родительское собрание "Нравственность как основа успешности образовательного процесса"

 

Обещешкольное родительское собрание, 30.10.12 в МОУ Становская сш Ржевского района Тверской области

Нравственность как основа успешности образовательного процесса

Суть культуры «в общественной ценности че­ловека».

Э. Кант

Задачи: убедить родителей, что нравственность — это залог успеш­ного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе; ориентировать родителей на постоянное совершенствова­ние культуры общения в семье с учётом возраста ребёнка, на реаль­ную оценку поведения детей и поиск путей его коррекции.

 

Ход собрания

  1. Вступительное слово

    Уважаемые коллеги, родители, здравствуйте!

    Тема моего выступления «Нравственность как основа успешности образовательного процесса»

    Слайды 1-2 презентации.

В России Государственный образовательный стандарт в настоя­щее время выступает в качестве общего научно-методического начала образования, отражает «условия нового прочтения гарантии госу­дарства относительно образованности граждан, упорядочения ответ­ственности центра, субъектов РФ, образовательного учреждения». Требования к культурному развитию учащихся, отмечается в стан­дарте, определяет и содержательный компонент (обязательный ми­нимум содержания образования), и требования к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения.

Уже содержание начального образования ориентировано на пер­воначальное формирование основных сторон личности:

  • познавательной культуры,

  • коммуникативной культуры,

  • нравственной культуры,

  • эстетической культуры,

  • трудовой культуры,

  • физической культуры.

    Говорю об этом потому, что начальная школа уже перешла на образовательные стандарты 2 поколения. Основная школа (пока на уровне проекта) тоже готовится к переходу на новые О/С.

В основной школе стандарт «Нравственность (мораль)» предус­матривает:

  • формирование культуры нравственного поведения школьников;

  • выработку нравственных основ мировоззрения;

  • усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в
    основе общения и деятельности людей;

  • выработку основных понятий нравственного сознания школь­ников и др.

Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выд­вигают требования к общей культуре личности.

Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к Миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура об­щения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выпол­нение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитате­ли, сверстники т.д.), затем знание и умение (нормы и правила быто­вого социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых. На базе, созданной ро­дителями, в учебном заведении к формированию нравственности подключаются учителя-воспитатели. Успех этого непрерывного про­цесса определяется согласованным взаимодействием воспитания и обучения школы и семьи. Поговорим о родительском авторитете подробнее (слайд №3). Истинный авторитет (как известно) есть не что иное, как истина, высказанная силой разума.

 

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспита­нии своих детей.(Как на ЕГЭ и Г(И)А). (Слайд №4)

  • Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!

  • Можешь делать, что хочешь.

  • Мне все равно, что ты делаешь.

  • Я хочу понять, почему ты так делаешь.

Правильный ответ очевиден, но каждый из присутствующих здесь признается самому себе , что хотя бы единожды прибегал к трём предыдущим вариантам.

Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родите­лей действует по схеме родителей послевоенных Родители50-хго­дов считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели.
Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспита­ния вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они —
порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни не­
редко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родитель­ский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть
плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя вос­полнить. Мы часто (вольно или невольно) подменяем друг другом понятия: «авторитетное и авторитарное воспитание».

Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ог­раничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание роди­телей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безоб­разнее и страшнее? Авторитет настоящий — это авторитет, исключа­ющий авторитаризм, все дозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.

Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребе­нок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.

Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и приня­тия.

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты дела­ешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка пони­мать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. Каждый из нас имеет «нравственные уроки семьи» (Слайд №5) Нравственность- это разум сердца. (Г.Гейне). Послушайте текст, постарайтесь определить его жанр.

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в лет­нее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее се­дые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборван­ной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то пред­меты и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она прохо­дила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги...

но это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, ува­жаемые взрослые

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, жи­вут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они зна­чили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.

Давайте подумаем о том, как мы строим свою жизнь, ка­кие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческо­го сердца и будем помнить, что дети как губка: впитывают многое. Постоянно напоминайте ребёнку, что у него большие возможности, нужно только поверить в них. Подчёткиваете индивидуальность, ценность вашего ребёнка. (Слайд №6)

 

Пповерить в себя помогут

 

Нравственные приоритеты семьи”

 

Нравственность — это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Правила эти во многом зависят от того, как человек живет, кто формируется образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение.

Один человек живет так, что и через века его вспоминают с уваже­нием и гордостью...

Этот человек жил на земле, он делал ее чище, добрее, рядом с ним было тепло людям, нуждающимся в тепле, было радостно нуждаю­щимся в радости.

Люди эти — пример нравственности, пример человеколюбия и че­ловечности. Как хочется всем нам, чтобы наши дети стали такими, чтобы мир, такой хрупкий и бесценный, они сумели сохранить и при­умножить. Для реализации наших желаний необходимо знать,воспитывать склонности и интересы детей, а так как в аудитории присутствуют родители будущих выпускников, следующий раздел выступлени:

«Склонности и интересы подростков выборе профессии» (слайд №7)

Профессия — это тягость, переходящая в ра­дость.

Высказывание прохожего в ходе интервью

 

Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различ­ных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профес­сию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина че­ловеческой жизни.

Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей,
свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего
того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной про­фессии.

Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профес­сий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требова­ния профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмыс­ленным.

Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция се­мьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколе­ние. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора про­фессии, нужно много составляющих. Но главное — -это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Представители центра занятости, представители средних учебных заведений, которые были приглашены на встречу с уч-ся 9, 11 классов 24.10.12 в нашу школу, рассказали о возможных путях помощи семье в выборе ребенком будущей профес­сии, поделились информацией о востребованности тех или иных про­фессий, рассказали о профессиях, которые только появляются на рынке труда.(слайд №8)

 

Профессиональное самоопреде­ление подростков

Профессиональное становление и самоопределение подростка — это многоаспектный процесс. При его реализации применяются социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический подходы. Информационное поле достаточно вели­ко: от знания профессий и их классификации, роли интересов, спо­собностей человека, роли и традиций семьи и, наконец, здоровья подростка. Особенно актуальна эта информация в период меняю­щихся социальных условий.но в любых соц. Условиях,

 

- Говоря о методах воспитания детей, необходимо определить для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

- На первой картине изображен сюжет басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»(слайд №9-10), в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия

- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его роди­тели.

Учите детей быть первыми.

Если вы есть – будьте первыми,
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – настоящими книгами.

Первыми будьте и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника
Первый маляр.

Спросят вас оробело:
“Кто же тогда останется,
Если все будут первыми,
Кто пойдёт в замыкающих?”

А вы трусливых не слушайте,
Вы их сдуйте как пену,
Если вы есть – будьте лучшими,
Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте
Горечь зелёных побегов,
Примериваясь, потрогайте
Великую ношу первых.

Как самое неизбежное
Взвалите её на плечи.
Если вы есть – будьте первыми,
Первым труднее и легче!

(Роберт Рождественский)

 

Давайте подведем итоги:Наша с вами задача — помочь ребёнку пройти этот путь с честью, по­казав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы. И в заключение, давайте помнить: «Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души-невозможно» (Монтель). Спасибо! (Слайд №11).