Давайте поиграем или проверка на "вшивость" (педагогическая зарисовка)

Чернухин Олег Алексеевич

Детей хлебом не корми, дай возможность проверить учителя на «вшивость», разыграть его. Любой молодой учитель, наверное, прошёл через подобные проверки. Ради одних дети могут договориться и по полкласса отпрашиваться во время урока к врачу. Для других всегда наготове старая добрая шутка – гудеть всем классом не открывая рта…

Как-то меня попросили провести игровое занятие для воспитанников детского дома. Это было в оздоровительном лагере, от меня требовалось провести несколько игр на природе. Я согласился, стал готовиться…

Как потом оказалось, на занятие пришли девочки 15-16-ти лет… играть они были не настроены...

В большой открытой веранде стоят стулья, в углу на столике разложены листы бумаги, фломастеры и т.д. «Дядя эколог» рассаживает детей и предлагает им познакомиться, но не просто познакомиться, а экологически.

Если в группе меньше 15-ти человек, я люблю начинать знакомство с тренинга «Какое я животное». Надо попытаться соотнести черты своего характера с поведением какого-либо животного, нарисовать его и презентовать всей группе – обосновать свой выбор. Этот прием эффективен, если детей не больше 15-ти. Иначе занятие затягивается, и дети начинают отвлекаться. Желательно, чтобы было много карандашей и фломастеров, детям, особенно маленьким, это нравится. Потом по очереди каждый о себе рассказывает. Начинайте с себя, «свое» животное можете придумать заранее. Можно использовать «микрофон» - любой предмет, хотя бы отдаленно на него похожий. Начинайте первым, берите «микрофон», рассказывайте о себе, о "своем" животном и передавайте его другому, кому захотите. И так каждый – ответил, передал микрофон следующему по своему выбору. Важно комментировать каждый ответ. Чтобы диалог получился, чтобы они друг про друга спрашивали.Если ученик называет агрессивные черты животного, постарайтесь показать положительные качества этого же животного. Если ребенок не уверен в себе, ему бывает трудно с таким самоопределением. В этом случае постарайтесь ему помочь. 

Ваша задача – стать для этих детей волшебником Гудвином! Трусливому льву дать храброе сердце, Страшилу одарить мозгами и т.д…

Девицы лет 15-ти, сидят на стульях, жуют жевательную резинку, слушают меня, улыбок ни одной, молчание полное. Бодро их приветствую, даю задание… Все молчат и сидят, я тоже молчу и стою… Зашевелились, стали подходить к столу, смотреть, что на нем лежит. Очень медленно, но процесс пошел.

Хожу от одной к другой, смотрю, что рисуют, пытаюсь комментировать, шутить. Наконец все готовы, начинаем обсуждение – кто есть кто? Я жизнерадостно говорю, кто, мол, из вас самая храбрая, передаю слово первой девице.

Она, смотря мне в глаза и не переставая жевать жевательную резинку, говорит:

– Я собака. Потому что агрессивная…

У меня секундный шок. Обычно в этом возрасте детям, особенно девочкам, нравится поговорить и порассуждать о себе. С охотой и желанием рассказывают они про свои ассоциации. А здесь, понимаете, собака, «потому что агрессивная». На долю секунды челюсть у меня «отваливается», потом начинаю «работать»:

– Хороший выбор, собаки еще и общительные, у них всегда много друзей. У тебя много друзей?

– Да.

Вариант почти беспроигрышный, кто в этом возрасте скажет, что у него мало друзей? Говорю спасибо, приглашаю следующую.

– Я кошка, потому что агрессивная.

Ну, я уже подготовлен, удар «держу».

– Выбор интересный. Кошки – животные очень самостоятельные, некоторые биологи даже не считают их домашними. Они сами по себе. У них на все свое мнение. Похоже на тебя?

– Да, похоже.

И ведь ни какой заранее приготовленный конспект урока не поможет. Это как интеллектуальный пинг-понг. Ребенок ответил - педагог должен прокомментировать его ответ. Шпаргалкой не воспользуешься. При этом в каждом ответе надо обязательно найти что-то хорошее, постараться, чтобы они сами этому хорошему (в себе) поверили. А если не получится, значит в их «потому что агрессивная» больше правды, чем в комментариях педагога.

Даю слово следующей девочке.

– Я хомячок…

И стоит, мнется, не знает, что дальше говорить.

Я киваю головой и спрашиваю:

– Ты тоже агрессивный?

Все засмеялись. После этого ситуация, конечно, разрядилась. Из ответов исчезло «потому что агрессивная». По большому счёту, мне повезло – если бы не этот «хомячок», было бы значительно сложнее налаживать с ними контакт.
В таких случаях важно не проявлять раздражение, не повышать голос, а если действие происходит на уроке, то не кидаться ставить двойки. Увидели дети раздражение учителя – всё, они добились, чего хотели! Начал учитель за «это» ставить двойки – значит он проиграл. Попробуй после, завоюй их уважение, если ты двойки «ни за что» ставишь!

Дальше мы действительно поиграли, они рассказали про свои игры, вместе поиграли в предложенные мной. На самом деле эти девочки, не смотря на всю свою внешнюю «взрослость» явно не доиграли в своём детстве. Играли они с радостью и с какой-то детскостью, не так как другие их ровесницы.

Закончилось всё хорошо, девочкам понравилось. Две из них после занятия подходили ко мне и спрашивали, в какие игры еще можно поиграть... Но, думаю, могло получиться и по-другому. Видели они меня в первый и последний раз и уж совсем не обязаны были подыгрывать…

Это был маленький фрагмент школьной жизни: каждый учебный год начинается для учителя со знакомства с новыми классами и новыми учениками…
 

 

Комментарии

Олег Алексеевич! Респект! Вы мудрый человек! Не "зарывайте" талант в землю! Обязательно делитесь с коллегами (и особенно с молодыми, желающими познать и научиться!) Я уверена, что в Вашей практике очень много подобных ситуаций, к решению которых Вы подходили неординарно!
Чернухин Олег Алексеевич

Уважаемая Вера АВлександровна! Спасибо за столь лестную оценку моих опусов! Попробую еще что-нибудь написать :)