Главные вкладки

    Одаренные дети

    Арсаева Елена Анатольевна

     

    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. 

    Целенаправленная и систематическая работа с  одаренными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

     

    Цель  работы методического объединения с одарёнными детьми:

     

    создавать условия для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышать качества их обучения, расширять возможности развития индивидуальных способностей, улучшать условия социальной адаптации учеников, гармонизировать отношения в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик».

     

    Цели деятельности методического объединения:
    1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта. 
    2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми. 
    3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей. 


    Задачи деятельности:
    1. Выбирать рациональные формы управления интеллектуальной деятельностью учащихся. 
    2. Выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний. 
    3. Создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творческих учащихся. 

     


    Принципы: 

    1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников. 
    2. Акцент на решающую роль теории. 
    3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности. 
    4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности. 
    5. Поддержание интереса, любознательности. 
    6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий,диспутов, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т.д.


    Основные направления работы методического объединения:

    1. Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало. 
    2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей. 
    3. Развитие творческих способностей учащихся. 
    4. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности одаренных детей.

    Основные мероприятия :


    I. Диагностика: 
    1. Изучение диагностических методик, основанных на  доступности, информативной емкости. 
    2. Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 5 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
    3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования. 
    4. Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования. 
    5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем. 
    6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. 

    II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей: 
    1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность. 
    2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. 
    3. Знакомство учащихся с новинками литературы. 
    4. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. 
    5. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир. 
    7. Организация помощи ученикам в подборе литературы. 
    8. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам. 
    9. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы. 

    III. Развитие творческих способностей: 
    1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 
    2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 
    3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
    - творческие ответы; 
    - выполнение творческих тематических заданий; 
    - выполнение проблемных поисковых работ;

    -выполнение исследовательских работ; 
    - назначение ответственными за проведение предметных недель; 
    - приобщение (в различных формах) к работе учителя; 
    - повышение степени сложности заданий; 
    - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

    IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 
    1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад;  выставка творческих достижений учащихся. 
    2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления). 
    3. Отправление благодарственных писем родителям .
    4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.