Технология развивающего обучения-статья Еперевой Ирины Юрьевны

Еперева Ирина Юрьевна

Технология  развивающего обучения

  1. Актуальность технологии

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принятьрешение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором .Ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций , получить опыт их решения , развить в себе любознательность , потребность в познании . Условия для развития необходимых современному человеку качеств создаёт система развивающего обучения .

  1. Цель технологии

Цельюразвивающего обученияшкольников является достижение оптимального общего развития каждого школьникана базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.Даннаятехнология открывает новые возможности » замотивировать » ребёнка на урок. Конечная цель технологии состоит в том , чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её посредством учения , т.е. хотеть, любить и учиться .

  1. Суть технологии

Процесс обучения мыслится как развитие личности каждого конкретного ученика . Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи . Роль учителя- быть вдумчивым помощником , стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивногомышления . Развитие детей становится более эффективным, если они являются не пассивными слушателями , а постоянно активно ищут информацию, соотносят то , что они усвоили собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания ( самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи) . Кроме того, учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации , проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания , принимать решения , изучать причины и последствия различных явлений и т. д. Включение в систему обучения разнообразных групповых дискуссионных формработы , в ходе которых детиотыгрывают для себя основное содержание учебного предмета . Знания даются детям не только в виде готовых правил . но и вырабатываются в ходе учебной дискуссии или игры. Систематическое включение технологии развивающего обучения в учебный процесс должно сформировать особый склад мышления и познавательной активности .

Активными формами познания в ходе решения проблемных . творческих заданий : наблюдение , опыты , дискуссии . учебные диалоги , а также проведение исследовательских и проектных работ .В процессе обучения используются различные формы обучения: классные , внеклассные , групповые , фронтальные . индивидуальные в соответствии с особенностями учебного предмета , класса , учеников .

  1. Назначение технологии

Обучение, структурирование учебных заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями, переживаниями. При отборе содержания книг , при составлении заданий и в соответствии с возрастными особенностями обучаемых , приоритет отдаётся эмоциональному фактору , который даёт толчок интеллектуальному , нравственному, творческому началу . Получая опыт обучения и жизненный опыт . у ребёнка формируется аналитическое мышление . Цель учителя- выпуститьсамостоятельного, мыслящего человека с высокой способностью к социализации .

  1. Эффективность данной технологии

Над эффективностью данной технологии работали выдающиеся педагоги: Ж. Пиаже , Л.С. Выготский , Л.В. Занков , Д. Эльконин, В. Давыдов и др. На основе их опыта , работы и теорий и строится технология развивающего обучения . Высокая социализация детей , выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениямиявляются результатами эффективности технологии развивающего обучения . ( Дополнительными данными эффективности являются высокие показателив классах по участникам и победителям олимпиад , количеству поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения у учителей , использующих данную технологию)