Использование игровых методов на уроках СБО

Вагизова Гузель Раимовна

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_metodov_i_priemov_na_urokah_sbo.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п., рационально распределять и вести бюджет семьи.

В учебной программе в специальных (коррекционных) школах предмет "Социально- бытовая ориентировка" появился с 1986г., но до сих пор нет ни учебников, ни рабочих тетрадей для учащихся по этому предмету. Вышло несколько пособий для учителя:

Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под.ред. А.М.Щербаковой. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Гладкая В.В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.

Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.

Хилько А.А. и др. Преподавание социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия "Учителю коррекционной школы").- СПб.: филиал издательства "Просвещение", 2006.- 223с.

Как видно по годам издания только в последние пять лет появились эти пособия, в которых лишь частично раскрыты некоторые темы данного предмета.

В условиях "голодания" методических разработок и учебников по СБО для данной категории учащихся, учителя чаще всего изобретают "новый велосипед": используя эти издания и дополнительную литературу (учебные пособия, учебники, рабочие тетради для общеобразовательных школ по предметам "Технология", "ОБЖ", "Окружающий мир", различные энциклопедии и т.п.).

Из собственной практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения игры, практикумы, тесты, задания, конкурсы. Поэтому при изучении целесообразно часть учебного времени отводить активным формам.

При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся стоит придерживаться некоторых методических рекомендаций:

занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.д.;

занимательные задания можно - применять, подбирать по каждой теме предмета;

должен быть последовательный переход от простых задач к сложным;

необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности.

КРОССВОРДЫ НА УРОКАХ СБО

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя он испытает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского- без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей. (Приложение 1)

РЕБУСЫ НА УРОКАХ СБО

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказываний зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д. (Приложение 2)

ЗАГАДКИ НА УРОКАХ СБО

Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Загадки можно использовать и при составлении кроссворда. (Приложение 3)

ФИЗМИНУТКИ НА УРОКАХ СБО

Физминутки представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, которые проводятся на уроке как необходимый кратковременный отдых, смена деятельности после продолжительного сидения за партой. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей.

(Приложение 4)

ИГРЫ

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход может быть в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Практика показала, что необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Дидактические игры

В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде.

Игровые действия могут быть следующие: манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;

раскладывание по группам;

соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;

узнавание на ощупь;

поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);

хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее;

называние предметов, действий, признаков

Сюжетно-ролевые игры

Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.

Игровые - ситуации

В обучении умственно отсталых детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня) либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж: чего-либо не знает, не умеет;

просит помощи; утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки; утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья посуды) или соблюдения правил поведения; опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети; другие ситуации.

Задания- соревнования. (Приложение 5)

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК

соревнования типа КВН

игры

экскурсии

уроки-игры "Поле чудес"

CD НА УРОКАХ СБО

Использование CD в компьютерном классе:

Энциклопедия "Уход за собой", Энциклопедия "Домоводство", Энциклопедия "Здоровье и развитие ребенка", Энциклопедия современной хозяйки, Энциклопедия "Ты самая красивая",  "Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия", Этикет для малышей.

Работа на компьютере очень увлекает учащихся. Сейчас в магазинах можно подобрать различные CD или DVD, которые подходят для изучения многих тем по СБО - "Жилище", "Питание", "Культура поведения", "Одежда. Обувь" и т.п.

ЛИТЕРАТУРА:

Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006.

Гладкая В. В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.

Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных иг7р для младших школьников. М.:ВАКО,2005.

Лопатина А.А., Скребцова М.В., 600 творческих игр для больших и маленьких. М., 2005.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 «МАМАДЫШСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

(Выступление на совещании при директоре)

                                                          Подготовила учитель математики и СБО

                                  Вагизова Гузель Раимовна

г. Мамадыш

Октябрь, 2010 год.