Артем Морозов, Москва: Сайты московских школ причесали под общую гребенку ради галочки и отчетности, но никак не ради помощи школам в ее информационной составляющей

Бачуркина Марина Даниловна

 

http://www.ug.ru/insight/279

Коллеги, если бы вы знали, как я устал от информационной безграмотности нашего современного бытия. Мир наводнили компьютеры, мобильные телефоны, гаджеты, опутали все это сети, но человек при этом все равно остался пещерным. Артём Морозов




Сидит себе в пещере больших городов и тупо и безграмотно нажимает клавиши всех своих мобильных устройств, что-то принимает и передает по сетям, испытывая детскую радость от соприкосновения с современностью. А зачем? Никто не задумывался о том, что появление компьютеров только увеличило объемы незначимой и ненужной (то есть пустой) информации, а всевозрастающая информационная некомпетентность ведет к увеличению этого объема в геометрической прогрессии...

А теперь посмотрим на школу, и не на какую-нибудь, а на столичную, московскую. Компьютерная и информационная безграмотность ее сотрудников, обложившихся современными компьютерами и дорогущими макбуками, тема отдельного разговора. Сейчас хотелось бы поговорить об информационной некомпетентности всевозможных руководителей этого образования.

Давно известно, что все школы Москвы буквально вынудили поддерживать школьные сайты на едином московском портале. Школы повозмущались и тихо смирились. Но вот то ли деньги кончились, то ли иные причины тому виной, в начале сентября школы переводят на новую и, как впоследствии оказалось, более дешевую систему поддержки школьных сайтов. Все бы ничего, если бы не ужасные последствия этого перехода.

То, что переход затянулся на три недели, еще можно понять. Но когда вдруг объявили о завершении работ, школам Москвы представили неработающий продукт, потеряв при этом переходе 80% актуальной информации со старых, нелюбимых, но уже привычных сайтов. А ответственность за ее сохранность быстро повесили на школы, которые ну никак не могут нести такую ответственность - ни с технической стороны, ни с какой-либо другой.

Дальше больше: продукт настолько несовершенный, что бедные школы часами размещают одну и ту же новость, а она все не появляется. Потом может появиться, но на следующий день опять исчезнуть.

И опять все бы это можно было бы терпеть бедной московской школе, если бы не еще одно обстоятельство. Школы не только должны отвечать за сохранность информации, они еще обязаны поддерживать на сайте актуальную информацию. Хотелось бы узнать у компетентных сотрудников: а как? Как можно наполнить сайт актуальной информацией, если он не работает? И это еще не все. Поддержка сайта в актуальном состоянии контролируется всеми вышестоящими инстанциями от методических центров до местных органов управления образованием, которые запугивают школы контролем со стороны Департамента образования города Москвы. Мало актуальности в неработающем проекте, она для усиления эффекта должна быть еще и под давлением.

Так вот, коллеги! А не говорит ли это как раз об элементарной информационной некомпетентности лиц, отвечающих за процесс информатизации школ? Неужели компетентно навязать школам неработающий серый проект, заставить на нем размещать информацию, которая не размещается, и возложить ответственность за ее сохранность в ситуации неимения такой ответственности? Такое под силу только информационно безграмотным сотрудникам, которые, я надеюсь, случайно оказались рядом...

И самое страшное, что за этой некомпетентностью стоит безразличие. Потеря больших объемов информации, нежелание ее восстанавливать, изменение адресов сайтов (специалисты понимают, чем чревато изменение адреса сайта) - все это показывает некудышность и ненужность проекта самим разработчикам и ответственным лицам. Все делается исключительно ради галочки и ради отчетности, но никак не ради помощи школам в ее информационной составляющей.

...Я давно занимаюсь школьными сайтами и сайтами вообще. Я сам пишу работоспособные программы, на которых работают коммерческие сайты, занимаюсь рекламой и продвижением. И я бы никогда не посмел сдать работодателю сырой и неготовый продукт. Почему же в образовании это возможно? Да еще в столичном?

А иногда мне приходит в голову мысль, как можно сэкономить бюджетные деньги, выделяемые на образование. Да очень просто: закрыть все школы и оставить только школьные сайты, на которых публиковать информацию о якобы работающей школе. И не просто так я об этом подумал. Мне непонятно: почему работу школы оценивают по ее сайту? А как же лет десять или даже двадцать назад школы существовали без школьных сайтов, учили и готовили специалистов?

И в этом я тоже вижу полную информационную некомпетентность: школьный сайт не самоцель, а всего лишь средство. И это средство у всех может быть использовано по-разному: кто-то рекламирует продукт или услугу, кто-то просто информирует, кто-то ведет дистанционное обучение. У всех может быть по-разному, индивидуально, исходя из необходимости, а не из-под палки... Единственный критерий оценки школьного сайта - его индивидуальность, неповторимость, уникальность. И повторяю, школьный сайт - это средство, которое школа может и должна использовать исключительно по своему усмотрению, без давления со стороны и тотального контроля.

И еще я подумал вот о чем: все вышесказанное выглядит как сказка и как нечто неправдоподобное. А все потому, что на грани с информационной некомпетентностью стоит и юридическая. Сейчас школа - это самостоятельная юридическая единица, и никакими договорными обязательствами не связана школа с пресловутым порталом типовых сайтов (кто-то, может, и связан, но никак не школа). Мы даже не знаем, кто за этим стоит и кто персонально несет ответственность за работоспособность проекта, сохранность информации и всяческую техническую поддержку. А не знаем потому, что нет юридического документа, который бы обязал школы иметь сайт именно на той площадке, нет документа, который бы гарантировал школам сохранность и неприкосновенность информации, нет документа, который гарантировал бы работоспособность типовых школьных сайтов. А нет документа - значит нет и типовых школьных сайтов, нет давления и принуждения, нет показухи, некомпетентности и безразличия. Все это мне приснилось, коллеги!

 

Комментарии

Бачуркина Марина Даниловна

Статья Артема Морозова с сайта "Учительская газета".