Методическая система педагога дополнительного образования, апробированная в профессиональном сообществе.

Петрова Людмила Николаевна

 

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  Поэтому изучение декоративно прикладному искусству направлено на достижение следующих целей:

·        овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности по декоративно прикладному искусству, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

·        интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

·        формирование представлений об идеях и методах декоративно прикладного искусства  как средства моделирования явлений и процессов;

·        воспитание культуры личности, отношения к декоративно прикладному искусству как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости для научно-технического прогресса.

     Современные требования к результатам освоения программы обучающимися в объединении «Волшебная игла» представляют собой совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Требования к результатам освоения основных образовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени дополнительного образования.

     Для этого необходимо создать методическую систему развития творческой личности обучающихся в процессе обучения декоративно прикладному искусству. Современный этап развития образования требует определить пути оптимизации обучения бисероплетению, вышивке, аппликации, мягкой игрушке которые основываются:

·        на психолого-педагогических особенностях обучающихся;

·        на специфике развития творческой личности в процессе обучения бисероплетения, вышивки, аппликации, мягкой игрушке;

·        на развитии современных информационных технологий.

Поэтому каждый педагог  должен выходить за рамки специфики своего направления, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых воспитанник не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

В соответствии с этим разработана собственная методическая система педагога. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности обучающихся.

Тема методической системы: воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире. Цель: Создание условий для формирования воспитанника, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

·        развитие у воспитанника естественной потребности познания окружающего мира;

·        формирование системного диалектического мышления;

·        формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;

·        формирование навыков работы с информацией;

·        формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам;

·        создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

Мои педагогические принципы:

·        принцип научности;

·        принцип прочности усвоения знаний;

·        принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

·        принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;

·        принцип индивидуализации;

·        педагогический гуманизм;

·        принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта.

     Моя методическая система в образовательном процессе опирается на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов и исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, опережающее и дифференцированное обучение, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, здоровьесберегающие технологии. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей  профессиональной деятельности. За годы своей педагогической деятельности пришла к выводу, что делаю правильно, работая в системе дополнительного образования,  где каждое занятие должно давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к декоративно прикладному искусству, использование воспитательных возможностей специфики своего направления.

     Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:

·        Мотивационно-целевой.

Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения современных образовательных технологий формирующих и развивающих у обучающихся универсальных учебных действий. Данный компонент создаёт условия для формирования целостной системы знаний в объединении. Повышает позитивное отношение к обучению.

·        Содержательный компонент.

Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у обучающихся в объединении «Волшебная игла». Содержание занятий модифицирую исходя из того в рамках, какой технологии выстраиваю конкретное занятие или тему. Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень обучения. Анализирую программу и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения. При анализе обращаю внимание на возрастные особенности обучающихся.

·        Инструментально-технологический.

Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение обучающимися знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес воспитанников к самостоятельному процессу познания. В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия обучающихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.         Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения: коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации); проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия); исследовательский метод; частично-поисковый, или эвристический метод.

При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности.

·        Организационный компонент.

Мною разработана и с 2006 года реализуется образовательная программа «Волшебная игла». В 2011 году в содержание программы были внесены изменения в соответствии с современными требованиями. После корректировки программа была рассмотрена и утверждена на методическом совете 02.09.2011 г.,  протокол № 1. Направленность, в рамках которой реализуется программа: художественно-эстетическая. Возраст детей: 7-12 лет. Срок реализации программы 3 года. Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребенка, является раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей заложенных в ребенке. На занятиях развиваю логическое, нестандартное мышление и интерес к бисероплетению, вышивке, мягкой игрушке, аппликации, пошиву одежды для кукол.

Организационный компонент включает в себя следующие формы организации учебного процесса:

ü Использование разнообразных форм обучения на занятиях не только усиливает профессиональную направленность преподавания декоративно прикладному искусству, но и существенно обогащает сам процесс преподавания по направлению. Основными формами организации обучения воспитанников в моей педагогической деятельности являются: практические занятия (коллективная работа); индивидуальная работа; исследовательские занятия (индивидуальная работа); проблемно-поисковые занятия (групповая работа); занятия с применением игровых технологий; занятие - лекция; занятие –экскурсия.

ü Воспитательная работа.

Воспитательная работа строится по следующим направлениям: спортивно – оздоровительное; гражданско – патриотическое; духовно – нравственное; нравственное  - эстетическое. Воспитанники объединения активно  участвуют не только в жизни Дома детского творчества, но и в общественной жизни школы и села:  массовые мероприятия, митинги  ко Дню Победы, поздравление односельчан ко Дню пожилого человека, смотры художественной самодеятельности, День памяти воинов – интернационалистов, встречи с ветеранами ВОВ. Принимали участие  в акциях: «Возложи цветок к памятнику», «Нет курению», «Подари улыбку» и т.д. Ежегодно принимают участие в «Весенней неделе добра», и  оформляют выставки работ. Также воспитанники объединения активно принимают участие в субботниках, в реализации проекта «Чистый двор, чистая улица, чистое село».

В своей работе стараюсь использовать как можно больше различных форм деятельности (массовые мероприятия), тем самым, привлекая к дополнительному образованию максимальное количество обучающихся.

·        Рефлексивно-оценочный.

Позволяет оценить результаты деятельности педагога и воспитанника. На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (наблюдение, беседы, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических работ, анкетирование, тестирование). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям обучающихся.

                        Неотъемлемой частью моей методической системы является современное занятие, где в большей степени реализуются развивающее обучение и компетентностный подход. В конструировании современного занятия мне помогают лекции М.М. Поташника «Требования к современному уроку» и «Конструктор современного урока». Все начинается с занятия! Занятия– это то образовательное пространство, которое позволяет педагогу и воспитаннику наилучшим образом строить и совершенствовать себя как личность. Творчески подхожу к построению занятия на основе уже наработанных навыков и умений, усвоенного алгоритма действий, сложившегося стиля взаимоотношений. Определяю цель занятия через конечный результат с учетом места занятия в системе. Содержание, методы, темп, последовательность обучения на занятии определяю не внешне заданными, а внутренними факторами и мотивами развития и становления ключевых компетенций как личностной установки. Моё современное занятие представляет единство трех логически взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевого, процессуально-содержательного, рефлексивно-оценочного. Каждое занятие для меня, как педагога, заканчивается личными педагогическими наблюдениями, в этом и состоит ещё одна отличительная черта собственной методической системы. Именно они дают толчок к совершенствованию методики, занятий и, тем самым способствуют повышению  мотивации обучающихся к учению, и качества обучения. Разнообразие типов и форм моих занятий повышает интерес к обучению и его качество.

     Интерес к изучению какой-либо темы возникает у обучающихся в основном на занятии.  В центре внимания – воспитанник, его личность, неповторимый внутренний мир, поэтому основная задача для меня – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Работая по системе развивающего обучения, воспитанники осваивают главный метод работы на занятии – поисково-исследовательский, который реализуется через постоянное создание на занятии проблемной ситуации, инициирующей поиск ответа, психологически интригующей обучающихся, задающей ритм всему занятию. Поэтому необходимо использовать на занятии такие методики, которые содействуют формированию и развитию исследовательских умений и навыков у обучающихся, включающих в себя самостоятельное добывание новых знаний, сбор необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать, делать выводы. Поисково-исследовательский характер учебной деятельности способствует нахождению удачного пути к научно-исследовательской деятельности обучающихся на занятии и вне его. А для этого необходимо повысить к ней интерес, применяя методики развивающего обучения на занятиях: опора на те возможности, которыми воспитанник располагает; вариативность и дифференциация обучения; использование на занятиях заданий творческого характера; атмосфера доверия и поддержки на занятии, которые раскрепощают воспитанника, способствуют раскрытию его творческого потенциала; создание ситуации успеха и одобрения. Когда воспитаннику интересно учиться, познавать, творить, тогда он ежедневно, ежечасно совершает для себя открытия.

     Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Трудностей с самым первым этапом научно-исследовательской работы очень много. Часто выбирая ту или иную тему, воспитанники не осознают, что главная проблема – поиск источников и научно обоснованного материала. Поэтому трудности этапа сбора и обработки материала для научно-исследовательской работы самые серьёзные. Здесь вмешательство педагога, как мне кажется, должно быть своевременным. По своему опыту знаю, что обучающиеся могут «утонуть» в большом объёме материала. Роль педагога в организации исследовательской работы обучающихся чрезвычайно сложна и ответственна, т.к. нужно направлять, советовать, вникать в материал. Но научно-исследовательская деятельность обучающихся, по моему мнению, даёт много для формирования их внутренней культуры, открывает новые горизонты для их мировоззрения. Формирует у обучающихся убеждение, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в книгах, ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Такая деятельность позволяет юному исследователю самосовершенствоваться и приводит к тому, что он обучается учиться и исследовать. Система организации исследовательской деятельности построена так, что у обучающегося обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты своего опыта, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить  новый уровень личностного развития.   

     Самореализация педагога – осуществляется в творческой самореализации воспитанников. Поэтому одна из моих задач  – помочь представить результат работы через представление работы воспитанников. Это участие: в различных выставках, конкурсах, фестивалях  на различном уровне.

Для меня наиболее важными являются личностные изменения обучающихся, мотивация повышения интереса и устойчивые знания в работе объединения «Волшебная игла». Об этом говорят результаты участия воспитанников  в различных конкурсах:

Всероссийский конкурс детского прикладного и изобразительного искусства «Чиполлино» - Диплом 1 место по Омской области (2010 г.).

Всероссийский конкурс детского прикладного и изобразительного искусства «Молодой Левша» - Диплом 1 место по Омской области;  Диплом 1 и 2 место по Сибирскому федеральному округу (2010-2011).

Первый открытый народный Интернет – конкурс детского и молодёжного творчества Art Kinder House: Весна 2011 – 2 диплома лауреата 1 степени; диплом лауреата 2 степени; диплом лауреата 3 степени.

Первый открытый народный Интернет – конкурс детского и молодёжного творчества Art Kinder House: Осень 2011 – 4 диплома лауреата 1 степени; 5 дипломов лауреата 2 степени; 2 диплома лауреата 3 степени.

Первый открытый народный Интернет – конкурс детского и молодёжного творчества Art Kinder House: Весна 2012 – 2 лауреата 3 степени.

Объединение имеет благодарственные письма:

·        МУК «ТЦБС» Тарская центральная районная библиотека за участие в выставке «Мир увлечений – он твой!» (2009 г.)

·        МУК «ТЦБС» Тарская центральная районная библиотека за участие в выставке «Бисерная феерия» (2010 г.)

·        МУК «ТЦБС» Тарская центральная районная библиотека за участие в выставке «Живопись иглой» (2010 г.)

     Поэтому очень важно выявить всех, кто интересуется различными областями творчества, помочь претворить их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Исследовательская деятельность даёт результаты в работе не только с одарёнными детьми. Данный подход повышает активность и мотивацию к самосовершенствованию, личностному росту абсолютно всех обучающихся. Пусть не каждый ребёнок может получить диплом победителя или лауреата, большинству личностно-ориентированный подход позволяет быть успешными на занятиях, помогает в реализации планов и осуществлении мечты. Что соответствует запросам современного общества, которое нуждается в неординарных творческих личностях, имеющих не только высокую активность, но и способность нестандартного поведения. Значит, моя методическая система помогает приобрести каждому из них следующие качества:

ü личностные: ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких стандартов и целей; креативность и любознательность; открытость новым точкам зрения; направленность на саморазвитие; социальная ответственность;

ü метапредметные: коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; умение работать с информацией и медиасредствами;

ü предметные: основы системы знаний; опыт «предметной деятельности» по получению, преобразованию и применению нового знания.  

     Развивающее обучение оказывается таковым не только для обучающихся, но и для педагога, т.к. оно формирует способность к педагогическому творчеству. Всё это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Да, несомненно, педагог – творец, он сам всегда должен быть открыт для нового знания, постоянно расти профессионально, получать удовлетворение и удовольствие от своего труда. На протяжении всего периода педагогической деятельности продолжаю совершенствование профессионального мастерства. Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает ОУ и образовательных потребностей обучающихся. Ведущая роль в моём повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне, с одной стороны, углубить знания в области педагогических теорий и систем, с другой - создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий.

     Постоянно участвую в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, семинарах, круглых столах на муниципальном и областном  уровне, Всероссийских видео-конференциях. Имею публикации.

     Свой опыт работы я обобщила на уровне ОУ и на  муниципальном уровне. Мой опыт работы успешно используют педагоги дополнительного образования МБОУ «Дом детского творчества» Илютикова С.П. и Прядина Е.В.

Илютикова Светлана Павловна является руководителем объединения Клуб «Надежда» (дети с ОВЗ) МБОУ «Дом детского творчества»,  использует в своей работе дидактические разработки и методические материалы из разделов программы «Волшебная игла»: «Бисероплетение», «Мягкая игрушка», «Вышивка».

Прядина Елена Валерьевна, является руководителем объединения «Бисероплетение» МБОУ «Дом детского творчества», использует в своей работе дидактические разработки и методические материалы из раздела программы «Бисероплетение».

     Что может быть важнее для педагога? Мне нравится каждый день приходить в Дом детского творчества, видеть своих воспитанников, открывать с ними знания, решать новую проблему, радоваться и быть счастливой. Мы каждый день учимся друг у друга. Они - у меня, я – у них. Главное для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость в их деятельности и вселить уверенность в свои силы. У каждого педагога свой путь. Каждому придется накопить свой опыт. Главное – не навредить детям, пока учишься быть педагогом! Не зря говорят, что учителями славится Россия – ученики приносят славу ей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrova_metodicheskaya_sistema.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система педагога дополнительного образования,

апробированная в профессиональном сообществе.

         Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  Поэтому изучение декоративно прикладному искусству направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности по декоративно прикладному искусству, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах декоративно прикладного искусства  как средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к декоративно прикладному искусству как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости для научно-технического прогресса.

     Современные требования к результатам освоения программы обучающимися в объединении «Волшебная игла» представляют собой совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Требования к результатам освоения основных образовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени дополнительного образования.

     Для этого необходимо создать методическую систему развития творческой личности обучающихся в процессе обучения декоративно прикладному искусству. Современный этап развития образования требует определить пути оптимизации обучения бисероплетению, вышивке, аппликации, мягкой игрушке которые основываются:

  1. на психолого-педагогических особенностях обучающихся;
  2. на специфике развития творческой личности в процессе обучения бисероплетения, вышивки, аппликации, мягкой игрушке;
  3. на развитии современных информационных технологий.

Поэтому каждый педагог  должен выходить за рамки специфики своего направления, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых воспитанник не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

В соответствии с этим разработана собственная методическая система педагога. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности обучающихся.

Тема методической системы: воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире. Цель: Создание условий для формирования воспитанника, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. развитие у воспитанника естественной потребности познания окружающего мира;
  2. формирование системного диалектического мышления;
  3. формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;
  4. формирование навыков работы с информацией;
  5. формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам;
  6. создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

Мои педагогические принципы:

  1. принцип научности;
  2. принцип прочности усвоения знаний;
  3. принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
  4. принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;
  5. принцип индивидуализации;
  6. педагогический гуманизм;
  7. принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта.

     Моя методическая система в образовательном процессе опирается на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов и исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, опережающее и дифференцированное обучение, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, здоровьесберегающие технологии. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей  профессиональной деятельности. За годы своей педагогической деятельности пришла к выводу, что делаю правильно, работая в системе дополнительного образования,  где каждое занятие должно давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к декоративно прикладному искусству, использование воспитательных возможностей специфики своего направления.

     Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:

  1. Мотивационно-целевой.

Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения современных образовательных технологий формирующих и развивающих у обучающихся универсальных учебных действий. Данный компонент создаёт условия для формирования целостной системы знаний в объединении. Повышает позитивное отношение к обучению.

  1. Содержательный компонент.

Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у обучающихся в объединении «Волшебная игла». Содержание занятий модифицирую исходя из того в рамках, какой технологии выстраиваю конкретное занятие или тему. Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень обучения. Анализирую программу и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения. При анализе обращаю внимание на возрастные особенности обучающихся.

  1. Инструментально-технологический.

Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение обучающимися знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес воспитанников к самостоятельному процессу познания. В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия обучающихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.         Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения: коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации); проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия); исследовательский метод; частично-поисковый, или эвристический метод.

При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности.

  1. Организационный компонент.

Мною разработана и с 2006 года реализуется образовательная программа «Волшебная игла». В 2011 году в содержание программы были внесены изменения в соответствии с современными требованиями. После корректировки программа была рассмотрена и утверждена на методическом совете 02.09.2011 г.,  протокол № 1. Направленность, в рамках которой реализуется программа: художественно-эстетическая. Возраст детей: 7-12 лет. Срок реализации программы 3 года. Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребенка, является раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей заложенных в ребенке. На занятиях развиваю логическое, нестандартное мышление и интерес к бисероплетению, вышивке, мягкой игрушке, аппликации, пошиву одежды для кукол.

Организационный компонент включает в себя следующие формы организации учебного процесса:

  1. Использование разнообразных форм обучения на занятиях не только усиливает профессиональную направленность преподавания декоративно прикладному искусству, но и существенно обогащает сам процесс преподавания по направлению. Основными формами организации обучения воспитанников в моей педагогической деятельности являются: практические занятия (коллективная работа); индивидуальная работа; исследовательские занятия (индивидуальная работа); проблемно-поисковые занятия (групповая работа); занятия с применением игровых технологий; занятие - лекция; занятие –экскурсия.
  1. Воспитательная работа.

Воспитательная работа строится по следующим направлениям: спортивно – оздоровительное; гражданско – патриотическое; духовно – нравственное; нравственное  - эстетическое. Воспитанники объединения активно  участвуют не только в жизни Дома детского творчества, но и в общественной жизни школы и села:  массовые мероприятия, митинги  ко Дню Победы, поздравление односельчан ко Дню пожилого человека, смотры художественной самодеятельности, День памяти воинов – интернационалистов, встречи с ветеранами ВОВ. Принимали участие  в акциях: «Возложи цветок к памятнику», «Нет курению», «Подари улыбку» и т.д. Ежегодно принимают участие в «Весенней неделе добра», и  оформляют выставки работ. Также воспитанники объединения активно принимают участие в субботниках, в реализации проекта «Чистый двор, чистая улица, чистое село».

В своей работе стараюсь использовать как можно больше различных форм деятельности (массовые мероприятия), тем самым, привлекая к дополнительному образованию максимальное количество обучающихся.

  1. Рефлексивно-оценочный.

Позволяет оценить результаты деятельности педагога и воспитанника. На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (наблюдение, беседы, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических работ, анкетирование, тестирование). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям обучающихся.

                     Неотъемлемой частью моей методической системы является современное занятие, где в большей степени реализуются развивающее обучение и компетентностный подход. В конструировании современного занятия мне помогают лекции М.М. Поташника «Требования к современному уроку» и «Конструктор современного урока». Все начинается с занятия! Занятия– это то образовательное пространство, которое позволяет педагогу и воспитаннику наилучшим образом строить и совершенствовать себя как личность. Творчески подхожу к построению занятия на основе уже наработанных навыков и умений, усвоенного алгоритма действий, сложившегося стиля взаимоотношений. Определяю цель занятия через конечный результат с учетом места занятия в системе. Содержание, методы, темп, последовательность обучения на занятии определяю не внешне заданными, а внутренними факторами и мотивами развития и становления ключевых компетенций как личностной установки. Моё современное занятие представляет единство трех логически взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевого, процессуально-содержательного, рефлексивно-оценочного. Каждое занятие для меня, как педагога, заканчивается личными педагогическими наблюдениями, в этом и состоит ещё одна отличительная черта собственной методической системы. Именно они дают толчок к совершенствованию методики, занятий и, тем самым способствуют повышению  мотивации обучающихся к учению, и качества обучения. Разнообразие типов и форм моих занятий повышает интерес к обучению и его качество.

     Интерес к изучению какой-либо темы возникает у обучающихся в основном на занятии.  В центре внимания – воспитанник, его личность, неповторимый внутренний мир, поэтому основная задача для меня – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Работая по системе развивающего обучения, воспитанники осваивают главный метод работы на занятии – поисково-исследовательский, который реализуется через постоянное создание на занятии проблемной ситуации, инициирующей поиск ответа, психологически интригующей обучающихся, задающей ритм всему занятию. Поэтому необходимо использовать на занятии такие методики, которые содействуют формированию и развитию исследовательских умений и навыков у обучающихся, включающих в себя самостоятельное добывание новых знаний, сбор необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать, делать выводы. Поисково-исследовательский характер учебной деятельности способствует нахождению удачного пути к научно-исследовательской деятельности обучающихся на занятии и вне его. А для этого необходимо повысить к ней интерес, применяя методики развивающего обучения на занятиях: опора на те возможности, которыми воспитанник располагает; вариативность и дифференциация обучения; использование на занятиях заданий творческого характера; атмосфера доверия и поддержки на занятии, которые раскрепощают воспитанника, способствуют раскрытию его творческого потенциала; создание ситуации успеха и одобрения. Когда воспитаннику интересно учиться, познавать, творить, тогда он ежедневно, ежечасно совершает для себя открытия.

     Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Трудностей с самым первым этапом научно-исследовательской работы очень много. Часто выбирая ту или иную тему, воспитанники не осознают, что главная проблема – поиск источников и научно обоснованного материала. Поэтому трудности этапа сбора и обработки материала для научно-исследовательской работы самые серьёзные. Здесь вмешательство педагога, как мне кажется, должно быть своевременным. По своему опыту знаю, что обучающиеся могут «утонуть» в большом объёме материала. Роль педагога в организации исследовательской работы обучающихся чрезвычайно сложна и ответственна, т.к. нужно направлять, советовать, вникать в материал. Но научно-исследовательская деятельность обучающихся, по моему мнению, даёт много для формирования их внутренней культуры, открывает новые горизонты для их мировоззрения. Формирует у обучающихся убеждение, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в книгах, ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Такая деятельность позволяет юному исследователю самосовершенствоваться и приводит к тому, что он обучается учиться и исследовать. Система организации исследовательской деятельности построена так, что у обучающегося обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты своего опыта, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить  новый уровень личностного развития.    

     Самореализация педагога – осуществляется в творческой самореализации воспитанников. Поэтому одна из моих задач  – помочь представить результат работы через представление работы воспитанников. Это участие: в различных выставках, конкурсах, фестивалях  на различном уровне.

Для меня наиболее важными являются личностные изменения обучающихся, мотивация повышения интереса и устойчивые знания в работе объединения «Волшебная игла». Об этом говорят результаты участия воспитанников  в различных конкурсах:

Всероссийский конкурс детского прикладного и изобразительного искусства «Чиполлино» - Диплом 1 место по Омской области (2010 г.).

Всероссийский конкурс детского прикладного и изобразительного искусства «Молодой Левша» - Диплом 1 место по Омской области;  Диплом 1 и 2 место по Сибирскому федеральному округу (2010-2011).

Первый открытый народный Интернет – конкурс детского и молодёжного творчества Art Kinder House: Весна 2011 – 2 диплома лауреата 1 степени; диплом лауреата 2 степени; диплом лауреата 3 степени.

Первый открытый народный Интернет – конкурс детского и молодёжного творчества Art Kinder House: Осень 2011 – 4 диплома лауреата 1 степени; 5 дипломов лауреата 2 степени; 2 диплома лауреата 3 степени.

Первый открытый народный Интернет – конкурс детского и молодёжного творчества Art Kinder House: Весна 2012 – 2 лауреата 3 степени.

Объединение имеет благодарственные письма:

  1. МУК «ТЦБС» Тарская центральная районная библиотека за участие в выставке «Мир увлечений – он твой!» (2009 г.)
  2. МУК «ТЦБС» Тарская центральная районная библиотека за участие в выставке «Бисерная феерия» (2010 г.)
  3. МУК «ТЦБС» Тарская центральная районная библиотека за участие в выставке «Живопись иглой» (2010 г.)

     Поэтому очень важно выявить всех, кто интересуется различными областями творчества, помочь претворить их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Исследовательская деятельность даёт результаты в работе не только с одарёнными детьми. Данный подход повышает активность и мотивацию к самосовершенствованию, личностному росту абсолютно всех обучающихся. Пусть не каждый ребёнок может получить диплом победителя или лауреата, большинству личностно-ориентированный подход позволяет быть успешными на занятиях, помогает в реализации планов и осуществлении мечты. Что соответствует запросам современного общества, которое нуждается в неординарных творческих личностях, имеющих не только высокую активность, но и способность нестандартного поведения. Значит, моя методическая система помогает приобрести каждому из них следующие качества:

  1. личностные: ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких стандартов и целей; креативность и любознательность; открытость новым точкам зрения; направленность на саморазвитие; социальная ответственность;
  2. метапредметные: коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; умение работать с информацией и медиасредствами;
  3. предметные: основы системы знаний; опыт «предметной деятельности» по получению, преобразованию и применению нового знания.  

     Развивающее обучение оказывается таковым не только для обучающихся, но и для педагога, т.к. оно формирует способность к педагогическому творчеству. Всё это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Да, несомненно, педагог – творец, он сам всегда должен быть открыт для нового знания, постоянно расти профессионально, получать удовлетворение и удовольствие от своего труда. На протяжении всего периода педагогической деятельности продолжаю совершенствование профессионального мастерства. Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает ОУ и образовательных потребностей обучающихся. Ведущая роль в моём повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне, с одной стороны, углубить знания в области педагогических теорий и систем, с другой - создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий.

     Постоянно участвую в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, семинарах, круглых столах на муниципальном и областном  уровне, Всероссийских видео-конференциях. Имею публикации.

     Свой опыт работы я обобщила на уровне ОУ и на  муниципальном уровне. Мой опыт работы успешно используют педагоги дополнительного образования МБОУ «Дом детского творчества» Илютикова С.П. и Прядина Е.В.

Илютикова Светлана Павловна является руководителем объединения Клуб «Надежда» (дети с ОВЗ) МБОУ «Дом детского творчества»,  использует в своей работе дидактические разработки и методические материалы из разделов программы «Волшебная игла»: «Бисероплетение», «Мягкая игрушка», «Вышивка».

Прядина Елена Валерьевна, является руководителем объединения «Бисероплетение» МБОУ «Дом детского творчества», использует в своей работе дидактические разработки и методические материалы из раздела программы «Бисероплетение».

     Что может быть важнее для педагога? Мне нравится каждый день приходить в Дом детского творчества, видеть своих воспитанников, открывать с ними знания, решать новую проблему, радоваться и быть счастливой. Мы каждый день учимся друг у друга. Они - у меня, я – у них. Главное для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость в их деятельности и вселить уверенность в свои силы. У каждого педагога свой путь. Каждому придется накопить свой опыт. Главное – не навредить детям, пока учишься быть педагогом! Не зря говорят, что учителями славится Россия – ученики приносят славу ей!