МАСТЕРСТВО РЕЧИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (рекомендации логопеда)

Торговичева Ольга Валерьевна

 

На протяжении 16  лет при МКОУДОД «Центр детского творчества»      ежегодно проходит районный фестиваль детских самодеятельных коллективов «Большереченская театральная весна» среди школ района. Благодарные зрители с интересом наблюдают яркие сюжеты представленных постановок, подготовленных руководителями театральных кружков.

Данная информация, предлагаемая учителем-логопедом Торговичевой О.В., предназначена для учителей-режиссеров детских школьных коллективов, чтобы они могли избежать серьезных ошибок и сделать встречу маленьких артистов со своими зрителями еще более впечатляющими.

Я, как учитель-логопед, являюсь постоянным членом жюри районного фестиваля «Большереченская театральная весна» в номинации «сценическая речь», и уже многократно озвучивала, что правильное, четкое произношение звуков, хорошая дикция - залог успеха всего спектакля.

Речь является наиболее слабым звеном в технике школьных артистов: неверное построение фраз, комканье текста, проглатывание слов, невнятная дикция. Искажает игру и тусклый, гнусавый голос, когда короткое дыхание рвет и комкает авторскую мысль. Актер должен уметь пользоваться своим голосом и быть мастером во владении звуком, т.к. голос является главным выразителем его чувств.

Уважаемые коллеги! Вялая и тихая речь на сцене неприемлема! При подготовке спектаклей обязательно работайте над техникой речи, если вы хотите, чтобы ваш спектакль состоялся: обращайте внимание на правильные ударения, орфоэпию, окончания прилагательных, тренируйте четкость речи, дикцию. На каждой репетиции, в виде речевой разминки артикулируйте гласные звуки, пропевая их на мотив любой мелодии, произносите чистоговорки и скороговорки на каждый согласный звук в разном темпе, с разными подтекстами: восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно. Еще лучше к скороговорению подключать какие-либо действия: хлопки, взмахи рук, танцующие движения.

Работайте над громкостью и яркостью голоса, над логическими паузами и речевыми тактами.

Помните слова К.С. Станиславского:

«Слово со скомканным началом - что человек с расплющенной головой».

«Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами».                                                                                                                                                                           

«Выпадение отдельных звуков - то же, что выбитый глаз или зуб».

Работа над голосом, дикцией и речевым дыханием должны присутствовать на каждой вашей репетиции. Вырабатывая определенный минимум знаний, навыков и умений, без которых нельзя почувствовать себя артистом, которого увидят и услышат на сцене, а значит, и оценят, помните, что культура сценической речи очень важна в актерском искусстве.

Успехов, удач и везения всем вам в предстоящей «Большереченской театральной весне -2013 »!