Педагогическая дистанция

На лекции по педмастерству преподаватель, весьма уважаемый, опытный, знающий специалист, объясняла допустимые нормы общения учитель - ученик, воспитатель - воспитанник. Добросердечные, доверительные, уважительные отношения между педагогом и ребёнком не должны перерасти в панибратские. Желательно не  допускать близкого тактильного контакта, например дружеское объятие и т.п. На мой вопрос о том,  как же вести себя когда после долгого отсутствия ребёнок приходит в группу и бежит тебе на встречу с искренним объятиями и восторгом, или ты сама после отпуска возвращаешься в сад и дети с радость тебя приветствуют и непременно хотят обняться, был дан ответ что всё таки лучше держать дистанцию. Конечно ответ меня не удовлетворил. Касаемо школы такое поведение оправдано. Но в детском саду тактильный контакт между педагогом и ребёнком необходим. Если ребёнок не в духе или плачет, приободрить его нужно не только ласковым словом, но и погладить или приобнять, не навязчиво и если ребёнок сам это допускает. Или частенько наблюдала такую ситуацию, особенно во второй половине дня, кто-нибудь из детей подсаживается рядом, под предлогом "а что это вы там пишите (рисуете)" , и то голову положит на моё плечо, то спиной привалиться, то руку положит мне на плечо. Это такие минутные мгновения доверия и теплоты, что невозможно отодвинуться от ребёнка и "держать дистанцию", возможно в этот момент он приободряется, подпитывается твоей энергией, ему хорошо и спокойно. 

В силу краткосрочности лекций и ограниченности во времени продолжать дискуссию с преподавателем не было возможности. Но я всё таки придерживаюсь своей точки зрения. Возможно даже в начальной школе, особенно в первом полугодии 1 класса, когда ребёнок переходит на новый ритм жизни, этот пресловутый тактильный контакт и даст ему спокойно и без стрессов и срывов перейти на новый этап жизни. 

 

 

 

Комментарии

 Гостюнина-Калятьева Галина Павловна

Я НАЧАЛА СВОЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ,ПОТОМ РАБОТАЛА В ШКОЛЕ,А СЕЙЧАС РАБОТАЮ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.Я СЧИТАЮ ,ЧТО ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РЕБЁНКОМ НЕОБХОДИМ В ЛЮБОМ ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ.никогда не забуду одного мальчика в приюте(его убили)он очень любил,когда я перед сном гладила его по голове и ведь,что самое интересное он старался не подводить меня.хотя имел много вредных привычек.был склонен к бродяжничеству и самоуходам.

Алексеева Анна Алексеевна

Согласна, что тяжело отказать ребенку в том, чего он возможно лишен дома. У меня 9 класс и некоторые девочки иногда тоже выражают свои чувства ко мне через тактильные контакты. И у меня не возникает мысли их оттолкнуть. Очень часто это дети, которые требуют к себе повышенного внимания (часто проблемные). С другой стороны, наблюдаю за своим племянником (ученик 3 класса). Ему тоже не хватает дома внимания и проявления любви со стороны мамы. У него замечательная учительница в начальной школе. И я подумала - а что если бы она отталкивала мальчишку? Детям в наше сложное время не хватает простого человеческого сочувствия и внимания. Не потеряем мы авторитет, если обнимем ученика. Но с другой стороны и на панибратство переходить не стоит. Можно дать понять ученику, что он для тебя так же значим, как и остальные ребята. Пусть вокруг детей будет побольше добра, пусть они дольше будут оставаться детьми.