несколько штрихов к портрету учителя

Голохваст Ольга Владимировна

может быть кому- нибудь будет полезно моё ессэ "Как я пришла в профессию, моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл как я пришла в профессию32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Свой выбор- быть учителем математики - сделала в 10 классе, когда к нам в школу пришли три  молодых педагога.  Все трое отличались от наших опытных учителей: манера доверительного общения, а не авторитарности над учениками, ярко выраженная общительность, умение устанавливать контакты с учениками, эмоциональная пластичность. О таких учителях американский психолог Т.Шаш написал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». За этот авторитет, учитель, безусловно, платит большую цену: его сердце должно воспринимать и вмещать проблемы своих учеников как свои собственные, «болеть» за чужих детей, как за своих. Какими хотят видеть нас наши ученики? Вспоминаются первые годы работы   в школе: самое большое желание пробудить любовь к математике у каждого ученика, научить каждого на «пять». Сейчас спустя много лет, эти устремления вызывают улыбку, как я  была далека от понимания, что не владела технологиями, позволяющими, хотя бы просто включить каждого ребёнка в продуктивную деятельность на уроке, предсказать результат нашей совместной деятельности Успех деятельности я вижу не в слепом везении, а в награде за работу над своим самоусовершенствованием, стремлением идти в ногу со временем,  желанием постоянно учиться самой.  Я училась у известных педагогов, перечитывая  их книги, училась у своих коллег, училась у своих учеников. В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное, создать «рассол», тогда какой бы не был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он обязательно просолится. Возникает вопрос, как же создать этот волшебный «рассол»? Оказалось, есть способ: создать на уроке и вне его атмосферу, позволяющую раскрываться каждому ребёнку, почувствовать себя успешным. Каждый день, входя в класс, вижу глаза своих учеников. Одни смотрят с интересом, чем удивлю, другие с настороженностью, неизвестно, что сегодня она  преподнесет, третьи с тоской, снова эта непонятная математика, четвёртые с равнодушием, скорее бы домой. Какие они все разные! Стараюсь понять, угадать, почувствовать настроение каждого, найти его струнку, потянув за которую, услышать её звучание. Каждый ученик, даже самый неуспешный, обладает своим особым талантом. Я это помню, потому, что я –учитель. Свои девизом считаю слова «Сначала ценить, а потом оценивать»

Вступление России в постиндустриальное пространство, заставило систему образования пересмотреть подходы и требования к процессу обучения. Закон об образовании, проекты стандартов нового поколения представляют модель современного ученика, который может эффективно реализовать свой потенциал в новом постиндустриальном обществе.

Практика последних лет показывает, что данная модель далека от реальной действительности. Сегодня мы наблюдаем значительное снижение интеллектуального и нравственного уровня не только обучающихся средней школы, но и общества в целом.

С каждым годом при увеличении требований со стороны министерства образования, усложнения содержания заданий ЕГЭ, олимпиадных заданий, мы фиксируем снижения качества знаний обучающихся на всех ступенях обучения.

Наблюдается низкая учебная мотивация уже на начальной ступени обучения. Решение данных противоречий между требованиями системы образования и реальностью является основной проблемой моей педагогической деятельности.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования и в рамках реализации Программы развития школы я сформулировала цель своей профессиональной деятельности – формирование свободной социально-компетентной личности обучающегося, способной к саморазвитию и самореализации.

Данная  цель предусматривает следующие задачи:

- формирование учебной мотивации к изучению математики, привитие интереса к предмету и учебному процессу в целом;

- формирование высокого уровня общеучебных умений и навыков;

- развитие творческих способностей, самостоятельности, навыков исследовательской деятельности;

- формирование ответственности у обучающихся за результаты своего труда, стимулирование работы учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;

- получение стабильных качественных результатов

Механизмы реализации данной цели и задач.

Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и в рамках реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.  В  преподавании применяю государственные программы для общеобразовательных учреждений. Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения и  воспитания. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения.

Как же включить каждого ученика в образовательный процесс? Как привлечь внимание детей к такому сложному, порой непонятному предмету – математика? Снова поиск ответов на эти вечные вопросы. Три года назад стала участницей курса усовершенствования учителей  в городе Красноярске под руководством Ирины Геннадьевны Литвинской члена- корреспондента Академии педагогических и социальных наук  по теме «Совершенствование структуры урока на основе организованного диалога учащихся». Спланированные диалоги учащихся, позволяющие включить каждого ребёнка на разных этапах урока, цели урока, приводящие к чёткому запланированному  ожидаемому результату каждого ученика, позволяют «видеть» способы, формы, инструменты, которые обеспечат реализацию поставленных задач. Теперь я продумываю не только то, что я скажу, а то,  что мне ответят мои ученики. Для включения каждого ученика составляю карточки: с незаконченными определениями -на этапе припоминания, карточки  с верными ответами -на этапе проверки знаний. Перед решением задания, проходит этап осмысления содержания и понимания заданного вопроса. Особое внимание уделяю анализу полученного ответа, соотнесение его с реальными величинами: прикидка приближенного значения. Решение задач вызывает затруднения потому, что зачастую дети ищут шаблон решения, не задумываясь над смыслом содержания. Для понимания содержания перед решением задачи дети вначале друг другу  в парах, а затем  фронтально отвечают на вопросы: -о чём задача? (о движении навстречу, о сборе урожая с поля, о продаже продуктов и др.), что говорится в задаче? (не называя ни одного значения, должны передать содержание: два пешехода двигались навстречу несколько часов, известны скорости каждого и время движения, или продавали овощи три дня, известно, сколько продали в первый день, а во второй день в несколько раз больше; -что нужно найти?(пройденное расстояние; количество проданных овощей за два дня)-что получите в ответе? Это клише дети запоминают в пятом классе, и в последующем его не записываю, лишь напоминаю, что давайте ответим на 4 вопроса перед решением задачи.  Открыла для себя такой приём, как применение кластера[1], особенно на этапе припоминания. В математике так много заимствованных слов, порой не вызывающих у детей никаких ассоциаций. Для учеников эти термины кажутся «чужими». А если поставить понятную для них задачу: припомнить все слова или словосочетания, связанные с записанным на доске ключевым словом? Например: урок математики в пятом классе по теме: «Уравнение» прошу детей посредине листа тетради записать ключевое слово «уравнение», записать вокруг этого слова, словосочетания или просто слова, связанные с ним. Разрешаю работать в парах, группах или индивидуально. И дети записывают слова, которые идут от них, термины превращаются в слова, которые припомнили они, а значит это уже не «чужие», а их собственные. Один мальчик написал лишь одно слово «трудно». « А почему трудно?»: - спросила его. Он сказал, что нужно знать правила, чтобы решить уравнение. И это его маленькая победа. Он осознаёт, что есть правила, что их можно найти в учебнике, спросить у соседа или услышать от учителя. Если дети не припомнят нужного мне термина, я просто добавлю его к готовому (созданному ими ) кластеру и незаметно для них уведу по нужной мне траектории, к этапу восприятия, осмысления, применения.

Невозможно представить деятельность современного учителя без применения современных, информационных технологий. В процессе обучения, применяю созданные мною, а так же готовые презентации из единой коллекции, фрагменты учебных фильмов. На этапе проверки знаний тестирование в режиме «он-лайн», а также готовые разнообразные, разноуровневые тесты. При подготовке к ЕГЭ не нужно искать в магазинах материалы. Открытый банк заданий, многочисленные сайты, предоставляют учителю и выпускникам возможность качественной подготовки, а родителям своевременного контроля, оказание психологической помощи специалистами,  советами как создать благоприятные условия для успешной аттестации.  Использую фрагменты видеоуроков. При изучении нового материала, обосновываю его значимость. Практически каждый математический термин имеет свою историю, связан с именами известных математиков, что позволяет совершать исторические открытия на уроке и во внеклассной работе. Например,  на уроке геометрии в восьмом классе по теме «Теорема Пифагора» говорю, что сегодня будем  знакомиться с  «Теоремой 100 быков» или «Теоремой невесты», «Теоремой бабочки», и скучающие, тут же,  оживляются, интерес проснулся, а дальше,  мастерство: приёмы, формы, верно подобранные мною, работают на результат.

Конечно, каждому учителю хочется видеть среди любимых предметов, именно свой. Начиная с пятого класса, внимательно изучаю  способности, особенности детей, мне  с ними предстоит длинный путь познания. Всегда в классе нахожу несколько учеников, проявляющих особый интерес к математике.  Зачастую  это  не «отличники». С  детьми выстраиваю не только классные, но внеклассные отношения. Ежегодно принимаю участие в научно- практических конференциях, всегда в области прикладной математики. Что нового могут открыть в области математики? И мы находим вопросы, на которые им интересно находить ответы, выдвигаем гипотезы, которые доказываем или опровергаем. Урок математики в 10 классе «Решение тригонометрических уравнений» привёл к исследовательской работе: «Десять  способов решения одного уравнения», которую представили на городскую, а затем на краевую научно- практические конференции.    Однажды пятиклассник, выронив после перемены монетку, подобрал её и  громко сказал: «Моя бабушка говорит, что копейка рубль бережёт. Понимаю, что без этой копейки, не продадут товар. А почему назвали «копейка»?».  Можно было призвать ребёнка к дисциплине, уже начался урок, но я предложила Максиму найти ответ на этот вопрос. И началось исследование «Эхо звонких монет». Большая часть работы оказалась связана с историей, краеведением, но замеры диаметров, толщины, взвешивание монет, сравнение по форме, знакомство с новым измерительными устройствами микрометром и лабораторными весами, позволили на конференции представить исследование на секции математики. К работе  была приложена  собранная коллекция монет, к сбору которой привлекали всех желающих. Городской музей позволил сделать фотографии монет, найденных на территории Ачинского района и города.

Ученики шестого класса провели исследование «Кто построил этот дом?».  В ходе исследования  ребята нашли  очень похожие формы гнёзд  птиц, жилищ, построенных дикими животными и  знаменитые  строения человека, причисленные к «чудесам света»  Выяснили, какими  геометрическими телами они являются. В работе соединились и биология, и история, география, архитектура, и, конечно, математика. На  одном из уроков математики спросила: «Всё что имеет верх, должно иметь низ?» И показала ленту Мёбиуса[2]. На внеклассном занятии взяли в руки лист бумаги, ножницы, клей, и… Сколько вариантов и комбинаций с лентой получили мои ученики! Некоторые, конечно использовали не по назначению, украсив себя полученной конструкцией., а два ученика решили изучить свойства ленты основательно. В результате представили своё исследование на городской конференции. Заметить талантливого, иногда по- мнению окружающих «странного» ребёнка, важное качество учителя. Ученик восьмого класса, по- мнению родителей исчерпал запас их терпения, проводя бесконечные опыты  и эксперименты  в домашних условиях и на даче. Я  поручила ему ремонт  некоторых старых приборов в кабинете физики (их достаточно в любой школе). Антона захватила эта работа, и « близкое»  знакомство  с приборами и механизмами,  привело к мысли изготовить реактивный двигатель. В ходе конструирования, пригодилось мастерство отца, для изготовления сопла требовалось изготовить отверстие, меньшее, чем игольное ушко. Отец  выручил сына. Представленный двигатель на городской конференции, вызвал положительный отклик, первое место позволило показать его на краевой конференции.  Сейчас Антон студент Аэрокосмической академии.  Отец пришёл  Первого сентября в школу, со  словами  благодарности не за призовое место, а за то, что школа открыла ему глаза на собственного ребёнка, и все «шалости» стали выглядеть как шаги к заветной цели- выбору будущей профессии. Сделать партнёрами родителей-  необходимая задача. На родительском собрании в пятом классе, показываю, что не могут все дети добиваться сразу результата. Простой пример - прямоугольник, с проведёнными в нём диагоналями. Прошу ответить каждого, что они видят на картинке.Ответы  записывают на лист бумаги, не обсуждая его с соседом. Они не представляют, сколько разных ответов услышат на полученный вопрос. (конверт, СМС, прямоугольник и треугольники,  песочные часы, пирамида сверху, крыша дома с вертолёта и…). Так и дети воспринимают одну и туже информацию, порой по- разному. Единомышленниками мы становимся не на десятом и даже не на двадцатом уроке. Гарантия комфорта, понимания индивидуальных особенностей каждого ребёнка создаёт позитивное отношения родителей к школе, и к тому, что в ней происходит.

Время не стоит на месте. Педагог должен соответствовать требованиям времени, общества, значит нужно забыть, что получил образование раз и навсегда, всё уже знаешь. И багаж полученных знаний не держать  при себе. Распахнуть двери своего кабинета для конструктивного общения с коллегами, родителями. Время тоже работает на нас: информационное пространство без границ, позволяет находить единомышленников в разных городах, обеспечивает самыми разнообразными материалами. Сетевые сообщества творческих педагогов на любой вкус, выбирай, обменивайся опытом, учись сам и научи других. «Что спрятал, то пропало, что отдал, то твоё». Этого принципа придерживаюсь в общении с коллегами. Многолетняя  практика помогла сформулировать основные положения моей профессиональной философии:

-осуществление  учения через диалог учителя и ученика;

-создание атмосферы, позволяющей раскрываться каждому ребёнку, не подавляющей, приводящей к поиску общей мысли;

-конструктивное сотрудничество, с учётом всех тонкостей человеческого общения;

-партнерство во взаимоотношениях в учебном процессе.

Хочешь быть учителем, оттачивай мастерство, будь настоящим профессионалом, для этого надо много знать, иметь чуткое сердце, добрую душу, любить детей, посвятить им всю свою жизнь.


[1] Английское слово «cluster»- гроздь, скопление, пучок (графический способ организации материала, позволяющий сделать наглядным мыслительный процесс)

[2] Мёбиус Август Фердинанд (1790- 1868) немецкий математик и астроном