"Качество образования - качество жизни!"

Колозян Элина Шаваршевна

Важность и нужность образования, как и необходимость постоянно повышать его качество, переоценить невозможно. Особенно сегодня, когда категория качества становится символом не столько прогресса, сколько символом выживаемости цивилизации... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Качество образования – качество жизни!»

Современное качество образования не ругал только ленивый. Не меньше говорят и спорят о качестве жизни. Слишком уж очевидным стало для всех резкое падение уровня и того, и другого. Печально, что происходит это уже не одно десятилетие и превратилось в устойчивый процесс, в историю нашей с вами жизни. Страшно представить, если действительно(по Ю.Латыниной) "в истории торжествует то, что экономически выгодно"...Тогда получается, что тема ,,Качество образования -качество жизни" не что иное как идеологема...

Надо очень постараться и воспринять эту тему не совсем уж как лозунг, а как некое требование -просьбу, предложение -пожелание,"общественный заказ",необходимость которого явно созрела.

Корень разночтения и спорности вокруг понятия качества и жизни, и образования кроется в их недостаточной определённости. Жизнь вносит свои коррективы, представляя эти понятия на современном этапе не только не тождественными, но и попросту не равноправными, без закономерного следования одного из другого.

Кроме того, что понятие качества многомерно, оно ещё и эволюционно. Происходит смена представлений о качестве товаров и услуг, качестве труда, работы, и качестве продукции и т.д. И как следствие-смена представлений о качестве самой жизни в совокупности всех её проявлений. Из институтского курса философии вспоминается  определение Гегеля: "качество -есть, в первую очередь, тождественная с бытиём определённость..." Но лично меня, как рядового обывателя, но всё-таки гражданина, пугают провозглашения типа"качество-категория будущего"(например в ст. Э.М.Вексоера) Как? Опять не сейчас? Неужели мало опыта, пережитых бед, страданий, в истории человечества, чтобы наконец-то усвоить, что отсутствие результата, плачевный результат, или вовсе обратный желаемому - не есть качество! Может быть пора уже сделать параллельным качество обучения - обучению качеству?..

Редко кто из размышляющих о качестве жизни не встречал в различных публикациях ( в частности- А.И. Субетто) понятие большого социального кругооборота качества.("Качество человека-качество труда- качество продукции- качество производства- качество технологии- качество культуры- качество науки- качество образования- качество общественного интеллекта- качество экономики- качество экосреды - качество общества- качество жизни- качество человека.") (вроде ничего не упустила?)) В идеале было бы прекрасно, если бы все эти качества соответствовали назначениям и требованиям, выводили на достойный уровень успешности всех вместе и каждого в отдельности. Пока же, к сожалению, в обыденном нашем существовании, точнее - в сосуществовании, наблюдается только разрыв причинно-следственной связи между ними. И приходиться довольствоваться определением качества жизни как степенью социального развития и полноты жизнеощущения людей. Равно как и допускать возможным повышение качества жизни путём самореализации и социальной активности.

В настоящее время зачастую не наблюдается прямой зависимости качества жизни от качества образования. Но очень хочется верить, что образование становится базисом экономики, духовного и материального воспроизводства, и главным двигателем того самого кругооборота...Для многих, увы, сегодня качество образования - это то, что помогает жить или выживать в современном обществе, то, что, пусть не всегда, но всё-таки позволяет чувствовать себя достойным и полезным. Или просто - состояние внутреннего комфорта, внутренней гармонии...И никак не связанно с социальной успешностью. Современные изыскания по теме качества образования предвосхитил Н.Г.Чернышевский, написав: "Три качества -обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова." Трудно возразить... Только вот с благородством чувств - большие проблемы. По моему мнению, повышать качество образования надо начинать с воспитания. Ведь образованный - знает, умный - понимает, то что знает, но только воспитанный не употребит эти знания во вред другим. Убеждена так же, что одним из факторов качества образования несомненно является компетентность педагога(и в предмете преподавания, и в процессе обучения, и в вопросах воспитания). В воспитании, прежде всего, необходимо уделять особое внимание формированию разумных потребностей. Ибо по потребностям можно судить не только о стадии развития общества, но и об уровне развития конкретного человека. Чем более духовны, нравственны потребности - тем более благополучно и устойчиво общество.

Не могу не подчеркнуть роль просвещения как важной составляющей образования. Ведь именно оно (просвещение) призвано "проливать свет",провоцировать возникновение "жажды знаний". Мой великий земляк Н.М.Карамзин писал:"В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества". Это было почти 200 лет назад. А вот сто лет назад священнослужитель Тихон Шаламов взывал в своей проповеди:"Смута на Руси ныне великая...Но выбор есть всегда. Одни угнетают братьев своих, дерут три шкуры с ближнего, нещадно спаивают, оболванивают верноподданническими газетами, ведут словно скот на бойню кровавых войн. А другие сеют зёрна просвещения, отстаивают гражданские права, свободы. Приближая тем самым то великое завтра, когда ни один человек не будет пить кровь другого. И я говорю вам - образовывайтесь, и будьте добрее! Ибо наш меч-это меч просвещения, добра общественной пользы, который отсечёт вековое мракобесие, невежество и сделает нашу убогую матушку Русь передовой державой мира. Образовывайтесь и ничего не бойтесь!"...Вот ещё почти сто лет прошло...А впору пускать эту цитату бегущей строкой на половину экрана в выпусках современных новостей...

Важность и нужность образования, как и необходимость постоянно повышать его качество, переоценить невозможно. Особенно сегодня, когда категория качества становится символом не столько прогресса, сколько символом выживаемости цивилизации...(Дожили...Ну ладно хоть опомнились).

А пока суть да дело - детишек учить надо, уделять им много времени, внимания, сил. Я с детства решила стать педагогом. Может быть, когда прочла у Диккенса "Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим".А может, когда услышала диалог в нашем культовом фильме:

"-Перевоспитываете, да?"

-Да. Я их, они - меня. Я пытаюсь учить их думать, хоть самую малость. Иметь обо всём своё собственное суждение.

-А чему они Вас учат?

-Наверное, тому же самому..."

И так получается, что мне всегда встречаются замечательные дети! Образуется, пусть и не сразу, дружный класс ,группа. Хотя с ними порой не просто: не смотря на небольшую разницу в возрасте - мы разные поколения...

 А ещё мне несказанно повезло: в нашей семье несколько педагогов. Самый яркий пример - моя бабуля - Учитель математики и прекрасный Человек! Именно она внушила мне: "всякую работу нужно делать с любовью и уважением (к самому себе, к тем, с кем ты это делаешь и для кого, с осознанием необходимости дела) и получать от этого удовольствие. Повезло мне и с коллективом, в котором тружусь с удовольствием сегодня. Мне всегда есть к кому обратиться за помощью и советом! Всё это придаёт мне уверенности в своих силах, в правильности моего выбора, побуждает совершенствоваться. Именно поэтому я и участвую во всевозможных конкурсах и пишу эту статью.

И, не мудрствуя лукаво, по дороге на любимую работу, вспоминаю с умилением постулат,(сложившийся в то время ,когда я ещё понятия не имела о "жизненном кредо"),из народной пословицы и высказывания великого математика:

"Ученье - свет, а неученье - тьма."

 А "Математика-гимнастика ума."