Проблема выгорания учителя

Паначёва Ирина Евгеньевна

Группа "Мой выбор -моё здоровье" http://nsportal.ru/moi-vybor-moe-zdorove

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. 

С.И. Порфирьева, ст. преподаватель кабинета психолого-педагогической коррекции и реабилитации ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_vygoraniya_pedagoga.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

С.И. Порфирьева, ст. преподаватель кабинета психолого-педагогической коррекции и реабилитации ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»

 

Проблема выгорания педагога

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Н.И. Комиссарова отмечает, что основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера, поучающая манера речи, излишняя властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим, стремление к власти над детьми и людьми вообще. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются. Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:

– ощущение тупика, одиночество; 
– периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи; 
– ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации; 
– понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
– резкость и несдержанность в общении с коллегами;
– не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен; 
– начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
– непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
– ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата; 
– желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
– ощущение бесправия и принесения себя в жертву; 
– желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше; 
– комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
– начинаешь хуже выглядеть.

 Почему это происходит: этому способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют, в основном, женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на них самих, так и на половую самоидентификацию детей. Выгорание также провоцируется чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:

– большое количество детей в классе, поточную работу;
– неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;
– маленькую зарплату;
– недостаточность профессиональной поддержки; 
– слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями.

Сущность выгорания

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – “сгорание”, “выгорание”, “затухание горения”. Впервые этот термин предложил Фроуденбергер (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов “помогающих” профессий, к которым относятся учителя. Рассмотрим некоторые определения, прямо или косвенно связанные с феноменом выгорания:

Профессиональная деструкция — это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда.

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому переживанию одиночества. У “сгоревших” на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Синдром эмоционального выгорания - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы. Если у Вас появилось непонятное ощущение вялости и упадка сил на протяжении последних двух или более недель; если ощущение усталости сопровождается ломотой в мышцах, болями, тошнотой, повышением температуры, депрессией или колебаниями настроения, - это проявления синдрома хронической усталости.

Стресс (давление, нажим, напряжение) - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие “стресс” было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т.д.) В последнее время на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса. Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь - это постоянный стресс (т.е. необходимость приспосабливаться). А приспособляемость, по его мнению, - это главная отличительная черта живого существа. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Этот уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть).

Дистресс (горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) - это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако, если стрессор оказался слишком сильным или врожденным, приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни или даже летальному исходу. Селье считает, что каждому человеку присущ определенный уровень некоей адаптационной энергии и поэтому к одной и той же ситуации одному человеку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т.е. у каждого свои стрессоры.

Деперсонализация – изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и пр.

 

Факторы риска развития выгорания (по Л.В. Новиковой)

1) социально-психологические факторы развития выгорания

·     Переживание несправедливости. Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами. Доказано, что чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания, чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

 

·     Социальная незащищённость. Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.

 

·     Уровень поддержки. Разные виды поддержки оказывают неоднозначное влияние на выгорание. Лейтер изучал воздействие личной (неформальной) и профессиональной поддержки на синдром выгорания (1993). Оказалось, что профессиональная играла двойственную роль, уменьшая или усиливая выгорание. С одной стороны, она была связана с более сильным ощущением профессиональной успешности, а с другой – с эмоциональным истощением. Обнаружено также, что чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения. В другом исследовании изучались три вида организационной поддержки: использование навыков, поддержка коллег, поддержка руководителя. Первый вид положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно – с эмоциональным истощением. Поддержка коллег положительно связана с персональными достижениями. Поддержка же стороны руководителя не была значимо связана ни с одним из компонентов выгорания. Итак, данные свидетельствуют о сложном взаимодействии социальной поддержки и синдрома выгорания. Источники первой могут по-разному влиять на компоненты второго. Позитивный эффект обусловлен как характером поддержки, так и готовностью её принять. Для профессиональной адаптации педагогов и сохранения их профессионального долголетия перспективными будут разработка и использование разнообразных видов социальной, профессиональной и личной поддержки, предупреждающих синдром выгорания.

 

·     Неудовлетворённость работой. Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск. Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы, но и от организации в целом. “Выгоревший” работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму физической изоляции, а если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от дальнейшего роста карьеры. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. Привлекательность организационной культуры и работы в организации оказывает сдерживающее влияние на развитие процессов выгорания.

 

·     Оплата труда. Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.

 

·     Возраст, стаж работы и уровень удовлетворённости карьерой. Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста.  Очевидно, фактором риска выгорания выступает не продолжительность работы (как стаж), а неудовлетворённость ею, отсутствие перспективы личностного и профессионального роста, а также личностные свойства, оказывающие влияние на напряжённость общения на работе.

 

·     Карьерные устремления. Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, внутреннего напряжения.

 

·     Пол. Обнаружено, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Учителя – женщины к наиболее сильным стресс-факторам относят “трудных учеников”, а мужчины – присущий школам бюрократизм и большое количество “бумажной” работы.

 

2) личностные факторы развития выгорания

·     Локус контроля. Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам – начальству, обществу, государству, экономической ситуации и пр. (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, что препятствует развитию выгорания.

 

·     Поведение типа «А». Для развития выгорания важно и то, как учитель справляется со стрессом. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного (поведение типа А).

Мини-тест “Принадлежите ли вы к людям типа А?”

  1. Вы всегда всё делаете очень быстро?
  2. Проявляете нетерпение, потому что вам кажется, что все делается очень медленно?
  3. Всегда думаете одновременно о двух и более вещах или стараетесь делать одновременно несколько дел?
  4. Испытываете чувство вины, когда уходите в отпуск или позволяете себе расслабиться на несколько часов?
  5. Всегда стараетесь “втиснуть” в своё расписание больше дел, чем вы можете надлежащим образом выполнить?
  6. Нервно жестикулируете, чтобы подчеркнуть то, о чём говорите, например, сжимаете кулаки или сопровождаете свои слова ударами по столу?
  7. Оцениваете себя в зависимости от того, сколько успели выполнить?
  8. Проходите мимо интересных событий и вещей?

Если положительных ответов больше, чем отрицательных, то очевидна склонность к поведению типа А.

 

·     Предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Причём чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения. Такие стратегии связаны с вероятностью развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни. Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга – преодоления стрессовых ситуаций. Преподаватели с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность. Пайдмонт (1993) получил данные о том, чтосамоуважение играет важную роль в переживании дистрессов, связанных с работой. Тревожные, депрессивные и не способные справиться со стрессами люди чаще испытывают эмоциональное истощение на работе и вне её.

 

3) профессиональные факторы развития выгорания

·     “Болезненная зависимость” от работы. “Трудоголизм” и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

Мини-тест “Трудоголик ли вы?”

  1. Встаёте ли вы рано, несмотря на то, что поздно легли, работая дома до поздней ночи?
  2. Если ваш обед проходит в одиночестве, читаете ли вы или работаете во время еды? Считаете ли вы, что перерывы на обед – пустая трата времени?
  3. Составляете ли вы подробный список того, что нужно сделать каждый день? Ежедневник и исписанные календари – непременные атрибуты трудоголиков.
  4. Вам трудно “ничего не делать”? Можете ли вы сидеть без дела?
  5. Вы энергичны и стремитесь к соревнованию?
  6. Работаете ли вы по выходным и в отпуске?
  7. Можете ли вы работать всегда и везде?
  8. Трудно ли вам уйти в отпуск? Когда вы в последний раз брали отпуск?
  9. Боитесь ли вы выхода на пенсию?
  10. Нравится ли вам ваша работа?

Если вы ответили “да” больше чем на 5 вопросов, вполне вероятно, что вы - трудоголик.

 

·     Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость.

Ролевой конфликт – это противоречивые требования к работнику.

Ролевая неопределённость – это нечёткие, неопределённые требования к работнику.

Ролевая перегруженность – ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределённые или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.

 

·     Организационные характеристики. Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой, увеличивается.

 

Психологические условия восстановления здоровья педагогов

Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно.

Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии.

Супервизор – это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интервизия – обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.

Основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.

Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана. Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:

– чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;

– долгий и крепкий сон, возможность выспаться;
– не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;
– отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять; 
– искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;

– умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);

– заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;

– занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);

– опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;
– развлечения (поход в кино, в кафе...);
– любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);
– общение с природой (прогулки в парке и по лесу);
– установление простого человеческого контакта с учениками;

– позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;

– человеческая поддержка со стороны начальства;
– отдых после работы в тишине;

– умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;

– общение с близкими и друзьями;

– общение с любимым человеком;

– профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;
– выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.

Способы снятия напряжения за короткое время:

1) Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.

Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень… Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.

Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом, прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

 

2) Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.

Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?

Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.

 

Резюме

Выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного и продолжительного стресса на работе. В том случае, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведёт к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как стресса неуправляемого.

При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения (копинга) хронические стрессы на работе вызывают у человека комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения, представляющих угрозу для персонального здоровья и стабильности организации в целом.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в различных её аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже “выгорают” оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.

 

Литература

 

  1. Аргайл М. Психология счастья. — СПб: Питер, 2003.
  2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб: С-Петерб. мед. акад. последиплом. образ., Балт. пед. акад., 1998.
  3. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя //Народное образование. – 2006. - № 2. – с. 216 – 222.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  5. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Учеб. пособие /под. ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2007.
  6. Комиссарова Н.И. Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов" //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  7. Куценко Е. Увидеть точку роста в ситуации профессионального кризиса //Первое сентября. – 2008. - № 9.
  8. Лукьянченко Н.В., Фальковская Л.П. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения //Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение»: М, 2007
  9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
  10. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.
  11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2004.
  12. Мосенцева О.Н. Факультативное занятие для учащихся 10-го класса по теме: "Стресс" //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  13. Никорчук Н.В. Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности" //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  14. Новикова Л.В. Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  15. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. // Психологические проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 1999. — С. 76–97.
  16. Развозжаева Г.П. Занятие по психологии "Профессионально-личностное саморазвитие педагога" // Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
  17. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  18. Суксова В. Как учителю не сгореть на работе// Первое сентября. – 2008. - № 7.
  19. Сыманюк Э.Э. Психологическое содействие как технология преодоления профессионально-обусловленных деструкций //Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение»: М, 2007
  20. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. — М.: Каро, 2003.
  21. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. – 1994. - № 6. — С. 34–56.

 

Материал для самопроверки

 

  1. Назовите факторы риска развития выгорания.
  2. С какими явлениями тесно связан процесс эмоционального выгорания? 
  3. При каких условиях интернальный локус контроля может способствовать развитию выгорания?
  4. К какой стратегии преодоления кризисных ситуаций относится поведение типа «А»?
  5. Какие организационные характеристики способствуют развитию эмоционального выгорания?
  6. Назовите эффективные с психологической точки зрения профилактические средства предупреждения эмоционального выгорания.
  7. Влияет ли на развитие эмоционального выгорания темперамент человека?
  8. Дайте характеристику «эмоционально выгоревшего» педагога.
  9. Как Вы думаете, какие еще нюансы необходимо учитывать, говоря о профилактике процесса эмоционального выгорания педагога в современных условиях?


 

Комментарии

Спасибо. Вы всё прекрасно написали и мне очень понравилось. Вы проделали большую работу. Хотелось бы Вам рассказать, что по Вашей теме есть интересная книжечка Н.Г.Осуховой "Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не "сгореть" на работе.
Паначёва Ирина Евгеньевна

Елена Васильевна, спасибо большое и за теплые слова и за рекомендацию
Байгутлина Расима Файзрахмановна

Спасибо большое! Прочитала, очень интересно изложен материал, рекомендовала своим коллегам обязательно прочесть его на досуге.
Валентина Алексеевна Латышева

Уважаемая Ирина Евгеньевна, эта тема мне тоже интересна. Я опубликовала подобнй материал на блоге.Жаль, что не могу поместиь в презентации.Если Вам интересно, прочтите, и поучится приличный, совместно накопленный опыт.Я упор делала на премы помощи уставшему педагогу.