ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА. ТЕТРАДЬ-ЭКЗАМЕНАТОР

 

По моему мнению, учитель не только должен  предоставлять ученикам свободу выбора, но и учить их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружать необходимым деятельностным инструментарием. Таким инструментом моей педагогической деятельности стала созданная мною тетрадь-экзаменатор для учащихся 10-11-х классов.

 Формирование ключевых компетентностей, мотивация, индивидуальная траектория, организация самостоятельной работы, оценочные средства.

 

Программа модернизации образования определяет цели таким образом, чтобы они соответствовали интересам и общества в целом и интересам самих обучающихся. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». То есть смена ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Свою педагогическую деятельность строю на основе образовательной  программы и программы развития школы, основываясь на идее  обеспечения самоопределения и самореализации личности ученика и учителя. Активно работаю над формированием условий для овладения обучающимися комплексом личностных, предметных и метапредметных  компетенций. И в первую очередь, как учитель иностранного языка, коммуникативной компетенции.  Формирование ключевых компетенций требует и новые системы оценивания этого результата, то есть способов деятельности, которые должен освоить учащийся на определенном этапе обучения. Особую значимость приобретает оценка компетентности учащихся на этапах завершения обучения. [1, с. 15]. Оценка достижений учащихся направлена не только на результат, но и на процесс учения. С этой целью организовываю разные пространства самооценки достижений учащихся: место сомнений, место на оценку, что является для ученика основой построения своей индивидуальной траектории в освоении способов действий. В своей педагогической практике я использую рейтинговую систему оценивания результатов учебной деятельности школьников. Определяя уровень подготовленности одного учащегося, класса в целом, а также школы,  создала свою универсальную, рейтинговую систему оценивания учащихся. Такая универсальная система помогает мне  отслеживать рост результатов и выявлять недостатки работы, устанавливать причины этих недостатков и, соответственно, делать выводы на будущее. Применение различных инновационных методов оценивания, способствует формированию интеллектуально развитой и социально активной личности в условиях быстро изменяющегося информационного пространства.

Пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений привела к мысли продумать способы развития мотивации для успешной самореализации учащихся в учебном процессе и созданию оценочных средств для контроля знаний умений и навыков, также подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ. Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится, не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

    Мотивация как наиболее гибкое образование подвержена изменениям в зависимости от социальной и экономической ситуации, что и делает эту проблему актуальной. Особенно остро стоит проблема обучения иностранному языку в средней школе. Вот почему данная проблема вызывает мой интерес на протяжении всей деятельности. Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.

    Считаю, учитель не только должен  предоставлять ученикам свободу выбора, но и учить их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружать необходимым деятельностным инструментарием. Таким инструментом моей педагогической деятельности стала созданная мною тетрадь-экзаменатор для учащихся 10-11-х классов. Она продуктивна для диагностики и отслеживания уровня овладения учебным материалом. Тетрадь-экзаменатор содержит такую же проблематику как и УМК  И.Л.Бим, но мною включены альтернативные задания, с учетом индивидуальных способностей учащихся. К каждому заданию даются советы по его выполнению, в результате учащиеся знают, что конкретно от них требуется.

     Для того чтобы объективно оценить коммуникативные умения учащихся в чтении, использую задания на восстановление текста. Для выполнения задания предлагается связный текст с пропусками. Рекомендуемый алгоритм выполнения задания: знакомство с полным текстом, продумывание возможных вариантов ответов, после чего можно обратиться к предложенным вариантам и заполнить пропуски. Данный алгоритм более продуктивен, так как позволяет отбросить неверные ответы. Несмотря на то, что задание проверяет лексические умения, грамматические навыки оказывают существенную помощь при его выполнении. При необходимости обучающийся может опираться на предложенные в тетради-экзаменаторе грамматические правила. Такая работа позволяет оценить понимание обучающимися  структурно-смысловых связей в тексте. Совершенствование навыков аудирования происходит регулярно в учебном процессе.  Письмо – чрезвычайно сложный продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь отличается от устной и имеет свою специфику, которая заключается, в первую очередь, в стиле и языковом оформлении речи, в видах и особенностях продуктов письменной речи. Обучая письму, я  опираюсь  на  два аспекта:                                                                        

1.Работу над техникой письма (т. е. формирование каллиграфических, графических, орфографических, пунктуационных навыков).

2.Развитие умений передавать смысловую информацию на изучаемом языке (т. е. письменную речь).                                                                                                                   

Задания раздела «Письмо» требуют от обучающегося владения навыками оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания. Предложенные задания носят деятельностный характер, они проверяют насколько успешно он может решать поставленные перед ним коммуникативные задачи, как он ориентируется в ситуациях общения, приближенных к реальным.                  Учащимся предлагаю  написать частное или официальное письмо. Стимулом для высказывания служит письмо от друга по переписке, в котором сообщается о различных событиях и задаются вопросы.

 В устной части  для проверки умений в говорении предлагаю задания, требующие самостоятельного устного высказывания учащегося в связи с заданной ситуацией, ситуации общения предлагаю из повседневной жизни.

Тетрадь-экзаменатор содержит раздел “Schöpferische Aufgaben” («Творческие работы») и в результате реализации индивидуального образовательного проекта  по изученной теме каждый ученик может  подготовить  реферат или  создать компьютерную презентацию, написать сочинение или создать коллаж.

Указана дополнительная литература и ссылки в сети Интернет. В процессе работы над определенной проблемой обучающийся выбирает те задания, которые ему интересны и посильны. Здесь же осуществляется взаимо или самоконтроль. В конце каждой темы –контрольная работа.

         Каждое учебное задание подразумевает неограниченное количество индивидуальных способов его выполнения. Таким образом, у каждого ребенка есть реальная возможность сделать свой собственный выбор и двигаться по своей собственной индивидуальной траектории овладения иностранным языком.

  Результаты движения по образовательной траектории с помощью тетради-экзаменатора  я могу проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, осуществляется  постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение учащегося  по индивидуальной траектории , но и оценивать его продвижение.

      Тетрадь-экзаменатор является  источником повышения мотивации успешного овладения учащимися  иностранным языком, так как она  способствуют формированию положительной ориентации на усвоение содержания иноязычного образования, обеспечивает результативность обучения иностранному языку, создавая основные виды мотивации, а именно: коммуникативную; страноведческую и  лингвострановедческую; лингвопознавательную; эвристическую; мета-когнитивную и эстетическую.

    В процессе работы с тетрадью я пришла к выводу, что она помогает мне:  - приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;- обеспечивать обратную связь;- повышать интенсивность учебного процесса;- способствует познавательной активности учащихся, а, следовательно, желанию изучать предмет;- объективно оценивать действия учащихся;- реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Работа с тетрадью позволяет мне дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению; достоверно и объективно отображает динамику роста учащегося, а также позволяет отслеживать творческий рост учащегося. Работая над предложенной тематикой они проявляют креативность, которая указывает на их индивидуальность.

Таким образом, данное средство контроля позволяет мне не только повышать мотивацию к учению, но и  решать предметные, метапредметные личностные компетенции.  А все это связано с индивидуализацией образовательного процесса и  осуществлением обучения школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

  В своей практике тетрадь-экзаменатор я использую третий год. О результативности использования данного средства контроля говорит положительная динамика качества знаний в классах, где я преподаю немецкий язык, а так же рост участия моих обучающихся в международных проектах, олимпиадах Всероссийского уровня.

Список литературы:

1. Батагова Е.В., Значение мотивации при изучении иностранного языка,  http://festival.1september.ru/articles/572775/

2. Курс для педагогов «Как сопровождать индивидуальную программу ученика» http://www.eidos.ru/courses/themes/22011/index.htm.

3. Татарченкова С.С.,  «Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность».- Учебно-методическое пособие.- 2008 г.