Главные вкладки

    Работа с творческими детьми

    Для учителей, работающих с одаренными детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odarennye_deti_2.docx23.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрено на заседании                        Рассмотрено на заседании                 Утверждаю

    ШМО филологов Протокол №___          Методического совета                        Директор МАОУ Гимназия №2

    _____________Маврина Н.А.                   ________О. Ф. Громова                     ________Л. В. Бесшапошникова          

    Предметный курс  работы с одаренными детьми

    «Художественный анализ литературного произведения».

    (для учащихся 10—11 классов)

    Учитель  МАОУ Гимназия №2

    Щербинина Е.А.

    2011-2012 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от школы. Работа с одарёнными детьми требует понимания природы «одарённости» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию. Работа с одарёнными детьми крайне необходима в нашем образовательном учреждении. Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.. Ежегодно школьники  принимают участие в муниципальных, региональных олимпиадах, занимают призовые места, однако показатели  могли быть выше. Необходима программа  по повышения уровня подготовки ребят к участию в олимпиадах.

     Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы. Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одарённости происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одарённая личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:

                -сохранение индивидуальности;

                 -поддержка собственной познавательной потребности;

                 -знание психологических особенностей «одаренных».

    Цель программы:

    Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

    Задачи программы:

    совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

    отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

    создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

    расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

    Ожидаемые результаты реализации программы

    Реализации программа призвана способствовать:

    созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

    созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, для работы с одарёнными детьми;

    созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

    повышению качества образования и воспитания школьников.

    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    Формы работы с одаренными учащимися:

    групповые занятия с одарёнными учащимися;

    элективные курсы;

    кружки по интересам;

    конкурсы;

    участие в олимпиадах;

    интеллектуальные марафоны.

    предметный курс «Художественный анализ литературного произведения».

    №занятия

    Тема занятия

    1

    Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности устной и письменной речи

    Теоретический блок

    2

    Литературные направления

    3

    Жанры  и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле

    4

    Идейно-тематический анализ произведения: тема, проблема, конфликт, пафос, идея

    5

    Композиционный анализ произведения

    6

    Лингвостилистический анализ текста: лексика и ИВС

    7

    Элементы стихосложения

    Практический блок

    8

    Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы.

    9

    Конспект критической статьи.

    10

    План развёрнутого ответа на вопрос. Монологическое устное высказывание: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?»

    11

    План анализа эпизода.Анализ эпизодов пьесы А. Островского: «Прощание Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы»

    12

    План комплексного анализа прозаического текста

    13

    Идейно-тематический анализ произведения на материале рассказов Горького

    14

    Композиционный анализ стихотворений   Бунина

    15

    Составление тезисов критической статьи

    16

    План анализа лирического произведения (интерпретация, истолкование) Ф.И. Тютчеваи А. Фета.

    17

    Идейно-тематический анализ лирики на материале произведений М.Цветаевой,А.Ахматовой

    18

    Композиционный анализ произведений на материале лирики поэтов Серебряного века

    19

    Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведенийА. Фета и Ф. Тютчева.

    20

    План сравнительного анализа лирических произведений на материале стихотворений поэтов XIX века.

    21

    Приёмы сатирического изображения (на материале произведений Салтыкова-Щедрина)

    22

    Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина)

    23

    Роль детали в художественном произведении (на материале романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”).

    24-25

    Анализ эпизода: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др.

    26

    Своеобразие психологического стиля

    Ф. М.  Достоевского. Три портрета Родиона Раскольникова

    27

    План характеристики литературного героя (М.Шолохова)

    28

    Роль пейзажа в произведении (на материале романов “Война и мир” «Тихий Дон»)

    29-30

    Анализ эпизода: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле», «Первый бал Наташи Ростовой» и др.

    31-32

    Проблемный анализ произведения:  М.Шолохова «Тихий Дон»

    33

    Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А.Солженицына)

    34

    Анализ эпизода из произведения литературы конца ХХ века.

    Критерием достижения планируемых образовательных результатов является проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы над проектами, участие в олимпиадах различного уровня.

    Для подготовки учащихся к олимпиадам проводятся дополнительные занятия, консультации. Мы изучаем много дополнительной литературы, выполняем задания олимпиад прошлых лет. Эта работа даёт свои плоды.

    Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь учителя в решении его проблем, так как они  являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.