Мысли по поводу и без повода...

Утякаева Фарида Абдрахмановна

                                   Мысли   по поводу и без повода…

Ак                   Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. В настоящее время  детям  нужна мощная мотивация саморазвития, реализация своих творческих способностей. Я придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что  творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Мысли по поводу и без повода…

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. В настоящее время  детям  нужна мощная мотивация саморазвития, реализация своих творческих способностей. Я придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что  творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия.

Вот уже много лет моя жизнь, так или иначе связана с химией. Химия окружает нас повсюду. Что бы мы не делали, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращение этих веществ, то есть химические реакции. Открыли кран, чтобы наполнить чайник, из крана потекла прозрачная холодная вода, но чтобы вода стала питьевой, её подвергли неоднократной очистке, и при этом происходили различные химические реакции. Поднесли спичку к газовой горелке, повернули кран и вспыхнуло голубоватое пламя – это тоже химическая реакция. Положили в стакан крепкого чая ломтик лимона – чай заметно посветлел: произошла химическая реакция.

Все эти процессы подчиняются законам химии и объясняются ее законами. Итак, химия интересна и всеобъемлюща. Но одно дело – любить и знать химию, и совсем другое – научить ребят видеть химические явления и осознать важность данной науки. Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии невозможно, если у ученика недостаточно  развит мыслительный процесс. Поэтому важным для меня стало овладение технологией развивающего обучения. Любое обучение призвано быть развивающим, а иначе – зачем оно? И здесь разумно сразу определить, что я подразумеваю, как педагог, под развивающим обучением. Существует довольно много трактовок, что же такое развивающее обучение. Но мне ближе та, по которой сущность такого обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения учащийся становится его субъектом. Учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобретать мотив к саморазвитию. В этом случае учеба для него станет осмысленным делом, имеющим прямое и важное значение; иначе учащийся выполняет учебные задания по принуждению, веря учителю наслово. Основная задача развивающего обучения состоит в формировании у учащихся приемов умственной деятельности. Такое обучение дает учащимся навыки творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, развивает память, речь, внимание, воображение и т.д.

 На уроках заменяю вопросно-ответную систему на проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решения практических задач, выполнение исследовательских заданий и др. Изменяю характер изложения нового материала и превращаю его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску, каждая тема должна нести ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы он осознавал себя как активную творческую силу.

За школьной партой формируются убеждения, увлечения, интересы, которые потом могут определить характер и жизненный путь человека. Мысль моих учеников иногда опережает мой замысел, и я всегда готова понять и оценить их устремления, направить течение их мыслей в нужное русло. Их постоянное  «почему?»,  «откуда?», «зачем?» позволяют на уроках добраться до самой сути, прийти к выводу о важности того или иного понятия, правила, закона.

                  Особое внимание обращаю на неотъемлемую часть обучения химии – химическому эксперименту. Благодаря, которому учащиеся лучше овладевают курсом химии. Своим ученикам я всегда говорю, что способности  – это тяжелая ноша, которую вы сможете нести, если будете невероятно требовательны  к себе.  Здесь  хочу отметить, что чем более ребенок одарен, тем более он склонен к самовоспитанию своей личности. Такая форма работы позволяет моим ученикам  успешно участвовать на школьных, зональных, районных и республиканских олимпиадах.

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным. Мой ученик – прежде всего человек с многогранными интересами, запросами и стремлениями. Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Поэтому я использую это природное стремление к поиску в своей работе, ставя перед собой главную задачу – дать ученику возможность развить себя в самостоятельной творческой деятельности, учитывая при этом индивидуальные особенности и склонности ребенка.

Одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В том процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления. Продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся любые, даже самые фантастические и даже «провокационные идеи».

Технология развивающего обучения позволяет в полной мере выявить одаренного ребенка. В любом классе есть любознательные дети, которые часто задаются вопросом: «Почему?». Они стремятся к новым знаниям, обращаются к нам и родителям за разъяснениями, ищут ответы в книгах. Известно, что среди детей школьного возраста одаренных больше и чем моложе дети, тем чаще проявляют они признаки необычайных возможностей. Однако с взрослением одаренность у многих детей «затухает» и даже исчезает. Часть вины за несостоявшиеся юные дарования лежит и на нас учителях, вовремя не проявивших мудрость разглядеть в учениках возможность гения и не создавших благоприятные условия для их творческого потенциала.

А для этого нам с вами необходимо быть уверенными в себе, социально смелыми, активными, интеллектуалами, обладающими аналитическим мышлением, способными к экспериментированию, спокойно воспринимающими новые неустоявшиеся взгляды и перемены. Мы должны  предпочитать собственные решения, быть достаточно независимыми, следовать  по выбранному нами пути, иметь свое мнение. Мы должны быть неконфликтными и коммуникабельными и  внушать ребенку веру в свои силы. Каждый ребенок талантлив и наша задача заметить это, так как  школа – место развития таланта. Улучшение жизни общества зависит от каждого его члена, и роль каждого человека можно преумножить, если мы с вами обеспечим всем учащимся возможность и средства для развития наивысших уровней развития талантов.

В настоящее время работа с одаренными детьми является одним из важных направлений работы учителя. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Наша задача создать реальные условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей – «золотого запаса» России. Как это не удивительно, для нас самым «крепким орешком» оказывается одаренный ребенок, так как мы привыкли помогать слабым, а сильные, неординарные остаются без внимания. Такое отношение можно назвать только беспечным равнодушием или же черствостью по отношению к действительно одаренным детям. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен и поддержан.

         В любом классе одни дети  учатся получше, другие похуже. Как правило, о первых говорят как о более способных. Многим учителям именно с ними удобно работать на уроке и по их ученическим успехам судить о результативности своей деятельности. Но входит ли в их число так называемые одаренные дети? Оказывается, что, как правило, нет! В большинстве случаев мы имеем как раз обратное. Жизнь показывает, что одаренность ребенка часто сопровождается весьма неблагоприятными учительскими характеристиками: нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный.

Часть вины за несостоявшиеся юные дарования лежит и на нас, учителях, вовремя не проявивших мудрость разглядеть в учениках возможность гения и не создавших благоприятные условия для их творческого потенциала. За школьной партой формируются убеждения, увлечения, интересы, которые потом могут определить характер и жизненный путь человека. В любом классе есть любознательные дети, которые часто задаются вопросом: «Почему?». Они стремятся к новым знаниям, обращаются к нам и родителям за разъяснениями, ищут ответы в книгах.

Мой ученик – прежде всего человек с многогранными интересами, запросами и стремлениями. Мысль моих учеников иногда опережает мой замысел, и я всегда готова понять и оценить их устремления, направить течение их мыслей в нужное русло. Их постоянное  «почему?»,  «откуда?», «зачем?» позволяют на уроках добраться до самой сути, прийти к выводу о важности того или иного. Своим ученикам я всегда говорю, что способности  – это тяжелая ноша, которую вы сможете нести, если будете невероятно требовательны к себе.

Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Сердцу учителя подобает роль, которую вряд ли можно переоценить. Учебный материал, изучаемый в школе, можно сравнить с почвой, необходимой для выращивания растений. А душевную теплоту учителя – с той невидимой атмосферой, без которой растение не сможет тянуться вверх. Но и «состав почвы» важен для развития юного дарования. И если учебный материал деформирован в сторону чего-то специального, то от этого страдают ученики, прежде всего одаренные. Наши дети должны знать не только о существовании двери, ведущей к разнообразным областям жизни человеческого духа, но и время от времени заглядывать за нее. Кроме того, не нужно забывать о даровитости сердца. Ведь у нас, у учителей, часто даровитость ума ценится больше, чем дары сердца. И до воспитания душевной сердечности человека «руки не доходят». Но мы должны помнить, что душевные и сердечные люди бывают полезнее и ценнее для благополучия общества, чем те, у кого прекрасно развиты какие-то прочие дарования.

Школа – место развития таланта. Улучшение жизни общества зависит от каждого его члена, и роль каждого человека можно преумножить, если мы с вами обеспечим всем учащимся возможность и средства для развития наивысших уровней развития талантов. Вместе с тем, там, где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект часто распространяется и на весь ученический коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования, а в дальнейшем – и на развитие общества в целом.


 

Комментарии

Буреева Татьяна Владимировна

Здравствуйте!
наши с вами мысли соединились во Вселенной(см. мой блог) Специальные условия в настоящее время- это индивидуальное обучение, когда ребенку приходится учиться. А за багажом знаний рождается интерес, что отсутствует в массовой школе без профиля