Методы обучения в школе

Метод- зто  способ , путь достижения цели .      Классификация  методов  обучения :     1)    Методы    организации и осуществления учебно- познавательной  деятельности.   2)  Методы  стимулирования и мотивации учебно-  познавательной деятельности.  3) Методы   контроля  и самоконтроля  за эффективностью учебно- познавательной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обучения - это способы совместной деятельности

                                                                                          педагога и учащихся, направленных на достижение

                                                                                                     ими образовательных целей .               (А.В. Хуторской).

Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Этим вызвано особое внимание к методам обучения.

Метод  является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.

Составной частью метода является прием. Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин  - в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).

  Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому  ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария.

Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы (беседа).

Классификация методов обучения

При целостном подходе необходимо выделить  3  большие  группы  методов обучения:

      1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной  деятельности

      2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

      3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы   организации   и   осуществления   учебно-познавательной  деятельности.

    . Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект  передачи  и восприятия учебной информации);

    . Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

    . Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления);

    . Методы самостоятельной работы и работы под руководством  преподавателя (аспект управления учением).

 Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, можно подразделить на  методы стимулирования и мотивации интереса к  учению  и  методы  стимулирования  и мотивации долга и ответственности в учении:

    . Методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

   . Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

 Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно  подразделить на составляющие их подгруппы,  исходя  из  основных  источников,  получения обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно- практических:

    . Методы устного контроля и самоконтроля;

    . Методы письменного контроля и самоконтроля;

    . Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие): рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова.  Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

 а) методы приобретения новых знаний,

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,

 в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения.

 Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа;

б) метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

в) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:

г) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

д) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

Методики обучения (А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и методикам)

Классические отечественные методики        Инновационные методики обучения        

Методики авторских школ
- Система обучения М.В.Ломоносова             - Программированное обучение                                  - Методика Шаталова
- Свободная школа Л.Н.Толстого                     - Развивающее обучение                                               - Методика "погружения"
- Дидактика П.Ф.Каптерева                               - Проблемное обучение                                                 - Школа свободного развития
- Система обучения С.Т.Шацкого                     - Эвристическое обучение                                            -Русская школа
- Система обучения А.С.Макаренко                - Природосообразное обучение                                     -Школа диалога культур
- Методика А.Г.Ривина                                       - Личностно-ориентированное обучение                   -Методологический колледж

                                                                                  - Продуктивное обучение                                            -Школа самоопределения

Зарубежные методики
- Система Сократа
- Новая школа С.Френе
- Система М.Монтессори
- Вальдорфская школа
- Школа завтрашнего дня (Д.Ховард)
- Дальтон-план и другие системы обучения

«Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции».                                                                                   М.И.Махмутов

                                                                                                           

Методика проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи; он основал частную школу, основой обучения которой являлись игровая и тру довая деятельность.

Методика проблемного обучения относится к технологиям, определяющим стратегию  и стиль  обучения.

                                                 Т.А.Ильина

Методика проблемного обучения

А.В.Брушлинский (1983 год) выделяет два типа проблемных ситуаций:

      Первичная  -  возникает  тогда,  когда  обучаемый,   наталкиваясь   на

противоречие, еще не осознает его, хотя и испытывает  при  этом  недоумение,

изумление, познавательный дискомфорт.

      Вторичная проблема- проблема осознана и четко сформулирована.

Проблемная ситуация – это особый  вид  мыслительного  взаимодействия  субъекта  и  объекта;  характеризуется  таким  психическим состоянием, возникающим у субъекта  (учащегося)  при  выполнении

им задания, которое требует найти (открыть  или  усвоить)  новые,  ранее  не известные субъекту знания или способы действия.                                                                                             А.М. Матюшкин