«Самообразование педагога – как один из факторов повышения качества образования»

Задесенцева Светлана Петровна

 

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным.

Учитель  сегодня может усовершенствовать свой педагогический опыт в различных направлениях:

 • в профессиональной сфере (знания по дисциплине, которую преподает);

 • в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения, технологией диагностики достижений учащихся);

 • в повышении своей научной степени или научного звания;

 • в сфере педагогической психологии и др.

 

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
  • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

 

Совсем недавно в литературе появились уровни профессионального роста учителя (И.Щербо), уровни его саморазвития:

Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;

1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;

2-й уровень – применение новых технологий обучения;

3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;

4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;

5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;

6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;

7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением

 

Проанализируйте, на каком вы уровне саморазвития!

 

Динамизм социально-экономического и научно-технического развития современного мирового сообщества необычайно остро актуализировал освоение учителем новых информационных технологий. Современные персональные компьютеры и разработанное для них программное обеспечение открыли широкие возможности для активизации самообразования. Одним из важнейших требований к педагогической деятельности учителя является владение информационно-коммуникационными технологиями.

Сегодня существуют множество форм и способов, как учителю повышать свое самообразование с помощью интернет - ресурсов, например:

 Дистанционные курсы

 Дистанционные конференции, форумы и семинары

 Дистанционные конкурсы

Создание собственного сайта

(из опыта работы)

Я перечислила только некоторые формы самообразования учителя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.

 

Особенно важными для преподавателя являются результаты процесса самообразования, которые могут выражаться в следующих педагогических аспектах:

 • повышение качества преподаваемой учебной дисциплины, при этом определяются показатели эффективности и качества обучения;

 • разработка и издание методических пособий: статей, учебников, учебных пособий, учебных программ, педагогических исследований, монографий;

 • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

 • разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов;

 • разработка проведения учебных занятий по созданной собственной авторской технологии;

 • создание комплекта дидактических разработок;

 • проведение тренингов, семинаров, конференций, обобщение результатов проведенного исследовательского эксперимента.

 

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.

   У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.

Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.

Работать  по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность Самообразование педагога - как один из факторов повышения качества образования

Слайд 2

Направления самообразования: • в профессиональной сфере ( знания по дисциплине, которую преподает ); • в области методики преподавания ( овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения, технологией диагностики достижений учащихся ); • в повышении своей научной степени или научного звания; • в сфере педагогической психологии и др.

Слайд 3

Научно-исследовательская работа по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педсоветах, научно-методических объединениях; посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическая разработка и практическая апробация разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Слайд 4

Уровни саморазвития Нулевой уровень – слабая методическая подготовка; 1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников; 2-й уровень – применение новых технологий обучения; 3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий; 4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;

Слайд 5

5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета; 6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части; 7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением. Уровни саморазвития

Слайд 6

Формы самообразования Дистанционные курсы Дистанционные конференции Дистанционные форумы и семинары Дистанционные конкурсы Распространение собственного опыта через публикации Ведение блога Создание сайта

Слайд 10

Результаты: • повышение качества преподаваемой учебной дисциплины, при этом определяются показатели эффективности и качества обучения; • разработка и издание методических пособий: статей, учебников, учебных пособий, учебных программ, педагогических исследований, монографий; • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

Слайд 11

Результаты: разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов; • разработка проведения учебных занятий по созданной собственной авторской технологии; • создание комплекта дидактических разработок; • проведение тренингов, семинаров, конференций, обобщение результатов проведенного исследовательского эксперимента.

Слайд 12

Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат. ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!