Методические рекомендации по применению игровой технологии на уроках английского языка.

Нургалиева Ирина Павловна

Игровые технологии очень эффективны на любом уроке. Их применение повышает интерес учащихся к предмету и делает урок эмоциаонально окрашенным и более продуктивным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению игровой технологии на уроках английского языка.

Из собственного опыта преподавания английского языка могу с уверенностью утверждать, что не один учитель сталкивался с тем, что, казалось бы, неплохо выученные слова лежат мертвым грузом в памяти учеников. Зная значения слов, они не могут использовать их для построения простейших предложений. Учащиеся переживают длительный процесс припоминания нужного слова и чувство неловкости от затянувшейся паузы. Причины могут быть разные: низкий уровень способностей учащихся, и малый объем оперативной памяти, выбор неверных способов семантизации лексики на этапе её презентации, были использованы не те упражнения на этапе активизации лексики или их было недостаточно, а может быть (и скорее всего), лексика предъявлялась длинным списком и была заучена ради отметки в отрыве от контекста, в котором она используется.

Новые лексические единицы нельзя прочно усвоить изолированно, в отрыве от их употребления в контексте. Поэтому в своих рекомендациях я хочу заострить внимание именно на тех игровых упражнениях, которые призваны совершенствовать лексические навыки учащихся и повышать мотивацию к изучению английского языка. Тем более, что изучение лексики на уроках английского языка является одной из ведущих слагаемых успешного формирования языковой компетенции у учащихся. Но прежде ,чем перейти к упражнениям, хочу отметить, что лексику лучше учить, во-первых, по тематическому принципу, а, во-вторых, в комбинациях: в словосочетаниях, в предложениях, сверхфразовых единствах. Это способствует обрастанию новых лексических единиц множественными связями. Известно, что чем большим количеством ассоциативных связей  обрастает то или иное слово в голове учащегося, тем выше предпосылки для формирования гибкости навыка. Многократное повторение лексических единиц в разных семантических сочетаниях способствует более прочному усвоению учебного материала. Ведь именно недостаточное количество воспринимаемых образцов употребления лексики приводит к тому, что в момент порождения собственных высказываний изученная лексика либо неправильно извлекается из памяти учащегося, либо вовсе не припоминается и не используется, оставаясь мертвым грузом в его голове.

В практике преподавания английского языка в рамках технологии «Игра» существует великое множество упражнений на формирование лексических навыков учащихся, но самыми продуктивными, на мой взгляд, являются всевозможные упражнения со стихами, песнями, рифмовками, которые позволяют делать перегруппировку, перестановку изучаемой лексики, что приводит к её быстрому непроизвольному запоминанию и способности комбинировать её с ранее изученным материалом, т.е. учащиеся не просто заучивают слова и их значения, а овладевают лексическими единицами.

Еще хочется отметить, что выбор конкретных упражнений и методических приёмов при работе с поэтическими произведениями зависит от нескольких факторов:

  1. темы урока;
  2. целеполагания и этапа урока;
  3. возраста учащегося (ступени обучения);
  4. уровня их языковой подготовки.

Также могу привести небольшой список тех упражнений, которые часто использую на своих уроках:

  1. Упражнения для расширения словарного запаса учащихся:

А) Составление списка (listing): прием работы заключается в перечислении объектов или идей, связанных с определенной темой или ситуацией (из тематического стихотворения);

Б) Группировка и организация лексических единиц согласно избранному критерию (selection, grouping, sorting): например, накануне дня Святого Валентина можно включить фрагмент со следующим стихотворением:

Mary loves Peter,

She really adores him,

Peter loves Alice,

He’s really fond of her.

Alice loves Andrew,

But she admires him from afar.

And Andrew isn’t in love

With anyone so far.

Можно попросить учащихся найти синонимы глагола «любить», а затем пояснить тонкие различия в значениях слов с целью обучения более полному владению лексическими средствами общения на изучаемом языке. Также можно предложить задания:

  1. Расширьте данные предложения, объяснив, за что дети любят своих друзей (expansion);
  2. Составьте собственные предложения с этими глаголами (making up sentences by analogy).
  1. Упражнения для совершенствования лексических навыков при говорении и повышения мотивации к изучению иностранного языка:

А) Прием вопросно-ответной работы;

Б) Прием восстановления;

В) Упражнения на соотнесение;

Г) Перекодирование информации;

Д) Прием ранжирования;

Е) Прием пантомимы или драматизации.

В общем, перечислять можно очень долго, однако важно помнить о том, что при всей привлекательности и эффективности игровых методов обучения необходимо соблюдать чувство меры, иначе игровые упражнения утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Список использованной литературы:

  1. «Игровые упражнения с песнями и стихами на уроках английского языка»  Елена Павлова, Москва, Чистые пруды, 2007.