«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»

Абдрахманова Татьяна Владимировна

 

«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmp.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа молодого преподавателя

«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»

Подготовила Абдрахманова Т.В.

Вольск

2012-2013

  Преподаватели профессиональной школы в настоящее время разрабатывают и апробируют задания, позволяющие формировать компетенции и отслеживать уровень их сформированности. Особенно сложным представляется включение общих компетенций в структуру заданий. Представляем один из подходов к проектированию системы компетентностно ориентированных заданий, учитывающий интеграцию профессиональных и общих компетенций.

     Ориентация на компетенции как результат процесса обучения требует содержательных и процессуальных изменений, иного методического обеспечения образовательного процесса в профессиональной школе.

     Компетентностно ориентированные задания являются дидактическим средством формирования компетенций. Они могут быть использованы в теоретическом и производственном обучении, для организации самостоятельной работы студентов, могут включаться как составляющие в различные педагогические технологии.

     На примере специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение рассмотрим вариант выбора и составления компетентностно ориентированных заданий.

     Основой разработки заданий является федеральный государственный образовательный стандарт, в котором зафиксированы профессиональные и общие компетенции как требования к результату обучения. Интеграция профессиональных и общих компетенций позволяет качественно вы поднять трудовые функции.

     Одна из профессиональных компетенций — ПК 1.2. «Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов, презентаций».

     При составлении заданий мы должны учитывать необходимость °*вата всего спектра трудовых функций, освоение их применения в Различных сочетаниях для формирования опыта деятельности. Кроме того, необходимо учитывать взаимопроникновение профессиональных и общих компетенций, проявляющееся в результате труда.

     Для того чтобы учесть вышеперечисленные условия, используем матричный метод. Составляем таблицу, где по вертикали пишем общие компетенции, которые должны быть сформированы одновременно с профессиональной компетенцией ПК 1.2. Поскольку общие компетенции являются распределенными, они проявляются при выполнении всех профессиональных действий. (Примечание: процесс формирования ПК и ОК происходит в течение всего периода обучения, мы рассматриваем лишь элемент учебного процесса.)

     По горизонтали располагаем выделенные трудовые функции, составляющие компетенцию ПК 1.2. На пересечении горизонтальных и вертикальных столбцов мы получим интегральные трудовые функции (действия) специалиста, некий синтез профессиональных и общих компетенций.

     Для составления компетентностно-ориентированных заданий выполняем следующие действия.

     Расположив по горизонтали и вертикали ПК и ОК, на пересечении записываем требования к действиям специалиста. Общие компетенции придают профессиональным компетенциям качественные характеристики, позволяют задавать условия их проявления или указывают на способ выполнения деятельности.

     Для каждого действия мы формулируем возможный результат (материальный или интеллектуальный). В рамках учебного процесса важно задать такой результат, который имеет измеряемые характеристики (качество выполнения, время выполнения и др.). Как показывает практика, не для каждого интегрированного действия специалиста можно сформулировать результат. Но это лишь указание на то, что для развития данных компетенций потребуются иные условия, иные формы деятельности студентов, например деловые игры, проекты, самостоятельная работа и др. Так, компетенция ОК 3. «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» будет проявляться и может быть отслежена, во-первых, при выполнении проблемных заданий, во-вторых, в процессе учебной или производственной практики.

     После того как мы составили перечень видов деятельности и измеряемых результатов, которые секретарь выполняет при осуществлении работы по подготовке и проведению совещаний, мы должны оценить имеющиеся ресурсы. К ним относим временные рамки выполнения задания, оснащенность компьютерной и оргтехникой учебной аудитории, доступ в интернет и др. В соответствии с ресурсными ограничениями определяем виды компетентностно-ориентированных заданий. В нашем примере можно рассмотреть следующие варианты.

      1.  Если ставим задачу формирования отдельных умений, то для этого нужно дать задание выполнить то или иное действие. Например. «Составьте план подготовки совещания». На этапе формирования отдельных умений в задание необходимо включать в том числе и теоретические вопросы. Обоснование практических действий с позиции теории (концептуализация) способствует осмыслению и запоминанию, создает научную основу профессиональной деятельности.

     2.  Если предполагаем отследить формирование профессиональных умений с учетом развития общих компетенций, то выделяем умения, которые располагаются в таблице по вертикали. Это будет комплексное задание, включающее создание нескольких продуктов деятельности. Например, трудовая функция  «Оповещать участников, организовывать встречу и размещение гостей». С учетом общих компетенций нами выделены следующие действия:

     - своевременно оповещать участников (ОК 1);

     - оповещать участников соответствующими событию способами (ОК2);

     - самостоятельно составлять список участников для предъявления руководителю, самостоятельно принимать решение о размещении гостей (ОК 3);

     -  получать краткую информацию об участниках совещания (ОК4);

     - осуществлять рассылку с использованием электронных средств, оформление приглашений с помощью шаблонов, оформление электронного билета (ОК 5);

    - соблюдать нормы этикета при общении с участниками, тактичность (ОК 6);

    -  выбирать из нескольких вариантов места проживания гостей, предлагать варианты (ОК 7);

     - проявлять инициативу в рамках должностных полномочий (ОК8).

     Результатами этих действий могут стать:

     -  список рассылки;

1

     - информация в табличной форме об участниках совещания;

     - приглашение, оформленное в соответствии со статусом участника и вида совещания;

     - оформленный бейдж (на русском или иностранном языке); заявка на бронирование гостиницы;

     - подготовленные данные (реквизиты организации) для оформления счета;

     - оформленный электронный билет для участника совещания; оформленная служебная записка для получения денежных средств на подотчет.

      Достижение этих результатов может быть включено в задание. Разное сочетание в задании результатов деятельности позволит обеспечить вариативность заданий.

     3. Если необходимо осуществить последовательную деятельность, то можно составить задание, выделяя результаты деятельности в таблице по горизонтали. Это будет задание на формирование профессиональной компетенции на основе владения обшей компетенцией. Например, ОК. 4 «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного исполнения профессиональных задач». В задание «Подготовить необходимую информацию к совещанию для руководителя» будут включены:

     - поиск в интернете информации о компаниях и руководителях в заданной сфере деятельности;

     - поиск публикаций в СМИ по теме совещания, систематизация информации, представление информации в заданной форме, оформление документов.

     4.  Комплексные задания - задания для формирования и оценки готовности выполнять все трудовые функции, входящие в ПК 1.2.

Примерная структура задания

      Стимул. Вы работаете секретарем руководителя в коммерческой организации. Для продвижения проекта предполагается проведение крупного совещания, на которое должны быть приглашены представители администрации города, руководители предприятий. Директор вызвал вас, сообщил о предстоящем мероприятии и дал ряд поручений, на выполнение которых отведено...

     Задание. Для выполнения поручения директора вы должны составить список участников, составить приглашение (информационное письмо) и отправить его участникам согласно списку рассылки.

         Информация.

      1.  Информация об участниках {преподаватель представляет перечень фамилий, должностей, в том числе известных в городе и крае людей, электронные и почтовые адреса. Часть сведений должна отсутствовать, так как предполагается поиск информации в интернете).

      2. Бланки информационных писем, образцы текстов (предполагается выбрать форму и текст, обосновать выбор для предложенной ситуации).

       

       Модельный ответ (вариантом может быть бланк ответа).

      В качестве модельного ответа (ожидаемого результата) может выступать:

     1.    Список участников. Критерии оценки: полнота информации об участниках (вся информация найдена), качество оформления списка, форма представления списка.

     2.    Информационное письмо, составленное и оформленное правильно, с соблюдением орфографических и стилистических норм.

     3.    Список рассылки. Критерии оценки: правильность электронного составления письма, его готовность к отправлению согласно списку рассылки.

     При анализе выполнения задания преподаватель разбирает варианты выполнения задания, называет достоинства и недостатки, указывает на допущенные ошибки.

Представленный вид компетентностно ориентированных заданий - это лишь один из вариантов дидактических средств, который Может быть использован при формировании компетенций.

 Интегративные проявления компетенций

ПК 1.2. «Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов, презентаций»

Общие компетенции


Трудовые функции

1.Планиро- вание процесса подготовки и проведе- ния совещания

2. Оповещение участников, встреча и размещение гостей

3. Подготовка шаблонов документов, презентаци-

онных материалов

4. Организация подготовки помещения, напитков или фуршета

5. Ведение и оформление протокола

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


Ответственно и в срок выполнять поручение

Своевременно согласо- вывать и оповещать участников

Не допускать ошибок в подготовлен-

ных материа- лах, своевре- менно предъявлять проект руководителю

Правильно расставлять мебель и определять место каждого участ-ника

Точно фиксировать информацию в протоколе, своевременно оформлять протокол

План подготовки

Список рассылки

Проект решения

Протокол совещания

 О К 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество


Оперативно

подготавли-

вать доку- менты, представ-

лять их на согласова-

ние руководителю

Оповещать участников соответствующими событию способами

Использовать  1 шаблоны документов для ускорения подготовки материалов, использовать оргтехнику

Иметь схемы     расположения   участников прошлых встреч. Готовить таблички, своевременно готовить напитки или фуршет

Использо-      вать шаблон,  владеть            приемами скорописи

Информационное письмо

Меню фуршета

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандарт-

ных ситуациях и нести за них ответствен-

ность

Самостоятельно подготавливать документы, запраши-

вать необхо- димую информа-

цию

Самостоятельно состав- влять список участников для  предъявле-

ния руководи-

телю, самостоя-

тельно принимать решение о размещении гостей

При оформлении презентацион-

ных материалов принимать решение об использова-

нии информации

Действовать по обстановке, решая организационные вопросы

ОК 4. Осуществлять

поиск и ис- пользование

информации, необходимой для эффек- ктивного исполнения профессио-

нальных задач  профессиона-

льного и личностного развития


Подготавли-

вать для руководителя

оператив-

ную инфор-

мацию для совещания. Осуществ-

лять поиск публикаций по теме

совещания

Готовить

краткую информацию об

участниках со-

вещания

Находить

информацию для сравнения

(положитель-

ный аспект) с конкурентами

Учитывать

при рассаживании гостей

соблюдение

протокольных условий и их предпочтений

Составлять

протокол в соответствии

с правилами

документо-ведения и с принятой терминологией

Информа-

ция об участниках

в табличной форме

Информация

на основе анализа данных

Протокол со-

вещания

Обзор публика-

ции по теме

ОК 5. Использо-

вать информа-

ционно-ком--муникацион-

ные техноло-

гии в профес-сиональной

деятельности

Для обмена

информаци-

ей и уста- новления

договорен-

сти исполь- зовать электрон-

ные ресурсы

Осуществлять рассыл-

ку по элект-

ронной поч-

те, оформ- -

лять приглашения с

помощью

шаблонов,

оформлять

электрон-

ные билеты

Использовать

интернет-

ресурсы для

подготовки

презентаций

Подключать

электронное

оборудование

Использо-

вать ком-

пьютер для

оформления

документов

Электрон-

ное письмо

Оформлен-

ное пригла-

шение.

Оформленный бейдж участника

Презента-

ция по теме совещания

Оборудова-

ние, гото-

вое к ра-    

боте. Таб- лички для участников


ОК 6. Работать

в коллективе и команде,

эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребите-

лями


Взаимодей-

ствовать со

службами,

учитывать пожелания руководите-ля

Соблюдать

нормы эти- кета при

общении с

участниками тактич- ность

Соблюдать

нормы стилистики при подго-

товке

документов

Корректное

поведение,

дресс-код

Соблюдать

нормы сти-

листики при под-

подготовке

документов

Служебная

записка на получение денежных средств под отчет

Командиро-

вочные документы,

отмеченные правильно

Редактиро-

ванный текст документа


Редактиро-

ванный текст

документа

ОК 7. Брать на себя ответствен-

ность за рабо- боту членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий

Запраши-

вать инфор-

мацию.

Извещать руководи-

теля о види-

имых нару-

шениях в об

ласти этикета

Выбирать из

нескольких вариантов места

проживания

гостей, предлагать варианты

Исправлять

ошибки (сти-

листические и

орфографиче-

ские)

Принимать

решения в

рамках полно-

мочий при

непредвиден-

ных ситуациях

Приводить

документы в

соответствие

нормам

Заявка на бронирова-

ние гости-ницы, счет на оплату

Редактированный текст документа

Оформленные документы в соответствии с правилами

ОК 8. Самостоятельно оп ределять зада- чи профессио- нального и личностного развития,заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации



Проявлять инициативу в рамках должностных полномочий

Проявлять инициативу в рамках должностных полномочий

Данная компетенция будет проявляться и может быть отслежена как общая характеристика деятельности студента при выполнении всех этапов задания

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессио-

нальной деятельности

Предлагать новые формы проведения совещаний

Использовать новые технологии в предъявлении информации

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа молодого преподавателя

« Технологизация как важный фактор повышения результативности учебного занятия»

Подготовила Абдрахманова Т.В.

Вольск

2012-2013

     Современное реформирование профессионального образования предполагает изменение педагогической системы профессионального обучения, т. е. определенной совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных средств, методов и процессов, обеспечивающих организацию целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. При реализации федеральных государственных образовательных стандартов основные вопросы организации образовательного процесса не могут быть решены только путем корректировки программ, переработки учебников, освоения «активных» методов обучения и прочее. Эффективным должен стать сам образовательный процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей и направленный на получение качественных результатов обучения.

      Одним из условий, способствующих оптимизации и повышению результативности образовательного процесса в колледже, является ее технологизация.

      Идеитехнологизации процесса обучения не так уж и новы, об этом говорил еще

Я. А. Коменский 400 лет назад. Механизм обучения, приводящий к результатам, Я. А. Коменский называл «дидактической машиной», для которой важно: отыскать цели, средства достижения этих целей и правила пользования этими средствами. Таким образом, вырисовывается своеобразная модель «цель — средства — правила их использования - результат», которая является ядром педагогической технологии. Данная модель актуальна и сегодня.

      Технологизация образовательного процесса - это, прежде всего, ориентация на конечный результат, подчинение всего процесса четко поставленной цели.

      В этой связи главным показателем технологичности образовательного процесса является четкое прописывание, определение места и роли каждого элемента учебного процесса, взаимная согласованность и взаимное соответствие всех его компонентов, всех подсистем и уровней.

         Говорить о технологизации учебного процесса можно применимо к различным его структурным уровням:

      -  учебному процессу в целом;

      -  блокам дисциплин;

      -  отдельным дисциплинам;

      -  учебным занятиям;

      -  формам и методам обучения;

      -  взаимодействию преподавателя и студента и т. д.

       Применительно к организации отдельного учебного занятия технологичность заключается в таких процедурах, как:

     •     выделение конкретных действий и операций, входящих в состав способов деятельности, адекватных формируемому опыту;

     •     подбор заданий, упражнений, тестов, вопросов и приемов обучения, формирующих запланированные способы деятельности;

      •   подбор заданий и приемов обучения, побуждающих обучающегося сформировать личное отношение к конкретным операциям, действиям и способам деятельности;

        •   подбор средств, диагностирующих сформированность как операций, действий и способов деятельности, так и отношения к ним.

       Технологическая карта учебного занятия предполагает:

      1.    Определение конкретных целей, направленных на получение конечного результата.

      2.    Организацию хода учебного занятия — систему последовательных действий преподавателя и обучающегося, направленных на реализацию конкретных целей.

     3.     Управление самостоятельной деятельностью обучаемых с использованием способов и приемов самооценки и самокоррекции.

      4.     Контроль, оценку и коррекцию полученных результатов. Реализация технологического подхода в конструировании современного учебного занятия дает возможность получить личностно  значимые учебные результаты высокого познавательного уровня, принципиально выходящие за рамки репродуктивного усвоения.

      Приводим пример технологической карты учебного занятия по дисциплине «Математика».

Технологическая карта учебного занятия

      Тема: Логарифмическая функция, ее свойства и график. Тип урока: изучение нового материла.

      Форма организации учебного занятия: работа в малых группах. Задачи урока

      В результате изучения темы студенты будут уметь:

      1.    Строить график и описывать свойства логарифмической функции.

      2.    Использовать свойства логарифмической функции для решения уравнений и неравенств.

     3.    Организовывать собственную деятельность, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, учебные пособия, учебники, оценочные листы с критериями оценивания.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Создает необходимый настрой у студентов и включает их в работу

Быстро включаются в рабочий режим, отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к эпиграфу занятия, анализируют свою работу на предыдущих занятиях, делают выводы

2-3

Проверяет домашнее задание, предлагает ответить на устные вопросы, заполнить таблицу по вычислению логарифмов, дает инструкцию по заполнению оценочных листов, наблюдает за работой студентов и оценивает деятельность каждой группы

Отвечают на устные вопросы, заполняют таблицу по вычислению логарифмов и одновременно заполняют оценочные листы (приложение 1), оценивают свою работу, формулируют новую тему занятия, свои предположения относительно новой темы (каковы будут результаты, что сегодня и в дальнейшем они будут уметь делать)

4.

Предлагает сформулировать определение логарифмической функции,самостоятельно выполнить построение графиков функций, используя схему исследования функций, описать свойства функций, дать сравнительную характеристику предложенным функциям и сформулировать соответствующий вывод. Наблюдает и оценивает работу каждой группы и каждого студента

Формулируют определение логарифмической функции (при необходимости используя помощь преподавателя), составляют таблицы для построения графиков, строят графики функций, по схеме описывают свойства функций (используя ранее полученные умения), сравнивают два графика, анализируют и делают вывод, одновременно оценивают свою работу

5.

Предлагает выполнить тестовые задания

Выполняют тестовые задания и оценивают свою работу

6.

Предлагает подвести итоги, подсчитать баллы, перевести в оценку, суммировать баллы по группе, проанализировать и оценить свою работу, работу своей группы и преподавателя, сделать вывод

Подсчитывают баллы, переводят в оценки, суммируют баллы по группам. Анализируют и оценивают свою работу, работу своей группы и преподавателя. Делают вывод

Приложение 1

 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.О. студента_____________________________________

Группа_________________________

______

Перечень заданий

Баллы

1

Домашнее задание

2

Устные ответы на вопросы

3

Вычисление логарифмов

4

Построение графиков функций

5.

Описание свойств функций

6.

Сравнительная характеристика функций и умение формулировать вывод

7.

Выполнение тестовых заданий

8

Ответы на дополнительные вопросы

ИТОГО

Вывод:

Тема усвоена полностью

Тема частично усвоена

Тема не усвоена

Замечания и предложения, свое отношение к учебному занятию:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Баллы:

2 - задание выполнено полностью;

1 — задание выполнено частично;

0 — задание не выполнено.

Перевод баллов в оценки:

16—14 баллов — оценка «5»;

13-10 баллов-оценка «4»;

9—7 баллов — оценка

«3»; меньше 7 баллов — оценка «2».

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа молодого преподавателя

«  РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ      »

Подготовила Булаткина Т.М.

Вольск

2012-2013

                                                   

     В условиях становления современного российского общества остро стоит вопрос формирования гражданина новой формации, сознательного, творческого, профессионально мобильного. В подготовке такого человека особая роль принадлежит учреждениям среднего профессионального образования.

     Учреждения СПО, принимая активное участие в совершенствовании производственных сил, оказывают существенное влияние на темпы, качество и средства реализации социального и экономического обновления России. Это влияние заключается в повышении социально-экономического, научно-технического и культурного потенциала; эффективности научных исследований; в развитии ответственного отношения к труду; росте творческой активности и морально-духовных потребностей студентов. Но для обеспечения действенности вклада среднего профессионального образования в кадровое развитие страны необходимы разработка и внедрение новых социальных программ в теорию и практику социального воспитания студенческой молодежи.

     Определение специфики социального становления студентов учреждений СПО является одной из актуальнейших проблем педагогической науки. Без преодоления отдельных стереотипов в подходах к развитию социальной компетентности студенческой молодежи достичь эффективных преобразований в кадровом обновлении страны невозможно, так как в обществе необходимо выровнять сложный и тонкий баланс прав и обязанностей, социальной свободы и ответственности личности.

     Радикальные преобразования существенно усилили ситуацию социально-морального выбора и сделали крайне значимой необходимость учета мотивации поступков и всей линии поведения в социально-оценочной практике; увеличение количества видов профессиональной деятельности изменило направления профессиональной деятельности, функции специалистов и характер межличностных отношений при выполнении этих функций, что влияет на эффективность труда. Изменения в соииопрофессиональных структурах, управленческих отношениях и т.д. сопровождаются усиливающимся влиянием массовой культуры, которое приводит к изменениям форм социальных отношений. При учете названных причин изменений в общественной жизни воспитательная деятельность в сфере социализации молодежи приобретает эффективный характер.

     Развитие социальной компетентности студентов — это многогранный процесс, который включает педагогическое (воспитание и самовоспитание) и социальное (объективные условия жизнедеятельности, социальные институты) воздействие, которое носит взаимодополняющий характер и обеспечивает влияние на личность студента.  Именно в возрасте студентов учреждений

СПО (14—17 лет) происходят самые интенсивные метаморфозы в социальном становлении личности, что и определило актуальность исследования именно для этой возрастной категории.

     Модель развития социальной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования была разработана как один из возможных вариантов инновационной модели социализации молодежи, обучающейся в учреждениях СПО.    В основу модели положен программно-целевой подход к развитию социальной компетентности педагогов и студентов в социокультурной сфере образовательного учреждения.

     Цель модели — в процессе социально-культурной деятельности и анализа ее результатов обобщить и изучить многофакторное социально-педагогическое влияние на развитие социальной компетентности студентов и педагогов, разработать и реализовать проект «Социальное проектирование в процессе становления социальной компетентности студентов учреждений СПО».

   Большое число работ, посвященных проблеме социальной компетентности, непосредственно связано с рассмотрением вопросов ее формирования. Однако существующие в настоящее время способы повышения социальной компетентности (лекции, тренинговые занятия, печатные материалы, различные образовательные и воспитательные программы и др.) не всегда в достаточной степени учитывают интересы и склонности обучающихся колледжа, их возрастные особенности. К тому же данные методы не всегда отражают и сложность ситуации в современном российском обществе. Зачастую они фрагментарны, ориентированы преимущественно на развитие отдельных сторон социальной компетентности, доступны далеко не всем; при их проведении требуются значительные временные и материальные затраты. Неясна также теоретическая база, на основе которой эти методы разрабатываются. В итоге они не способны привести к достижению требуемого уровня социальной компетентности.

      Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Обучающиеся учреждений среднего профессионального образования находятся в возрасте, стратегически важнейшем с воспитательной точки зрения. Они чувствительны не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы — и области образования, личных отношений, социальных ориентации,семьи,здоровья.

    Возрастные особенности студентов 15—17 лет не позволяют им достичь уровня социальной компетентности взрослого человека. Однако в условиях нестабильной, неблагоприятной, а иногда и агрессивно! среды им необходимо научиться ориентироваться и принимать самостоятельные решения. Они должны уметь адекватно и критично оценивать факторы риска в ситуациях, характерных для их возраста, обладать навыками конструктивного взаимодействия, т.е. стать социально компетентными для решения актуальных для данного возраста социальных задач.

   Развитие социальной компетентности студентов 15—17 лет в образовательном процессе становится успешным, если:

  •   выявлены сущностные характеристики социальной компетентности как интегративного личностного образования: раскрыто понятие, определены его структура и содержательные элементы;

  •   выделены педагогические задачи развития социальной компетентности студентов на основе новообразований, обусловленных особенностями возрастного развития и ведущей социально значимой деятельностью;

  •  разработана и целенаправленно реализуется в социально-культурном пространстве колледжа модель развития социальной компетентности студентов посредством педагогической технологии ее развития;

  •  развитие умений решения практических задач, ситуации выбора проводится путем организации проектной деятельности, решения задач по выбору;

  •   в учебно-воспитательной работе нравственные ценности прививаются через конкурсы, проекты, другие виды социально-культурной деятельности;

  •  одной из важнейших составляющих социальной компетентности личности в условиях усложнившейся, нестабильной социальной среды является способность к рефлексии социальных ситуаций.

     Модель развития социальной компетентности студентов колледжа представлена на рисунке 1.

     Одним из важнейших аспектов системы активизации педагогом социализации индивида является содержание данного процесса. В соответствии с моделью был разработан алгоритм процесса развития социальной компетентности студентов (рис. 2).

     Данный алгоритм определяется принципами, задачами и ценностями развития социальной компетентности в обществе на определенном его этапе. Содержание формирования социальной компетентности представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов (рис. 3):

     •    познавательный — усвоение определенного круга представлений об окружающей действительности;

     •     коммуникативный — включает в себя разнообразные виды коммуникаций и их использование при разных обстоятельствах деятельности и общения;

     •    деятельностный — разнообразные сферы действий, которые осваивает студент в виде навыков в разных видах деятельности;

     •     праксеологический — практическая реализация знаний и навыков в зависимости от уровня

сформированности  социальной  компетентности;

     •     ценностный — человек, включаясь в жизнь общества, должен не только правильно воспринимать, понимать разные социальные явления и их значение для людей, но и сделать эти явления ценностными лично для себя.

     В ходе исследования были определены следующие этапы организации развития социальной компетентности студентов в социально-культурной сфере колледжа:

     •    анализ педагогических ситуаций, проектирование социального влияния — педагогический диагноз; оценка уровня социальной целостности  индивида; прогнозирование развития личности и коллектива; определение, прогнозирование конкретной педагогической задачи и условий ее решения; обоснование выбора средств и методов социального влияния; обеспечение характера соответствующих реакций студентов н запланированный комплекс педагогического влияния;

     •    конструирование и реализация процесса социализации  индивида — обоснование коррекциии поставленных педагогических задач; обеспечение адаптации социального влияния ил его нейтрализация; выбор материалов, необходимых для социального развития студентов  редактирование направленности и развития  внутриколлективных и межколлективных конфликтов; утверждение в среде студентов отношений дружбы и товарищества;

•    реагирование на социальное влияние и его коррекция — анализ полученных результатов в сопоставлении с исходными данными; определен сферы эффективности используемых методе определение причин возникновения непредвиденных и нежелательных явлений в развитии социальной компетентности студентов; опреде-- ление опыта педагогов в целях обобщения трансляции эффективных средств, методов и приемов в практику деятельности других педагогов; умение соотносить практический опыт с обоснованием очередной педагогической задачи;

     •    итоговый контроль и рефлексия — анализ полученных результатов в сопоставлении с исходными данными; определение сферы эффективности используемых методов.

     В ходе исследования были определены следующие  параметры развития социальной компетентности:

     •     воспитанность, ценностная направление студента колледжа 15—17 лет, мотивы его поведения, степень сформированности социально  значимых и индивидуальных качеств, моральные ценности и ориентации;

     •    уровень развития социальной компетентности  студентов по критериям: социальная адаптация,  социальная активность, социальная стойкость.

             1. Модель развития  социальной компетентности студентов и социокультурной  среде колледжа.

                      Рис. 2. Алгоритм процесса развития социальной компетентности студентов

                     

 

Рис. 3. Содержание формирования социальной компетентности студентов колледжа

     •    отношения между участниками педагогического процесса (между студентами, педагогами и студентами, родителями и детьми);

     •    уровень социальной активности студентов (участие в социальном проектировании, студенческом самоуправлении, волонтерстве и др.).

     К основным принципам реализации социальной компетентности студентов в ходе исследования были отнесены следующие принципы:

     •    системности — принцип дидактики, который проявляется в создании матрицы условий, по которой осуществляется развитие социальной компетентности студентов, достижение целостности и последовательности перехода из стихийной, одномоментной социально-культурной деятельности в целостный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни;

     •    интегративности - предусматривает единство педагогических требований колледжа, семьи, общественных организаций;

     •    единства всех направлений развития социальной компетентности студентов, которые не противопоставляются друг другу, а осуществляются как целостный, единый процесс;

     •    деятельностного подхода — основы социально активной деятельности студента.  Данный принцип предусматривает учет всех видов социальной активности: социальное проектирование, волонтерство и др.;

     •    дифференциации и индивидуализации — заключается в учете при организации деятельности по развитию социальной компетентности студентов физического, психического, социальной; интеллектуального, творческого и других урон ней их развития;

     •    демократизации — предусматривает уменьшение авторитарности воспитания,восприятие личности каждого студента как высшей социально ценности, его права на свободу, развитие способностей и определение индивидуальности.

     В ходе исследования эффективность разработанной модели была подтверждена при реализации проекта «Социальное проектирование в процессе развития социальной   компетентности  студентов  учреждений СПО».

   

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа молодого преподавателя

« КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ: ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ »

Подготовила Денисенкова И.В.

Вольск

2012-2013

   

   Обучение в деятельности - это реализация деятельностного подхода в образовании. Главным результатом освоения основных профессиональных образовательных программ является приобретение опыта деятельности в профессиональной сфере через овладение компетенциями. Деятельностное основание компетенций предполагает, что их формирование будет происходить в процессе выполнения заданий. И хотя «рациональное знание и рациональный опыт профессиональной деятельности... конструируются самими обучающимися, однако такого рода процессы надо планировать и организовывать, а не полагаться на естественное их развертывание» [2].

      Одним из механизмов управления процессом формирования компетенций может стать система компетентностно-ориентированных заданий, которые могут выполнять в учебном процессе как обучающую, так и контролирующую функцию.      

      Компетентностно-ориентированные задания можно рассматривать как педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста, где выполняемые действия составляют компетенции. Системы заданий позволяют максимально приблизить процесс обучения к производственному процессу.

Компетентностно-ориентированные задания имеют свои отличительные особенности.     Во-первых, это их деятельностный характер. Целью деятельности в этом случае является получение результата в виде материального или интеллектуального продукта. Обучающее задание составляется в виде строго определенной последовательности действий или в виде предписания, что предполагает самостоятельную работу студента.

      Во-вторых, задание моделирует практическую профессиональную или жизненную ситуацию и строится на актуальном материале. Наличие данного условия можно объяснить, с одной стороны, потребностью в мотивации, с другой — необходимостью использования постоянно обновляющейся информации, технологий, расширения функционала работников.

      В-третьих, структура задания определяется технологией профессиональной деятельности. Составляя задание, преподаватель выстраивает этапы и формулирует условия их прохождения, тем самым оказывая на студентов обучающее воздействие. Конечный результат также соотносится с нормами и правилами выполнения профессиональных действий.

     Таким образом, компетентностно-ориентирован-ное задание можно определить как педагогическое средство, отвечающее требованиям соответствия задания цели его применения, адекватности содержания формируемым компетенциям, технологичности и логическим принципам.

     Проектирование компетентностно-ориентирован-ных заданий осуществляется в логике педагогического проектирования.

     Целеполагание. Для успешного осуществления любой деятельности важно учесть исходные данные и точно сформулировать цель. Иерархия целей в ФГОС выстраивается от овладения видом профессиональной деятельности через формирование профессиональных и общих компетенций по отдельным умениям и знаниям. В соответствии со структурой учебного плана достижение целей происходит через цели отдельных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов и т.д. То есть происходит декомпозиция целей обучения с учетом содержания и условий организации учебного процесса.   Цели для дисциплин и междисциплинарных курсов формулируются через деятельность студента и могут стать целями комптентностно-ориентированных заданий. Система целей, направленных на формирование компетенций, определяет соответственно и систему заданий. В зависимости от уровня постановки цели определяется вид задания, его масштабность.

     Выбор вида задания. Можно выделить следующие виды задания:

      —    по целям обучения — задания, ориентированные на формирование профессиональных компетенций, трудовых функций, общих компетенций;

     —    по ориентации на результат деятельности — задания, направленные на результат деятельности и на процесс деятельности;

     —    по виду результата — материальный и интеллектуальный;

     —    по комплексному выполнению профессиональных действий — задания на формирование отдельных компетенций или комплекса компетенций;

     —    по месту выполнения заданий — аудиторные и внеаудиторные;

     —    по времени выполнения задания - ограниченные и не ограниченные по времени;

—    по степени самостоятельности — предполагают частичную или полную  самостоятельность выполнения.

     На выбор вида задания влияет структура компетенции. Только овладев составляющими профессиональной деятельности (трудовыми функциями, отдельными умениями, знаниями), специалист может выполнять свои функции. В зависимости от сложности выполняемых действий преподаватель определяет, какое отдельное умение или компетенция будет включена в задание. В зависимости от степени овладения студентами общими компетенциями может быть определена форма представления результата. Например, информационная компетенция может проявляться через умение находить и обрабатывать информацию, представлять ее в различной форме. Исходя из этого, задание может включать поиск информации для выполнения профессионального действия, предъявление результата в форме текста или слайда и т.д.

     Форма представления результата деятельности также может определять вид задания. Если нужно получить материальный объект, то преподаватель будет проектировать практическое задание (задание, которое формирует способность выполнять конкретную трудовую функцию). Для получения объекта интеллектуальной деятельности потребуется частично-поисковое или проектное задание, которое включает в качестве составляющего компонента поиск и обработку профессионально значимой информации и презентацию проектных результатов. Комплексное практическое задание, в ходе выполнения которого можно формировать несколько компетенций или вид профессиональной деятельности, даст или материальный, или интеллектуальный результат.

     Как было указано выше, общие компетенции проявляются в различных видах деятельности. Например, для формирования коммуникативной компетенции следует предусмотреть индивидуальную или групповую форму организации деятельности студентов. Такой выбор позволит развивать либо самостоятельность, либо умение работать в команде. Кроме того, вид задания зависит от материально-технического оснащения, необходимого для выполнения задания, временных рамок выполнения задания, необходимости аудиторной или внеаудиторной работы.

     Формулирование компетентностно-ориентированных заданий. При формулировании заданий необходимо соблюдать следующие условия.

     1.  Содержание задания должно предполагать исполнение студентом определенной социальной или профессиональной роли. Присвоение роли в процессе выполнения задания задает стратегию поведения. В зависимости от того, какую роль преподаватель возлагает на студента — исполнителя, равноправного сотрудника, руководителя, будет меняться характер принимаемых решений, и соответственно, может меняться форма представления результата (изделие, отчет, служебная записка или техническое задание, распределение полномочий и др.).

     2.  Содержание задания должно быть профессионально направленным. Для профессиональных модулей это является очевидным. Но особенно важно выполнение данного условия, по нашему мнению, для дисциплин циклов ОД, ОГСЭ, ОП, ЕН. Эти дисциплины ориентированы на формирование общих компетенций. Но в практико-ориентированном обучении теоретические знания важны как основа профессиональной деятельности, поэтому для специалиста важно их практическое применение.

     3. При составлении заданий важно точно описывать условия, в которых должна осуществляться деятельность. Например, если мы укажем форму собственности предприятия, то действия студента при выборе стратегии деятельности будут отличаться мерой полномочий (функционалом), формами документов и др.

     Оформление компетентностно-ориентированных заданий проводится в соответствии с определенной структурой.

     Стимул — проблемная ситуация (рамочные условия), которая погружает студента в контекст задания, моделирует профессиональную ситуацию, мотивирует выполнение.

     Обращаем внимание, что сразу в формулировке задается:

     1)   роль, которую студент должен «примерить на себя»,

     2)   сфера деятельности, в которой необходимо принимать решения,

     3)   вид услуг или функциональных обязанностей, которые определяют результат деятельности.

     Заданная формулировка — точно указывает на деятельность или результат, который должен представить студент при выполнения задания.

При разработке задания нужно учитывать, что студенту нужно выполнить профессиональные действия, на основе освоенных общих компетенций (обобщение информации, ее презентация, устное изложение информации и др.). Следовательно, и в модели ответа должны быть предусмотрены критерии выполнения профессиональных действий и проявления общих компетенций.

     Источник информации комплект документов, необходимых для успешной деятельности по выполнению задания. Количество информации может существенно влиять на сложность и проблемность задания. Так, избыток или недостаток информации создаст дополнительную трудность, но в то же время позволит наблюдать за действиями студента: способен ли он отбирать необходимую информацию, отсеивать лишнее или находить недостающую информацию в других источниках.

     Бланк для выполнения задания — это структура предъявления результата деятельности. В зависимости от цели задания преподаватель определяет варианты предъявления ответа. В одном случае студенту предлагается бланк ответа, в котором задан алгоритм выполнения действий. В другом случае, если студент должен выполнить известные действия в новых условиях, готовая форма не предлагается. Таким образом, бланк для выполнения задания — это своеобразный «путеводитель», ориентирующий студента в направлении верного выполнения деятельности. Алгоритмизация ответа позволяет объективно оценить результат.

     Разработка критериев оценки задания. Поскольку в процессе выполнения задания преподаватель может отслеживать и процесс, и результат выполнения, то при оценивании мы можем задать критерии и для результата, и для процесса деятельности. Чем точнее разработаны критерии, тем объективнее будет оценка.

     При оценке результата деятельности производится сравнение представленного продукта с эталоном на основе:

     а)   совокупности критериев оценки, которые заданы системой профессиональных требований (ГОСТ, технические условия, нормы);

     б)   критериев экспертной оценки, которая может проводиться визуально, с помощью расчетов, измерений отдельных параметров продукта, на основе тестирования продукта.

     При оценке процесса деятельности наблюдению подвергаются ход рабочего процесса, действия, приемы работающего, оптимизация трудового процесса (время, средства, условия организации деятельности), общение в процессе работы. При опенке процесса используются метод наблюдения (как в режиме реального времени, так и при просмотре видеозаписей) и сопоставление процесса с технологией-эталоном (оценка по параметрам).

     Мысленное экспериментирование по применению задания — это продумывание, представление последовательности выполнения разработанного задания. Мысленно представляя действия студентов при выполнении задания, преподаватель своевременно может внести коррективы в его содержание и учесть особенности организации учебного процесса.

     Таким образом, проектирование компетентностно-ориентированных заданий — это системная деятельность педагога, позволяющая в соответствии с целями обучения управлять деятельностью студентов по формированию профессиональных компетенций. Логика педагогического проектирования позволяет учитывать условия применения заданий, эффективно организовать учебный процесс.

   

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа молодого преподавателя

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВ О АКТИВИЗАЦИИ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

Подготовила Назарова Е.К.

Вольск

2012-2013

     Колледж сегодня — современное, динамично и разносторонне развивающееся образовательное учреждение. И подготовка высококвалифицированных творческих специалистов является одной из неотъемлемых его задач.

     Самостоятельная учебная деятельность — нужная и плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. В процессе учебного поиска, исследования, анализа, осуществляемого самостоятельно, растет интеллектуальный потенциал  человека, повышается  креативность его мышления  укрепляется воля, совершенствуется профессиональное мастерство, формируются нравственные ценности. Об этом говорили ученые, философы, мыслители и педагоги Древней Греции, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, Нового времени и наши современники.

     Для развития творческого потенциала будущих молодых специалистов при изучении учебной дисциплины «Спецтехнология» по специальности «Повар. Кондитер» особое внимание уделяется активизации познавательной деятельности в процессе самостоятельной работы студентов. Так, студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект познавательной деятельности, а задача преподавателя — обеспечить условия для самореализации его личности. Сам же преподаватель в этой работе должен выступать как координатор и вдохновитель. Не зря говорят: «Посредственный учитель — излагает, хороший — объясняет, выдающийся — показывает, великий — вдохновляет».

     Целями самостоятельной работы студентов является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений.

     Мой многолетний опыт как специалиста и преподавателя убеждает, что только через самостоятельное действие — самообразование - студент-повар сможет приобрести прочные знания, умения и навыки, необходимые в предстоящей профессиональной работе.

     Вовлечение студентов в этот процесс строится поэтапно с момента начала изучения предмета. Основные задачи: пробудить интерес к изучаемой дисциплине; углубить и расширить теоретические знания; сформировать умение использовать различные информационные источники (справочную и специальную литературу и др.); развить познавательную способность и активность студентов, творческую инициативность, самостоятельность, ответственность и организованность; сформировать самостоятельное мышление, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развить исследовательские умения; активизировать познавательную деятельность студентов путем освоения ими навыков самостоятельного приобретения новых знаний и их практического применения, навыков поиска, сбора, анализа и осмысления информации.

     Следует отметить, что аудиторная самостоятельная работа на учебных занятиях все-таки управляется непосредственно преподавателем. Внеаудиторная — выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

     Самостоятельность — это качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту. Воспитать и развить это качество, научить студента принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность можно при решении таких задач, как добывание знаний и самостоятельное получение продукта учебно-познавательной работы во время аудиторной и внеаудиторной работы.

     Аудиторная работа — это лекции, семинары, зачеты, защита письменных квалификационных работ, выполнение контрольных мероприятий, консультации, разработка инструкционно-технологических карт по темам, электронное тестирование, обобщение и анализ изученного материала и т.д. В работе мною используются инструкиионно-технологические карты по различным темам.

      Внеаудиторная работа - подготовка к лекциям, практическим и лабораторным работам, семинарам, зачетам, контрольным работам, самостоятельное изучение разделов дисциплины, чтение дополнительной учебной литературы, ее поиск, выполнение квалификационных работ и проектов, выполнение технологических диктантов, рефератов и докладов, составление кроссвордов, ребусов, тестов, сообщений, муляжей блюд, исследовательские работы, подготовка к зачету и экзамену и т.д.

Технологический диктант

Тема: «Обработка мяса»

1.     При разделке баранины выделяют...

2.     При разделке свинины выделяют...

3.     Из баранины делают крупнокусковые п/ф для блюд...

4.     Из свинины делают крупнокусковые п/ф для блюд...

5.     Из баранины и свинины делают порционные п/ф...

6.     Рагу из баранины нарезают из...

7.     Из баранины готовят мелкокусковые п/ф...

8.     Из свинины готовят мелкокусковые п/ф...

9.     Из свиной корейки готовят крупнокусковый п/ф для блюда...

10.   Из свиного окорока готовят крупнокусковый п/ф для блюда...

11.   Для приготовления изделий из рубленого мяс; готовят рубленую массу...

12.   Из рубленой массы готовят п/ф...

13.   Из котлетной массы готовят п/ф...

14.   Хлеб в котлетной массе придает...

15.   Вода в рубленой массе способствует...

     Лабораторно-практические   работы   —   это   разработка и приготовление фирменных блюд, расчетно графические работы, оформление меню и т.д.

Наиболее инициативные студенты при оформлении тестов, иллюстраций, графиков, таблиц используют компьютерную технику, что побуждает их самостоятельно осваивать необходимые программные продукты. Все работы проверяются, анализируются оцениваются. Студенты, добившиеся лучших результатов, освобождаются от сдачи соответствующих те во время зачетов или экзаменов. Все это способствуй более серьезному отношению студентов к учебе.

     Выполнение индивидуальных домашних заданий требует от студентов глубокого усвоения полученных на учебных занятиях теоретических знаний по конкретным темам, а также достаточных умений и навыков, приобретенных на лабораторно-практических

занятиях.

     На подготовку каждого задания выделяется определенное количество времени, которое зависит от сложности и объема той или иной темы. За этот срок студент находит дополнительное время для поиска необходимого материала в интернете. Информационные  технологии представляют огромные возможности для работы с информацией, не меняя сути образовательных процессов, а лишь дополняя их.    Необходимо, чтобы студенты умели и хотели осваивать их, максимально эффективно используя их преимущества. Это в свою очередь позволит достичь высокого уровня профессионализма выпускников колледжа и будет способствовать их успешному трудоустройству.

     Воспитание самостоятельности у студентов проходит через формирование творческого мышления — умения строить умозаключения, выделять главное, определять последовательность действий, обрабатывать и систематизировать полученные данные, четко и ясно излагать свои мысли.

     Творческие способности развиваются в ходе самостоятельной работы по решению учебных проблемных задач. В данном случае преподаватель определяет цель, а управляют процессом решения студенты самостоятельно.

     Наиболее интересный и увлекательный вид самостоятельной работы — игровой. Преподаватель задает ограниченные исходные данные, а дальше все зависит от студента.

     На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

     •    осуществляется  контроль знаний,  навыков и умений студентов по определенному разделу;

     •    повышается познавательный интерес;

     •    лучше усваивается материал;

     •    обеспечивается деловая, рабочая атмосфера;

     •    раскрывается творческий потенциал студентов;

     •    предусматривается минимальное участие педагога.

Карточка-задание № 1

Заполните таблицу выхода и кулинарного использования частей мяса в свинине мясной массой 120 кг

Наименование частей туши

% к массе мяса на кости

Выход

Способ температурнной обработки

Вырезка

0,7

Корейка

10,3

Тазобедренная часть

14,0

Лопаточная часть

6,5

Грудинка

9,2

Шейная часть

4,0

Котлетное мясо

28,8

Шпик и обрезки шпика

13,6

Кости

11,5

Сухожилия и хряши

0,6

Потери при разделке

0,5

Потери при хранении

0,2

Потери при нарезке

0,1

ИТОГО

100

Инструкционно-технологическая карта по теме «Песочные пирожные, глазированные помадой»

Инструменты: трубочки для отделки, ножи, лейка Оборудование: алюминиевый лист, песочный п/ф, кондитерские мешки

Последовательность выполнения упражнения

Инструктивные указания и пояснения

Требования к качеству

1. Подготовка продукта

Зачищаем теплую песочную лепешку от подгорелых мест

Пирожное песочное, лепешки золотистого цвета. При надавливании рассыпаются. Поверхность аккуратно оформлена




2. Приготовление пирожных

Обмазываем поверхность лепешки ровным слоем фруктовой начинки, накладываем сверху вторую песочную лепешку

3. Отделка пирожных

Поверхность остывших склеенных лепешек, обмазанных тонким слоем фруктовой начинки, глазируем разогретой помадой, разрезаем глазированные лепешки на пирожные

      Конкурс «Презентация» формирует у студентов умения и навыки организации и проведения публичного выступления. Он направлен на развитие коммуникативных навыков студентов, овладение методами и приемами активизации аудитории в ходе выступления, поиск новых подходов, форм и средств организации публичного выступления.

     Такой вид самостоятельной работы можно применить по окончании теоретических аудиторных занятий по теме.

Современный специалист — это творец-создатель, человек высокой культуры, умеющий ориентироваться в растущем потоке информации. Поэтому значимое место в становлении личности студента, активизации его деятельности отводится учебно-исследовательской работе.

     В процессе учебных исследований студенты осуществляют собственные изыскания, которые в дальнейшем используются для учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Контроль самостоятельной работы студентов должен быть для преподавателя не самоцелью, а прежде

всего мотивирующим фактором образовательной деятельности обучающегося.

     Таким образом, самостоятельная работа студентов как средство активизации познавательной и воспитательной деятельности призвана помочь преподавателю создать для обучаемых ситуацию запрограммированного опосредованного закрепления теоретических знаний, их переноса в новые, подчас непредсказуемые условия, что особенно важно в свете требований государственного образовательного стандарта.

ГОУСПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Школа молодого преподавателя

«УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ »

Подготовила Цуканова В.А.

Вольск

2012-2013

   Вопросы работоспособности и утомления учащихся в процессе обучения стали предметом исследования в самом начале XX в. в рамках экспериментальной педагогики. На сегодняшний день эти аспекты дидактики почти не учитываются при разработке новых технологий обучения, что при интенсификации образовательного процесса не может не влиять на его качество и результат.

      Работоспособность является фундаментальным свойством нервной системы. Если ранее ученых интересовала физическая работоспособность, то сегодня на первый план выходит работоспособность умственная, которая связана с такими психическими процессами, как мышление, восприятие, внимание, память и т. д.

      Понятие работоспособности неразрывно связано с понятием деятельности, которое является важнейшей научной категорией. Деятельность трактуется как специфическая форма связи, с помощью которой опосредуются, регулируются и контролируются все- возможные взаимоотношения между человеческим  организмом и средой. В состав деятельности входят  потребности и мотивы, цель действия, программа действия, способ действия, само действие и его результат.  

     Деятельность имеет две важнейшие характеристики — количественную и качественную. Для удовлетворения своих потребностей человек, руководствуясь мотивами, ставит перед собой цели и пытается достичь их различными способами. Эти слагаемые составляют  качественную сторону деятельности человека. Работоспособ- ность в свою очередь определяет количественную сторону тех преобразований, которые совершает  человек над предметами, явлениями, понятиями и т.д)

     Особенностью деятельности организма человека является лимитированное использование энергетических веществ. Это ограничение названо И. П. Павловым пределом работоспособности 11]. Изучая работу больших полушарий, он установил, что корковые клетки при непрерывной работе могут беспрепятственно использовать определенный запас энергетических веществ, который является пределом работоспособности. Предел работоспособности — величина переменная. Другими словами, работоспособность функциональной единицы имеет величину, которая в зависимости от конкретных условий может изменяться в сравнительно широком диапазоне, т.е. увеличиваться или уменьшаться вследствие сдвига предела работоспособности в ту или иную сторону.

     Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма. Применительно к образовательному процессу работоспособность отражает рациональность организации этого процесса, его соответствие возможностям учащегося. Динамика работоспособности позволяет определить, какой иеной достигается результат. Общепризнанно, что динамика работоспособности представляет собой следующие периоды: врабатывание, устойчивый период (оптимальная работоспособность), предутомление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) и утомление.

     В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем. Период значительного напряжения, высоких энергозатрат, период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток — повышается их возбудимость, функциональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга. Работоспособность пока неустойчива, эффективность ее невелика.

     Устойчивый период (оптимум) — это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, напряжение снижается, повышается согласованность в деятельности всех систем. Однако период оптимума не может продолжаться бесконечно и закономерно сменяется следующим периодом — периодом компенсаторной перестройки. Учащийся еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания и темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли, функциональным напряжением учащийся может продолжить работу и даже сохранить ее качество, но очень недолго.

      Следующий период —утомление. Это особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).

     Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех учащихся, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у учащихся сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или боль в животе. Наиболее частым проявлением утомления является так называемое двигательное беспокойство. После 5—10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером), ребенок начинает крутиться, многократно менять позу. Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.

     Утомление обладает двойным биологическим действием. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения, с другой — стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв). Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка утомления очень сложна.

      Для педагога необходимо знать факторы, определяющие величину работоспособности и детерминирующие ее динамику. Одним из таких факторов является тип нервной системы. В трудах И.П. Павлова сила нервной системы и работоспособность ее нервных элементов являются синонимами [2]. Слабый тип имеет сравнительно небольшой размер работоспособности. Сильные типы, наоборот, характеризуются значительным размером работоспособности.

    Таким образом, если условия и организация работы или требования, предъявляемые к учащемуся, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление.

     Исходная работоспособность зависит от мотивации. Недоучет мотивации значительно обесценивает цели деятельности и служит причиной ее осуществления на низком уровне работоспособности. Помимо мотивации на исходную работоспособность влияет соотношение труда и отдыха, т.е. длительность той работы, которой в предшествующий момент был занят организм, и продолжительность его последующего отдыха. Кроме того, на величину работоспособности отрицательно влияет наличие в данный момент другой доминирующей деятельности, несовместимой с учебной.

     Таким образом, на величину работоспособности влияют многие факторы, поэтому работоспособность ученика может изменяться в широком диапазоне.

 

Цель: развитие социальной компетентности студента колледжа

Задачи

Развитие личност-

ного компонента

Развитие когни-

тивного компо-

нента

Развитие деятель-

Ностного компо-

нента

Развитие ценност-

ного компонента

Принципы

Фундементаль-

ные принципы

Системности

Интегратив-

ности

Единства

Деятельност-

ного подхода

Демократизации

Дифференциации

Индивидуализации

Факторы социального влияния

Социальная среда

Информационные

факторы

Общественная

жизнь

События духовного

характера

Этапы организации развития социальной  компетентности индивида

Анализ педагогических ситуаций

проектирование социального влияния

Консультирование и реализация

процесса социализации индивида

Реагирование и коррекция социального

влияния

Итоговый контроль и рефлексия

Содержание влияния на социальную компетентность личности

Система ценностей: общечеловечес-

кие, национальные, семейные,

ценности индивида

Воспитательный потенциал содержания образо-

вания: учебные предметы, формы учебных

занятий, внеучебная  деятельность

Управление системой развития социальной кометентности индивида

Критерии и показатели

результативности

Уровни сформированности социальной

компетентности

Социально компетентностный

Студент

Ц

Е

Л

Е

В

О

Й

 Б

Л

О

К

О  д  б

Р е л

Г я о

А т к

Н е

И л

З ь

А н

Ц о

И с

О т

Н н

Н ы

О й

С   т  б

О  е  л

Д  х  о

Е  н  к

Р  о  

Ж  л  

А  о  

Т  г  

Е и  

Л ч  

Ь е  

Н с  

О к

   и

  й

Р  т  б

Е и  л

З в  о

У н к

Л  ы

Ь  й

Т    

А  

Цель и задачи

Принципы

Субъект

Содержание

Объект

Формы и методы

Педагогические условия

Организация

Результат

Ценностной компонент

Познавательный компонент

Деятельностный компонент

Содержание формирования

социальной компетентности

Коммуникативный

компонент

Праксеологический

компонент