Учитель в нашей жизни

Иванова Вера Игоревна

Учитель в нашей жизни.

«Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень…»
А.С. Пушкин

       О ком так пламенно и восторженно писал А.С. Пушкин? Конечно же, о своем любимом преподавателе Александре Петровиче Куницыне. Какое значение имеет учительство в нашей жизни? Чем запоминается учитель?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_v_nashey_zhizni_microsoft_word.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель в нашей жизни.

«Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень…»

А.С. Пушкин

       О ком так пламенно и восторженно писал А.С. Пушкин? Конечно же, о своем любимом преподавателе Александре Петровиче Куницыне. Какое значение имеет учительство в нашей жизни? Чем запоминается учитель?

       Педагог – это человек, ведущий ребёнка. Ведущий куда? Зачем? Ведь, чтобы повести за собой нужно знать ответы на многие вопросы. А для этого нужно постоянно учиться, пополнять свои знания в быстро меняющемся современном обществе. В том-то и состоит трудность учительского дела, что ни диплом, ни твёрдое знание методики, ни даже долгая практика не делают нас учителями. Только постоянная моральная работа, самовоспитание помогут стать педагогом, за которым пойдут дети. Нужно неустанно совершенствовать себя, набираться новых знаний, чтобы быть интересным детям. Ведь нельзя отдать детям то, чего не имеешь сам. Поэтому, если ты учитель, то – учись сам! Академик И.П. Павлов говорил, обращаясь к молодёжи: « никогда не думайте, что вы уже знаете всё, и как бы высоко ни ценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я невежда». Это вполне может быть адресовано учителям. Настоящий педагог – это вечный ученик, не знающий покоя, не теряющий любознательности, презирающий равнодушие, постоянно духовно растущий. Но педагог должен не только сам не уставать искать новое, совершенствуя себя. Он должен научить этому своих учеников.

       С давних времён между педагогами идёт горячий спор, что важнее: наполнить сосуд или зажечь огонь? Обогатить память ребёнка или пробудить в нём страсть к познанию? Ясно, что нужно то и другое. Но ясно и то, что первая задача намного легче. Она требует от педагога просто знаний и терпения. Вторая же – подчас всей жизни. Ведь чтобы зажечь кого-то, надо гореть самому. А кто горит, тот быстро и сгорает. На это способен не каждый.

       Человек – по натуре творец, и в каждом ребёнке живёт мыслитель и исследователь. Погибнет в нём эта черта или разовьётся, зависит от учителей.  Запоминать готовое - скучно даже взрослому, не говоря уже о ребёнке. Интерес является катализатором памяти. То, что в детстве воспринято с интересом, до чего человек дошёл сам, крепко усваивается на всю жизнь. И, напротив, то, что выучил по обязанности, память отторгает, как нечто ненужное. Поэтому ребёнку нужно самому участвовать в процессе познания. Ему интересно искать истину, переживать неповторимое волнение открытий и разочарований. Ученик становится активным мыслителем, творцом. Он напрягает свою мысль не потому, что обязан, а потому что это интересно. Ребёнок начинает верить в свои способности и склонности. И в этом конечно большая заслуга учителя.    

         Уроки настоящего учителя – это не просто уроки определенного предмета. Это уроки, находящие путь к умам и душам своих учеников. А среди них есть разные дети. Есть и такие ученики, о которых Януш Корчак сказал – «неудобные». С ними тоже нужно находить общий язык. Нужно уметь работать с разными детьми. Следовательно, отношение к детству является одной из ценностных характеристик педагогической деятельности. «Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное, святое детство!» - так обращался к своим современникам Януш Корчак в книге «Как любить детей».

        Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Толстой Л.Н. так характеризовал совершенного учителя: «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Хочется, чтобы все учителя были такими! Я согласна со словами Л.Н.Толстого. Главное – любовь к детям и своей педагогической деятельности. А все остальное приложится, было бы желание. Всегда можно пополнить свои знания, а с опытом придут умения и навыки.

       На мой взгляд, учитель должен обладать горячим, пылким, беспокойным сердцем, которое было бы переполнено любовью к людям. Ведь профессия учителя – одна из самых гуманных. Учитель не должен быть равнодушным, безразличным ко всему, бездушным, потому, что дети не любят людей, которые влюблены только в себя.  

       Учитель тоже личность, а у каждой личности свой образ мыслей, свой путь, по которому он доносит знания до ребячьих умов и сердец. Учит самостоятельно рассуждать, учит трудиться. Без личности учителя, авторитетной, непоколебимой, всё знающей и умеющей, идеал превращается в знамя, оставленное знаменосцем. Учитель должен нести на своём знамени истинный огонь любви, преданности, высокой морали. Дети очень тонко чувствуют в своём учителе настоящего знаменосца, умеющего распознать, где истинный огонь, а где фальшь. Дети любят того, в чью силу духа они верят безоговорочно. Они подчиняются авторитету учителя, этим признают в нём наставника и друга, посвящённого во все тайны и секреты. Учитель – человек с ясной и открытой душой, непримиримый к подлости, хамству, двуличию. От учителя зависит то, какими будут его ученики в будущем. Он должен знать всё о своих учениках и уважать их, тогда дети отзовутся сердцем своим на зов его сердца.

       Учитель должен обладать талантом Человечности, и воспитывать в своих учениках этот талант. И как прекрасно, когда учитель находит искру доброты, отзывчивости в своих воспитанниках, и не глушит её, растит и лелеет. Ведь из маленькой искорки вспыхнет в умелых руках учителя костёр человечности, доброты, чуткости.

       Сегодня, в Год Учителя, я хотела бы отметить, что учителя – это увлеченные и заинтересованные люди, которые, несмотря на все трудности, очень ответственно относятся к своей профессии. И мне кажется, что главное для каждого педагога – это любовь к детям. Если любишь своих учеников, любишь свою профессию – все проблемы решаются. По моему мнению, учитель – не просто профессия, а стиль жизни. Учителя – земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности. Поэтому профессия учителя должна быть одной из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

 

Список использованной литературы:

1. Гартунг Л. А. Завтра ты войдешь в класс.- Новосибирск, 1976.

2. Искусство и педагогика: Хрестоматия / Сост. М.А. Вебр. – СПб., 1995.

3. Маркуша А.М. Если вы учитель. – Москва «Просвещение», 1989.

4. Толстой Л.Н. Общие замечания для учителей. – Пед. соч. М., 1948.