«Роль становления субъективной позиции в художественной деятельности на внеурочных занятиях»

Андрюхина Зинаида Александровна

Эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе. Автор Андрюхина З.А.

«Роль становления субъективной позиции в художественной деятельности на внеурочных занятиях»

 «Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».  В.Г. Белинский.

Великий русский мыслитель и литературный критик, был,  несомненно, прав, показывая важность творчества для человека. Вероятнее всего, автор цитаты говорил  о творчестве, как об одном из видов художественной деятельности, где субъект (человек) представляется как творец, автор художественного произведения. Но, если мы дополним данный вид художественной деятельности еще двумя: восприятием и исследованием, высказывание не потеряет смысл, а, наоборот, здесь значимость художественной деятельности  еще более усиливается. А, если субъектом будет выступать не просто человек, а подросток, то тут воистину увидим «священнодействие»! Ведь,  художественная деятельность способствует молодому человеку приобрести умение видеть себя в мире, осознавать себя самого, свою субъектную сущность. Почему? Для ответа на этот вопрос остановимся кратко на особенностях подросткового возраста.

Подросток, это человек, возраст которого варьируется между 9 и 14, 15 годами. Он уже социально активен, способен усваивать образцы и ценности, активно ищет свое место в обществе. У него происходят важные изменения в воображении, более яркими, но тайными становятся фантазии, развивается абстрактное мышление. Л.С. Выготский выявил еще одно новообразование подростка-развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания.

Итак, возраст отрочества, является одним из самых сложных периодов и во многом определяет развитие субъекта (личности). Сегодня, исходя из озвученных  государством новых задач и требований в области образования, очевидно, что оно обеспокоено, какое развитее получит личность. В связи с этим, немаловажное значение приобретает внеурочная художественная деятельность.  Которая, всегда рассматривалась, как одна из форм духовного освоения мира. В подтверждении мысли, можно привести слова  В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества; Плохое, уродливое, незаметное в течении длительного времени в свете красоты становится вдруг ненужным. Одна из закономерностей воспитания –  зло и уродство пусть вытесняется красотой».

Рассмотрим кратко, как художественная внеурочная деятельность влияет на субъект и как происходит становление его субъективной позиции. Если в художественной деятельности субъект выступает как реципиент, то он на основе своего опыта наблюдает за продуктом творчества художника, композитора и т.п., воспринимает его в меру своих возможностей и проявляет отношение к нему в субъективной позиции.

Если субъект – исследователь, то он не только воспринимает художественное  произведение, но и пытается понять позицию его автора и суть всех тех явлений, которые выносятся данным художественным продуктом. В этом процессе, субъект – исследователь получает новое видение, и конечно же становление субъективной позиции.

Субъект- творец, он создает готовый продукт, несомненно пройдя весь путь с творческими задачами, мотивами и обязательным выходом в субъектную позицию. Разумеется, между субъектами: реципиентом, исследователем и творцом возможно сотворчество.

Во внеурочной деятельности педагог создает благоприятную воспитательную среду, где подростки успешно осваивают виды художественной деятельности. Учитывает при этом индивидуальные особенности воспитанников, с ними поддерживает обязательно обратную связь через рефлексивный компонент, чтобы своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам.

Таким образом, во внеурочной художественной деятельности при использовании рефлексии подросток приходит к осознанию личностного смысла, определяет или даже меняет свое мест в системе отношений, осмысливает их, переходит к другой мотивации собственной деятельности. Он смело использует навыки художественной деятельности, такие как  контроль хода и результатов деятельности, творческое их преобразование и, в конце концов, получает возможность стать творцом своего произведения, тем самым «высказать» свою субъектную позицию. Здесь, уже точно можно будет заявить, что «дар природы», о котором говорил литературный критик, не пропал зря и «великое таинство» -познание себя и мира и «священнодействие»-становление субъектной позиции свершились.

Список литературы:

Таньчева И.В.//Педагогический аспект подростка в художественной деятельности.2011г. http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media67905/088_Tan4tva.pdf;                                                                                                                                          Сухомлинский В.А.  Красота — могучее средство воспитания чуткости//Как воспитать настоящего человека. http://nsportal.ru/gp/suhomlinskiy-va-kak-vospitat-nastoyashchego-cheloveka;                                                                                                          Виссарион Белинский. Афоризмы, высказывания.http://redday.ru/aforism/?name=%C1%E5%EB%E8%ED%F1%EA%E8%E9%26%C2%E8%F1%F1%E0%F0%E8%EE%ED                                                                                            Выготский Л.С. Педология подростка. http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/ch9_2.html