Учитель и учитель-тьютор

 

 

Сравнительная характеристика учителя и  учителя - тьютора

 

 

Учитель

Учитель-тьютор

Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; обучает, учит чему-либо. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой)

«Тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун».

Занимается обучением и воспитанием обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся.

Учитель-консультант и координатор.

Занимает позицию «над учеником». В ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить.

Цель — создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока.

Продумывает способы мотивации для класса, а не отдельно для каждого ученика.

Продумывает способы мотивации,  анализируя познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого.

Приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели.

Осуществляет целеполагание вместе с обучающимися. Двигается от интересов учащихся, помогая им  реализовать их цели.

Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы.

Передает содержание преподаваемого предмета.

Организует образовательную деятельность обучающихся.

Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику.

Самостоятельная работа под руководством учителя. С его стороны постоянно осуществляется контроль за правильностью действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо от того, осознал ли он причины возникших затруднений или нет

Консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности.

Создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии.

Имеет дело только с учебным материалом преподаваемого предмета.

Работает с материалом преподаваемого предмета и производственными проблемами обучающихся. Помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся.

Работает ответами. Учитель вошел в класс, его никто ни о чем не спросил, а он уже начинает: «Подлежащее это главный член предложения…» или «Кольский полуостров находится…». То есть учитель - это знающий и рассказывающий о своем знании (хороший учитель способен не столько рассказывать, сколько организовывать освоение этого знания, но в любом случае, он работает со знанием)

Работает  вопросами. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых ученик начинает глубже видеть. Умеет продлевать и углублять вопросы.

Устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-незнающий)

Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся)

Позиция «над учеником» (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, порой — насилия, часто — авторитарности.

Умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика. Направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной

Доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием

Доступен всегда. Предоставляет возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Помогает формировать у школьников следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность.

Учитель -тьютор не вызывает у ребенка чувства страха, не унижает его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость.  

Учитель знает Путь и конечную точку Пути

Тьютор не знает Пути, не знает конечной точки Пути, но он знает, как надо идти