Применение современных технологий обучения в преподавании литературы

 

Применение современных технологий обучения в преподавании литературы

 

ü  Современные образовательные технологии

ü  Литература

ü  Методисту предметнику

ü  Методистам

ü  Кейс-метод

 

Перспективы развития современного мира требуют, чтобы ребёнок, покидая школу, не только уносил с собой багаж теоретических знаний, но и обладал практическими навыками. Необходимость работы по развитию у учащихся умений применять полученные знания за рамками учебных ситуаций подтверждают и результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся – PISA. Это исследование направлено на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

 

В процессе изучения предмета литературы ученики овладевают следующими практическими умениями:

 

ü  Умение работать с текстом: быстро находить нужную информацию, анализировать текст.

ü  Обладать презентационными умениями: умением грамотно и доказательно представить свою точку зрения.

 

Формирование этих практических навыков, а также стремление к развитию собственных творческих возможностей, способствуют тому, что ученики покидают школу грамотными людьми, готовыми к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненных задач.

 

Но любая практика строится на теории, невозможно научить грамотному анализу текста без предварительного изучения таких литературных теоретических понятий как: «литературное направление», «идея», «тема», «структура», «средства выразительности», «образ» и т.д. и т.п.

 

Но как достигнуть качественного обучения теории и успеть показать практическое применение полученных знаний при ограниченности времени урока?

 

Из всего вышесказанного следует простой вывод: необходимо максимально оптимизировать обучение.

 

Я достигаю оптимизации учебного процесса за счёт применения таких технологий обучения, которые способны максимально активизировать работу учащихся на уроке:

 

Технологии, используемые мною в практике работы (педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и методов, применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения)

 

1. Проблемное обучение

           

 

Форма активного обучения, позволяющая актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового материала, закреплении и контроле. Реализую в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, который присутствует практически на каждом уроке литературы.

 

2. Технология исследовательского обучения и проектные методы  обучения

           

 

Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося, что особенно важно при формировании навыков самостоятельности. Исследовательские работы учащихся могут быть представлены в форме проекта. «Историческая ценность «Слова о полку Игореве» (9класс), «Жанровые отличия литературы 18 века» (9класс),»Причины появления древнерусской литературы» (5класс)

 

3. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы)

           

 

Использовать наглядные опоры при анализе художественных произведений начинаю с 5 класса, когда начинает формироваться логика, доказательность суждений. С помощью схем на доске можно продемонстрировать особенности развития сюжета произведения, особенности взаимоотношений и характеры героев.

 

4. Игровые технологии

           

 

Позволяют разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся. Лучше всего использовать на этапе проверки знаний по предмету.

 

Например: «Своя игра» (контроль знаний за I полугодие в 8 классе), урок-»Что?Где?Когда?» (7 класс), урок-соревнование «Литературный КВН»(соревнование между  командами )

 

5. Кейс-технологии

           

 

Позволяет найти нетривиальный подход к раскрытию проблемы, проиллюстрировать учебные ситуации, может быть использован на уровне элементов или стать основой для занятий в виде деловых игр типа: урок - пресс - конференция, урок - презентация писателя

 

6. Современные технологии контроля и оценки

           

 

Тестирование. Используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы. Тестирование с применением ИКТ.

 

Подробнее хочу остановиться на кейс - технологиях

 

Кейс-технологии ранее традиционно применялся только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Кейс-технологии (или кейс – метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны – противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий – анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

 

Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять:

 

ü  публицистическая литература,

ü  художественная литература.

 

Примеры кейс-заданий

При изучении творчества Л.Толстого

 

Отрывок из произведения «Детство». Основой обсуждения является поступок мальчика - главного героя, который, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

 

Кейс-задание:

 

- Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело.

 

Для решения данного кейса мною используется инсценировка - эксперимент. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

 

По творчеству Лермонтова

«Герой нашего времени»

 

Кейс- задание:

 

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

 

Учащийся, работая с текстом - биографией и текстом произведения, должен привести свои доказательства и сделать вывод.

 

 

В 8 классе при изучении произведения «Бедная Лиза»

 

1. Кейс-задача:

 

- Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?<

 

2. Кейс-задача:

 

<- Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.

 

3. Кейс-задача:

 

- Представьте, вы - редакторы Московского издательства конца 18 столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?

 

Кейс может быть представлен и в виде одного предложения – цитаты из текста.

 

Например, при изучении произведения Стивенсона «Вересковый мёд»в переводе Маршака.

 

Кейс-задача в начале урока:

 

- Как вы понимаете эти слова?:

 

- Не верил я в стойкость юных,

Не бреющих бороды.

 

Цитата в данном случае и будет являться кейсом. Учащиеся высказывают своё мнение и свои предположения. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

 

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

 

Активное внедрение в работу элементов этой технологии стало одним из факторов, повысивших качественный уровень обученности моих учеников:

 

Именно применение кейс - технологий в обучении литературы позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.