Лекция "Размышления о духовных ценностях учителя"

Ураева Альфира Асгатовна

 

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2007», полуфинал

          Как известно, у человека всегда было и есть два мира. Первый – повседневный мир, в котором мы живём, ходим в школу, занимаемся каждодневными делами, болеем и выздоравливаем. В этом мире более или менее всё упорядоченно, всё делается по правилам: каждый день обед и ужин, каждый июнь сыплет тополиным пухом, а каждый ноябрь мокрым снегом, и никогда не бывает наоборот. Этот мир имеет свои радости и печали, но в целом – это знакомый, хорошо известный и для кого-то даже скучный мир.

          Но есть и другой, полный загадок и тайн, волнующий и непредсказуемый. Например, давайте вспомним мир нашего детства. В детстве всё кажется по-другому: и природа говорила с нами на каком-то особенном языке: облака казались корабликами, плывущими по синему морю, звёзды – рыбками. Даже люди больше походили на волшебников, пусть добрых или злых, чем на обыкновенных людей.

         Мне кажется, что учитель и во взрослом состоянии должен попытаться сохранить такой детский настрой души. Как это сделать? Моё твёрдое убеждение: это получается тогда, когда любишь свое дело, когда умеешь понимать мир своих детей и осознаёшь, что наш повседневный быт -  это ещё не весь мир, что есть другой, более истинный и более настоящий.

        Учитель – это мостик, который помогает нашим детям перейти из одного мира в другой. А это значит – одарить ребёнка любящей душой и приложить огромную силу, чтобы в его сердце возникло стремление к сердцу другого человека, ко всем людям.

         Жан-Жак Руссо писал: «Жить - вот ремесло, которому нужно обучить ребёнка. Выходя из моих рук, он не будет ни судьёй, ни солдатом, ни священником, но он будет, прежде всего, человеком. Всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае надобности так же хорошо, как и всякий другой. И как бы судьба не перемещала его, он всегда будет на своём месте». Отсюда следует, что в нашем педагогическом труде важна личность самого учителя: самому быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым оттого, что всё это ты даришь детям.

           Каждый учитель тоже имел когда-то своего учителя, но не каждый имел учителя жизни. Как, например, у Платона таким являлся Сократ. У некоторых из нас настоящими учителями были наши родители. Мне повезло, что у своих родителей я научилась трудолюбию, ответственности, уважительному отношению к каждому человеку. Но не каждому ребёнку везёт так, как мне. Поэтому отношение между учителем и учеником должны выстраиваться на основе духовных ценностей учителя.

         Я считаю, что любой человек, не только педагог, в своей жизни должен руководствоваться основными правилами нравственности. Французский философ Рене Декарт, живший в ХVIIвеке, выделял три таких правила:

      - Первое правило заключается в подчинении законам и правилам своей страны. Он считает, что любой человек в своей жизни должен следовать мнениям наиболее благоразумных людей и обращать внимание на то, как эти люди поступают, чем на их слова. Отсюда делаю вывод, что поступки учителей – есть первое условие нравственного воспитания личности ученика.

      - Второе правило, по мнению Декарта, состоит в упорном следовании избранным позициям, твёрдо и неуклонно идти в одном направлении, и тогда достигнешь результата. Отсюда следует, что мы, педагоги, должны обладать огромным терпением и настойчивостью в работе с детьми.

      - Третье правило Декарта: всегда стремиться победить скорей себя, чем судьбу. И не надо жаловаться, если мы хотели сделать нечто грандиозное, а сделали мало. Главное, чтобы это было благое дело. Поэтому, основа настоящего воспитания – уважение к личности ребёнка, изучение его интересов.

        А вот главной задачей любого человека в жизни Декарт считал совершенствование им своего разума: «Гораздо печальнее потерять разум, чем жизнь». Может быть, я и не права, но  позволю себе в данном случае не согласиться с великим философом. Гораздо печальнее потерять душу и сердце, добрую память о себе, нежели разум, в высшем смысле этого слова, и жизнь.

        Ярким примером этого является жизненный выбор Блеза Паскаля, французского философа, писателя, математика, физика. Любой школьник знает о вкладе Паскаля в физику и математику, но, однако же, он разочаровался в точных науках и обратился к проблеме человека, так как первым отличил «мысль рассудка» от «мысли сердца». Его учения о человеке оказали большое влияние на мыслителей ХIXвека, в частности, на Ф.М. Достоевского.

         В заключении хотелось бы сказать следующее. Человек – это существо, которое постоянно переступает самого себя: чего бы он ни достиг, ему всегда мало. Каждый из нас пытается стать кем-то: учёным, художником, пекарем, то есть пытается свести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все тонкости своей профессии, мы начинаем понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – Человеком, то есть Человек должен быть выше своей профессии.

Ураева Альфира Асгатовна,

учитель французского языка

МОУ «Крайчиковская СОШ»

 Колосовского района Омской области

 

Комментарии

Ураева Альфира Асгатовна

Данная лекция была подготовлена в качестве одного из конкурсных заданий полуфинала регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года - 2007".
Некрасов Александр Григорьевич

Блез Паскаль был прежде всего глубоко верующим человеком.