Интеграция общего и дополнительного образования.

Ильина Юлия Владимировна

  Интеграция общего и дополнительного образования детей подразумевает тесную связь и взаимодействие. Основная цель – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
1. По субъектам – личностям: 
- уровень личности ребенка – формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка на дополнительное образование;
- уровень педагога – формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции;
- уровень органа управления – формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления.
  2. По образовательный пространствам:
- уровень предмета – формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета;
- уровень комплексной образовательной программы – формирование межпредметных связей, оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами;
- уровень учреждения дополнительного образования – формирование образовательного пространства учреждения, формируется в виде программы учреждения.
  3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию:
- внутренняя интеграция - создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом;
 - внешняя интеграция - создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы).

Формы сотрудничества УДО и школы
 создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей ;
 проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
 создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
 проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей; 
 организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.

Дополнительное образование дополняет образовательное пространство школы до его целостности.
Пространства взаимодействия»:
 интегрированные уроки (уроки-концерты, уроки-спектакли и т.п.), элективные курсы, предпрофильную подготовку ;
 предметные кружки, факультативы, школьные научные общества;
 концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования и другие массовые мероприятия, 
 и др.

Целеполагание должно осуществляться на основе исследования социального заказа 
Социальные заказчики:
 дети и их родители;
 государство в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
 организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.

Технологии управления процессом интеграции
Интегрированная программа
Интегрированные программы можно классифицировать по разным основаниям.  
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида программ:  
 совместной деятельности педагогов (взрослых);
 совместной деятельности детей;
 совместной деятельности детей и педагогов разных объединений.
Интегрированная программа
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.
По масштабу деятельности:
 внешнего сотрудничества;
 внутреннего сотрудничества.
По целям и задачам:
 одноцелевая (целевая);
 многоцелевая.
По содержанию:
 однонаправленная;
 комплексная.
По системообразующему фактору:
 учебно-предметной ориентации;
 проблемно-тематические («сквозные»).