-Сибирская международная научно-практическая конференция. Тема доклада «Активные формы и методы обучения на уроках математики»

Статья опубликована

2006

2 Западно-Сибирская международная научно-практическая конференция. Статья «Приемы активизации мыслительной деятельности».

Статья опубликована

2006-2007

Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2 статьи  в рублике «Преподавание математики»

2007-2008

Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Статьи в рубликах «Работа с родителями», «Элективный курс»

2. Краткое описание сущности педагогического опыта.

     Тема, над которой я работаю,  называется  «Психопрофилактическая система обучения математике».

     Задачи, поставленные мной:

  1. создавать условия комфортного окружения для учащихся с целью сохранения здоровья;
  2. адаптировать технологию дифференцированного обучения  с учетом индивидуальных характеристик учащихся;
  3. создать возможность учащимся для проявления творческой активности;
  4. осуществлять анализ результативности  на основе мониторинга успешности обучения и воспитания.

     Основная цель – отслеживание общей результативности проводимых мероприятий, их конечного эффекта. При правильной организации преподавания предмета характеристики интеллектуального и психического здоровья должны иметь тенденцию к улучшению.

     В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

     Диагностика анализа здоровья показывает, что неспособность справиться с учебной нагрузкой является одной из наиболее распространенных психотравмирующих (трудных) ситуаций, приводящих к хроническому утомлению и усталости. Как показал опрос среди детей и родителей к психотравмирующим ситуациям чаще других относятся конфликты со сверстниками, конфликты со взрослыми, состояние публичного выступления (концерты, спортивные соревнования и другие). Долговременное воздействие таких ситуаций в виде непрерывных стрессовых перегрузок вызывает истощение нервной системы, ведет к различным психосоматическим и нервно-психическим расстройствам. Происходит деформация мотивационной сферы: учебные, познавательные мотивы перестают быть ведущими в структуре учебной деятельности, что, в свою очередь,приводит к искажению самой учебной деятельности. Таким образом, система обучения в принципе может быть психотравмирующей и привести к ухудшению состояния здоровья учащихся. Необходима психопрофилактика (психотерапия) педагогического процесса, факторами которого является комфортное общение со сверстниками, педагогами, получение ситуации успеха, творческие аспекты учебной деятельности и т. д., то есть все то, что вызывает положительные эмоции.  Моя задача, как педагога и классного руководителя, - построить систему преподавания, формирующую и укрепляющую психическое здоровье учащихся.

     Мой опыт работы в этом направлении  выявил основные компоненты системы обучения, направленные на психопрофилактику учащихся:

  1. Учет индивидуальных характеристик каждого учащегося.
  2. Дифференциация обучения.
  3. Создание возможностей для проявления творческой активности.
  4. Использование нетрадиционных, игровых форм проведения урока, их вариативность.
  5. Создание комфортного окружения для учащихся.

В ходе работы над данной темой мною были изучены современные педагогические технологии, психолого-педагогическая литература. Я пришла к выводу, что  наиболее благоприятные условия создают технологии дифференцированного обучения.     Дифференциация учащихся осуществляется на уровне класса (по интересам и способностям) и групп (с опорой на оценку успешности усвоения учебного материала каждым учеником и реагирования на интеллектуальную нагрузку). Использование нетрадиционных форм проведения урока стимулирует восприятие и усвоение  учебного материала, усиливает интерес к предмету, способствует возникновению положительных эмоций. Создаю на уроках атмосферу творчества. Труд  в условиях креативности позволяет получить доступ к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость, снизить закомплексованность, избежать негативного влияния стресса и т.д. Творчество, как деятельность, устремленная в будущее, эмоционально связана с радостью и смехом. Технология проведения уроков может быть разной, варьируемой в зависимости от учебного периода, особенностей ученического контингента.

3.Сценарная разработка родительского собрания:

Родительское собрание на тему «Семейное воспитание и здоровье наших детей»

Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Задачи:

  1. Получение родителями обширной информации о здоровье школьников как факторе социализации личности.
  2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на состояние здоровья учащихся класса.
  3.  Разработка направление и форм взаимодействия  классного руководителя и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Форма проведения: комбинированная (сочетающая традиционное предъявление присутствующим обширной теоретической информации  и работу родителей в парах и отдельно с использованием метода «мозгового штурма»).

Этап подготовки.

-Анкетирование учащихся и родителей по теме родительского собрания.

-Подготовка теоретической информации по итогам медицинских комиссий.

-Результаты анкетирования, диаграммы, показывающие участие детей в спортивных секциях и кружках, графики заболеваемости.

-Разработка памяток для родителей.

На доске написана тема собрания: «Семейное воспитание и здоровье наших детей».

Этап проведения. Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас в нашем классе. Тема сегодняшнего собрания  была предложена вами. Здоровье наших детей… Нет ничего важнее здоровья, отсутствует здоровье, то нет желания учиться. Отсутствует стремление к достижениям. В качестве итога нашей встречи нам необходимо выработать  совместные действия по сохранению и укреплению здоровья наших детей. Давайте поговорим о семейном воспитании. Сейчас вы ответите на анкету, которая поможет вам выяснить, как вы  строите свои отношения со своими детьми.

Вопросник для родителей (см приложение).

ВОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЙ.

Данный вопросник поможет отцу и матери оценить,  на каких основаниях строится их отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны, баллов не ставьте. Ответив на все вопросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его от них ограждать.

2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым, ведь он так мил в свои детские годы.

3. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а просто фантазирует вслух.

4. Современные школьные программы слишком сложны.

5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потом что отцам присуща излишняя строгость.

6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

7.Наивная непосредственность – это скорее достоинства детского возраста, чем недостаток.

8.Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха , если бы учителя относились к нему более благожелательно.

9.У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.

11. В детстве занятия спортом нужны не только ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12. За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13.Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

12-15 баллов.

Если эту сумму набрал отец, в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще продиктована вашим настроением, чем поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное  и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему на пользу.

Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной  самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

МЕНЕЕ 8 БАЛЛОВ.

Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевающей личность. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений.  Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.

Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданы. Но достичь их вы могли бы более успешно за счет мягкости   и поощрения.

ЕСЛИ ОТЕЦ И МАТЬ НАБРАЛИ  9-12 БАЛЛОВ, то такую позицию можно назвать промежуточной , лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяческих излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его  проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Учащимся была предложена мини-анкета «Общение в лицах детей и родителей».

  1. С каким  лицом  родители общаются с детьми  утром, днем, вечером. 

  1. .

Выводы.  В классе взаимоотношения детей и родителей ровные, доброжелательные.

Поговорим о здоровье наших детей. В классе за последние два года резко увеличилось число детей, имеющих ослабленное зрение. Много ребят обращается к эндокринологу и кардиологу, увеличилось число детей, имеющих заболевания мочеполовой системы.  Причины выявляли дети и попробуйте сейчас назвать вы.

Блиц-опрос.

                         Блиц-опрос

  1. Сформулируйте хотя бы одно правило для родителей из серии «Как воспитать здорового ребенка?».
  2. Что мешает выполнять эти правила.
  3. Что, в вашем представлении, есть здоровый образ жизни?
  4. В чем просчеты школы в решении задачи сохранения и укрепления здоровья наших детей,
  5. Дайте советы педагогам, которые на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти просчеты.
  6. Что бы Вы делали по-другому, если Вам начать воспитание своего ребенка заново?

  СПЕКТР ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ

 НАШИ ОШИБКИ                                                    Полезные советы родителям

Низкая двигательная активность детей.

Ребенок должен чередовать «сидение» за уроками и телевизором с активными движениями на свежем воздухе, спортивной секции, в рамках помощи по хозяйству.

Отсутствие культуры здоровья у всех членов семьи (пассивный отдых, стрессовые ситуации, вредные привычки и др.)

Нужно контролировать режим питания и объяснять ребенку, что полезно для него, а что вредит здоровью. Кстати, сами родители тоже должны придерживаться декларируемых принципов, иначе ребенок сразу почувствует фальшь.

Злоупотребление медикаментами как «панацеей» от всех проблем, недостаточная информированность всех членов семьи (и особенно детей) о профилактике заболеваний и важнейших «факторов риска» для здоровья человека.

Каждая семья должна иметь травы для профилактики и лечения простудных  и типичных для семьи хронических заболеваний и выработанные поколениями приемы «выхода» из болезненного состояния.

«Пьяные застолья» на глазах у детей. По крайней мере, их число должно быть минимальным: пример взрослых заразителен.

Главное для здоровья членов семьи – радостная, дружелюбная атмосфера в семье, сопереживание и поддержка.

Курение взрослых провоцирует повторение этой вредной привычки детьми.

Большое впечатление на детей производит т, что ценой неимоверных усилий взрослый бросает курить. Это – лучшая воспитательная мера.

«Лояльное» отношение взрослых в семье к злоупотреблению собственным здоровьем (нарушение режима питания, гиподинамия, создание стрессовых ситуаций и др.).

Выводы.

Таким образом, мы поняли, что состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит образу жизни. К основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период являются систематические занятия физической культурой и спортом. Проблема дезадаптации является комплексной психофизиологической и социальной проблемой. Для ее решения необходимо объединения усилий всех участников  процесса воспитания. Я вам предлагаю памятки  с рекомендациями.

Рекомендации нейропсихофизиологов для  родителей.

  1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него с высоты своего авторитет а. Это сейчас он знает  и умеет хуже вас. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях он будет и уметь больше вас. А если он повторит в ваш адрес те же слова, что он сейчас  говорите ему вы?
  2. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
  4. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или посторонним наблюдателем.
  5. Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  6. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов не, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, Бойтесь списывать свою  некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  7. Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  8. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициатив, желание  учиться да и просто радость жизни и радость познания.
  9. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в  вашей  педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

10. Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддержите, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

11.  никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему  пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди».

 Навыки сохранения зрения и его коррекция.

Упражнение 1.

Чтобы замедлить начавшееся прогрессирование близорукости, особенно при ее слабых степенях, полезно проводить специальные тренировочные упражнения для глаз, называемые упражнениями с «меткой на стекле».

Ребенок в очках или без очков  (соответственно рекомендации врача) становится у окна на расстоянии 25-30 см от оконного стекла. На стекле на уровне глаз ребенка крепится круглая метка диаметром 2-3 мм красного цвета. Вдали на линии взора, проходящей через  эту метку, ребенок намечает какой-либо предмет для фиксации. Затем поочередно (по 10 сек) переводит предмет  взор то на метку, то на этот предмет. Продолжительность каждого упражнения 5-7минут.

Упражнение 2.

Ребенок в назначенных ему очках или без них  (по рекомендации врача) становится у стены с ракеткой в руках. Ракетка может быть изготовлена родителями из плотного картона, фанеры размером примерно 20 на 10 см. На верхнем крае ракетки прикрепляется рисунок диаметром 5-10 мм (машинка, звезда, елочка и др.) На линии взора, примерно в 3-5 метрах от ребенка, располагается такая же картинка, только в 3-5 раз большего размера. Ребенок взором фиксирует картинку на ракетке, которую держит в руке на расстоянии 30-35 см от глаз, затем поочередно переводит взор то на  картинку, нарисованную на ракетке, то поверх ракетки на картинку, расположенную в 5 метрах от него. Упражнение проводится 1-2 минуты ежедневно, кроме выходных дней в течение 1,5-2 месяцев весной и летом.

Упражнение 3 для глазных мышц.

  1. 5-10 кратные движения глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз и круговые движения в одну и другую сторону, Эти упражнения можно проводить как с открытыми , так и с закрытыми глазами.
  2. Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом  30 секунд.
  3. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
  4. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец руки средней линии лица на расстоянии 30 см от глаз и перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Эти упражнения способствуют улучшению кровообращения, снижают утомляемость аккомодационной мышцы и облегчают зрительную работу на близком расстоянии, а также помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век. Они снижают умственное и глазное утомление.

Памятка по навыкам сохранения правильной осанки.

 Круглая и сутулая спина – результат дугообразного искривления позвоночника. Наличие круглой спины ведет к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки, так как полный вдох можно сделать только при максимальном разгибании позвоночника. Уменьшение же экскурсии грудной клетки влечет за собой снижение жизненной емкости легких и колебания внутригрудного давления. Последнее может отрицательно сказаться на функции не только дыхательной, но и сердечнососудистой системы.

Причинами развития  круглой спины являются перегрузка позвоночника, длительное согнутое положение во время работы и занятий, плохое освещение рабочего места, близорукость. Кроме того, в образовании круглой спины некоторую роль играет плохо сшитая одежда, когда человек вынужден сутулиться, Круглая спина нередко формируется у малоподвижных, ленивых людей. Они не утруждают себя тем, чтобы удерживать позвоночник в правильном положении при помощи мышц и дают ему возможность изгибаться под тяжестью тела. Причиной формирования круглой спины может быть и вредная привычка стоять сгорбившись, как это часто бывает у высоких юношей и девушек.

Профилактика дефектов осанки должна быть направлена на устранение причин, вызывающих эти нарушения, систематическое развитие и укрепление мышц спины, брюшного пресса и других мышц нашего тела. Очень большое значение имеет воспитание у детей привычки держать  свое туловище не только тогда, когда они стоят, Нои при положении сидя за столом. Если ученики прислоняются грудью к столу, то них затрудняется дыхание и кровообращение, но и ведет к возникновению неправильной осанки.

4.Методическая разработка:

Элективный курс «Избранные вопросы математики»

Пояснительная записка

    Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на весь учебный год, предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированным.

Курс состоит из следующих тем:

- «Проценты» - 8 часов

- «Квадратные трехчлены и его приложения» - 8 часов

- «Модуль» - 8 часов

- «Функция» - 8 часов

Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способности учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Программа элективного  курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, но в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочные навыки обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время  необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает  финансовую, демографическую, экологическую,  социологическую и другие стороны нашей жизни.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- понимать содержательный смысл термина»процент» как специального способа выражения доли величины;

- алгоритм решения  задач на проценты составлением уравнения;

- формулы начисления «сложных процентов» и простого  роста;

- что такое концентрация, процентная концентрация.

Учащиеся должны уметь:

- решать типовые задачи на проценты;

- применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных  задач;

- использовать формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста при решении задач;

- решать задачи на сплавы, смеси, растворы;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;

- уметь соотносить процент с соответствующей дробью.

Тема  «Функция» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия,  по способам задания функций, их  свойствам, а также раскроет перед школьниками  новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Ожидаемы результаты

Учащиеся должны знать:

- методы построения графиков функций;

- математически определенные функции могут описывать реальные зависимости и процессы;

- об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры зависимостей и процессов;

- строить и читать графики;

- переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- приводить примеры использования функций в физике и экономике.

Тема   «Квадратный  трехчлен и его предложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее предложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но  совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для  успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических  олимпиадах. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- некоторые нестандартные приемы решения задач на основе     свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

-  исследование корней квадратного трехчлена

Учащиеся должны уметь:

- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

- преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);

- уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;

- проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;

- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.

Тема  «Модуль» направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на  математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- определение модуля числа;

- решение уравнений и неравенств, содержащих модель;

- преобразование выражений, содержащих модуль.

Учащиеся должны уметь:

- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;

- преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- строить графики элементарных функций, содержащих модуль.

Задачи курса:

 - сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;

- расширение представлений о свойствах функций;

- формирование умение «читать» графики и называть свойства по формулам;

- научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

- приобрести определенную математическую культуру;

-помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

- научить строить графики, содержащие модуль;

- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Цели курса:

- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

- создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций;

- восполнить некоторые нестандартные приемы решения задач на основе курса квадратного трехчлена, графических соображений, процентных вычислений;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;

- помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;

- создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

   

   Учебно-тематический план

№ п.п.

Наименование тем курса

Всего часов

          В том числе

Форма контроля

лекция

практика

семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

О,5

0,5

1

2

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

2

1

1

3

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

0,5

1

4

Решение задач по всему курсу

2

1

К.р.

5

Квадратный трехчлен

2

1

1

Сам.раб 15 мин.

6

Исследование корней квадратного трехчлена

4

1

2

1

Сам. раб. 15 мин.

7

Решение разнообразных задач по курсу

2

1

1

Провер. Работа 30 мин.

8

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль

1

0,5

0,5

9

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

3

1

2

1

Сам.раб.

10

Графики функций, содержащих модуль

2

1

1

11

Проверочная работа

1

Пров. Раб.

12

Модуль в заданиях ЕГЭ

1

1

13.

Историко-генетический подход к понятию «функция»

1

1

14

Способы задания функции

1

1

15

Четные и нечетные функции

2

1

 16

Ограниченные и неограниченные функции

2

1

17

Построение графиков функций

2

1

                          Литература

  1. Водингар М.И., Лайкова Г.А.  Решение задач на смеси, растворы,  сплавы («Математика в школе» № 4, 2001г.)
  2. Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.
  3. Качашева Н.А. О решении задач на проценты («Математика в школе»  № 4, 1991 г. с.39)
  4. Астров К. Квадратичная функция и ее применение.
  5. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
  6. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры («Математика в школе» № 5, 1999г.)
  7.  Егерман Е. Задачи с модулями («Математика в школе» № 3, 2004г.)
  8. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.

      9. Сборник элективных курсов «Математика 8-9 классы»,      составитель  

       В.  .Н.  . Студенецкая. Волгоград. «Учитель».  2006.    

      РЕЦЕНЗИЯ

на программу   элективного курса  «Избранные вопросы математики», разработанную  учителем математики муниципальной общеобразовательной средней школы № 4   г. Нижневартовска

         Щербиновой Натальей Николаевной.

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на учебный год, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Элективный курс «Избранные вопросы математики» дополняет и развивает школьный курс математики,  восполняет некоторые содержательные пробелы основного курса математики, помогает учащимся развить их индивидуальные способности. Программа курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора ими их будущей профессии.

   Пояснительная записка отражает самостоятельную позицию автора, понимание им  пропедевтической деятельности для будущего самоопределения школьников. Очевидна большая подготовительная работа, предшествовала разработке практического курса.

   Программа состоит из  четырех тем: «Проценты. Квадратный трехчлен и его приложения. Модуль. Функция». Ученикам предлагаются материалы,  с помощью которых необходимо решить учебные и жизненные задачи,  овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования, приобрести определенную математическую культуру.

 Предполагаемые результаты обучения заключаются в расширении у ребят первичных навыков решения задач, в повышении уровня самостоятельности при работе с учебным материалом и умения обосновывать свою точку зрения. Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессию, существенным образом связанную с математикой,  с выбором профиля дальнейшего обучения.

  Программа данного элективного курса гармонически соединяет  технологии  решения изобретательных задач и  учебных циклов (ТРИЗ и ТУЦ), памяти (эйдетические методы), пространственного и логического мышления (по Б.П.Никитину и др.)

Наиболее ценным представляется то, что данный элективный курс поможет ученикам в выборе профессии.

Автор программы предполагает, что практические занятия позволят создать дружескую атмосферу, сделают школьников раскрепощенными, что положительно скажется на уровне общительности детей,  как со своими сверстниками, так и с взрослыми, поможет каждому ученику лучше понять себя, свои стремления и возможности в выборе профессии.

   Программа сопровождается методическим обеспечением.

Содержание рецензируемой программы полностью отвечает требованиям  ГОСВПО последнего поколения (2003).

Структура и логика программы, подбор дидактических материалов подтверждают инновационный характер деятельности педагога.

   В целом программа элективного курса представляет интерес для работников образовательной школы и может быть рекомендована для распространения в образовательных учреждениях.

Рецензент: Кандидат педагогических наук,   доцент кафедры  теории и методики  общей математики Омского государственного университета         Н.А.Жигачева.