Что такое «инклюзия»? Готово к ней современное российское общество?

Юлина Виктория Владимировна

image

https://ok.ru/video/114285284058

«Инклюзия» или включение – термины, которые толкуются за рубежом как изменение, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех учащихся без исключения. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем людям, но создавая особые условия для их особых нужд.

Зарубежными исследователями выделены некоторые способы включения, способствующие реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: принимать учеников с проблемами в развитии «как любых других детей в классе»; включать их в одинаковые виды деятельности, но при этом ставить разные задачи; вовлекать учащихся в коллективные формы обучения и групповое решение задач; использовать и другие стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты, лабораторные исследования и др.)

В российской образовательной системе обсуждение идей инновационных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями сводится к дискуссии по поводу предоставления возможности выбора родителями детей с ограниченными возможностями здоровья двух путей: организация коррекционного пространства в стенах специальной школы или в условиях обычной массовой школы со всеми социально-психологическими рисками для такого ребёнка.

В исследованиях современных дефектологов (Н. Г. Еленский, Д. В. Зайцев, Л. А Зайцева, А. Н., Л. М. Шипицина и др.) для описания совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием используется термин «интеграция». При этом под интегрированным обучением подразумевается обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.

Учёные выделяют несколько моделей интеграции: временная, частичная, комбинированная и полная. Временная интеграция предполагает, что все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения совместных различных мероприятий воспитательного характера.

При частичной интеграции дети, ещё не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в общие группы или классы лишь на часть дня (например, на вторую половину) по 1-2 человека.

Сущность комбинированной модели интеграции заключается в том, что дети с уровнем психофизического развития и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, воспитываются в массовых группах или классах (по 1-2 человека в группе), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса).

Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и психологически готовы совместному со здоровыми детьми обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные классы (группы), при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту жительства, либо по месту обучения, либо в группе кратковременного пребывания, либо в разнообразных центрах (социальных, медицинских и др.)

Для реализации инновационных подходов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы определённые условия. Основными условиями инклюзивного образования таких детей являются:

  • создание нормативно-правовых основ инклюзивного (интегрированного) образования;
  • формирование толерантного отношения социума;
  • снабжение современными техническими средствами обучения детей с различными нарушениями в развитии;
  • организация «безбарьерной среды»;
  • разработка программно-методического сопровождения коррекционно-образовательного процесса;
  • развитие профессиональной компетентности педагогических работников.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом (Дэвид Бланкет).

             Литература:

  • Рабочая тетрадь. Технология коррекции речи детей с различными формами дизонтогенеза / ав.-сост. И.П. Посашкова, М.А. Безденежных, Н.Э. Логинова, Л.Н. Марченко, Т.Г. Бородавкина, Л. Г. Толпыгина и др. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.

·         http://www.perspektiva-inva.ru/index.php?id=308