Психологические проблемы учителей.

    Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические проблемы учителей.

    Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

    У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает негативизм и усталость. Случаются такие ситуации, когда талантливый педагог становится вдруг  профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

Автором было проведено исследование, которое позволило выделить наиболее часто встречающиеся причины, способствующие росту тревожности,  психической нестабильности учителя, а,  следовательно, и эмоциональному выгоранию.

     Что важно, в нижеприведенном перечне тесно переплетены как региональный, так и общероссийский аспекты.

1. эмоциональная перенапряжённость учителя;

2. учитель всегда эталон поведения, и не только на уроке, но и за порогом школы;

3. нехватка денег в доходной части семейного бюджета порождает новые стрессы;

4. приработки и дополнительные нагрузки подрывают физическое и психологическое здоровье;

5. аттестации, аккредитации, отчётности, проверки, куча бумажной работы (которая растёт год от года) лишь усугубляет эмоциональную нестабильность учителя.

6.неуверенность в завтрашнем дне;

7.и даже заниженная самооценка!

Хочется кричать: «SOS!»

Психологические проблемы порождены рядом других. Но все они взаимосвязаны. Что это – «замкнутый круг»? А может новая фобия? «Здоровье не купишь» - золотая истина. Им нужно дорожить, умело поддерживать, охранять. Ан, некогда!

 При чём здесь «здоровье»? А при том, что здоровое физически и психологически молодое поколение новой России может вырасти только у здоровых также и уверенных в поддержке педагогов, и традиционалов и новаторов.

В журнале «Народное образование» № 1 за 2002 год была опубликована замечательная статья «Профессиональные страхи учителей», основанное на данных сравнительного социально-психологического исследования в России и Германии.[1]

     Где основными понятиями выступали:

- профессиональная тревожность;

- структура страхов;

- удовлетворённость профессией.

Новая российская реформа образования, современная школа, инновации, технологии теряют смысл, если ведут к перегрузке, нервному и физическому истощению школьников.

   А как быть с учителями? Об их здоровье, душевном самочувствии не то что пишут, но и говорят редко.

   Конечно, если мы будем рассуждать о политическом, экономическом и социальном положении в Германии и других «стабильных» государствах многое станет ясно и понятно. Россия всё ещё реформируется во всех сферах. Однако и спустя шесть лет после проведённого и опубликованного исследования, в рамках уже упомянутой анкеты («Образ жизни учителей») встречались схожие вопросы и ответы.

И вот результат.

    Наших учителей всё так же остро беспокоит:

1.страх за систему образования – 89%

2.страх по поводу материального положения – 92%
3.боязнь изменения общества – 78%

4.боязнь конфликтных ситуаций – 43%

5.боязнь срыва – 37%

6.боязнь неудачи – 28%

7.боязнь утраты влияния (потеря контакта с учениками) – 26,6%

   Уставшие, перегоревшие, неудовлетворённые педагоги – опасны! Себе, ученикам, собственной семье, обществу.

   В газете «Школьный психолог» № 18 за 2001 год были опубликованы материалы исследований на тему «Эмоциональная защита и эмоциональное сгорание учителя». Результаты были ошеломляющими - через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», к 40 годам эмоционально сгорают все учителя. А у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами, что можно охарактеризовать несдержанностью, грубостью, неуверенностью, тревожностью.

   В процессе  педагогического общения и деятельности факт влияния педагога на своих воспитанников общеизвестен. А вот характер этого влияния зависит напрямую от свойств и качеств личности самого педагога, профессиональной компетентности др. Отрицательное влияние связано с недостатком и даже отсутствием  любви и уважения к детям, интереса к ним; непонимания их психологии, возрастных, индивидуальных особенностей; низкой эффективностью, повышенной трудностью педагогической работы; психоэмоциональными перегрузками в работе. И как следствие - эмоциональное отчуждение и агрессия. От настроения учителя, умения управлять собой, способности решить или отодвинуть на задний план личные проблемы зависит чему за этот урок, за этот день научатся дети.

Психологи таким образом рисуют  психическое состояние учителя, который эмоционально истощен.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.

Важнейшим фактором является  сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.

Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.

Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться — принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.

Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний. 

Выявлены следующие факторы «негативного» влияния на учеников, которые могут привести даже к социально-педагогической запущенности (по Р.В. Овчаровой):

1.Фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопеку, который ведёт к снижению социальной активности ребёнка и затрудняет формирование его субъектности.

2.Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагогов (и, как следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания), входящий в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, негативно отражающихся на результатах учебной деятельности.

3.Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки, который означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей.

4.Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищённому ребёнку, который разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребёнка.

5.Фактор неадекватного отношения к себе и малодифференцированного образа «я» педагога, показывающий, что воспитатели и учителя слабо разбираются в себе и своих собственных проблемах. Не умея правильно оценить и принять себя, они не в состоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.[2]

    Вывод: чтобы не оказывать пагубного влияния на учеников, нужно разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, со своим здоровьем.

Статистики о здоровье учителей ещё недостаточно. Трудно добыть её, проследить динамику. А по годам службы её никогда не было. Хотя медики утверждают, что после 15 лет работы в образовательной школе учитель уже хронически болен психическими, соматическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями и, в принципе хотя бы с этой точки зрения уже профнепригоден. Однако уходят учителя на пенсию «по выслуге» лишь спустя 25 лет. Следует отметить, что «уходят» не многие; пенсия, как и зарплата, ничтожна. Хотя, ведь есть ещё одно законодательное нововведение – продолжительный отпуск, сроком на 1 год, и даже с сохранением общего стажа. Но лишь после 10 лет работы… и раз в жизни…

   Но вернёмся опять  к заданной теме. Комплексное медицинское обследование учителей никогда не проводилось, да и не проводится. Раз в год учителя проходят флюорографию. Чем и заканчивается «забота» об учительском здоровье государства, общества и даже их самих. А заботиться нужно, да нет времени и возможности.

   «Учителя должны подвергаться периодическим медицинским обследованиям, которые должны быть бесплатными»…[3] Должны быть?!

   Вот так равнодушно государство и власть относится к условиям труда, отдыха и здоровью учительских кадров.

   Ещё в 80 годах прошлого века удалось установить, что по количеству больничных листов учителя «обошли» все остальные профессиональные группы, а при 48-дневном отпуске свободных дней учителя имеют меньше, чем работник с 15-дневным отпуском. Тогда же в печать просочились некоторые данные, но воз и ныне там.


Подведем некоторые итоги.                                                                                            


    Труд учителей не нормирован в действующем законодательстве, а причина проста. Он измеряется и нормируется лишь в той части, которую можно «отмерить» количеством проводимых уроков, но большая часть неучтённого ни кем и нигде времени (подготовка к урокам, проверка тетрадей, дневников, беседа с родителями, внеклассная и внешкольная работа) остаётся неофициальной нагрузкой.

   Инструкций, положений, дополнений больше день ото дня, однако, чёткости в определении обязанностей учителей нет (определении прав и подавно.)

   Продолжительность рабочего дня учителей величина неопределённая и неуправляемая, которая в целом превышает трудовую нагрузку большинства работников различных сфер. Учителя, и это не стоит забывать, наиболее многочисленная группа перегруженных работников. Да и обычно, все они женщины, которые должны выполнять домашнюю работу, растить и воспитывать своих детей.

   Перегрузки учителей связаны с тем, что вместо 18 уроков в неделю (ставка) они берут по 36 и больше, особенно часто встречается эта ситуация у учителей-предметников в старших классах. Объяснение этому – нехватка кадров, низкая зарплата, желание подработать…

   Нагрузку ниже нормы (18 часов в неделю) имеют лишь 3% учителей, выше нормы – 68%.

   Переутомление педагогов связано со спецификой трудовой деятельности. Повышенная нервная напряжённость, работа с детьми, постоянная мобилизация физических и духовных сил, значительное превышение нормы рабочего времени.

   Очень многие работают ещё и классными руководителями. В этом учебном году (2005-2006) законодатель вспомнил и о них. Зарплата за классное руководство составила 1000 рублей ! Но… Вычтем 13% подоходного налога, и не забудем наполнить классы в городах хотя бы до 25 человек, а на селе – более 14…

   Поговорив о доходах, вернёмся к нагрузке. Если учебный час всё-таки имеет свою «цену», то час воспитательной работы классного руководителя ещё нет. А готовить классные часы иной раз во многом сложнее, чем подготовить урок по предмету. По мнению классных руководителей их нагрузка в неделю колеблется от 3 до 20 часов.

   Что же получается? Недостаток свободного времени даже опытного, талантливого, перспективного педагога разочаровывает в своей профессии. Они выдыхаются, сгорают (называйте как угодно), … уходят из школы. Ни одна профессия на земле не требует от своих служителей подобных жертв.

   И если ещё обратиться к статистике среди женщин – учителей одиноких (так и не создавших семью) или воспитывающих детей в неполной семье будет около 20-35%. Горькая шутка: "Работать в школе - роскошь".

   Психологи часто рассуждают над темой профессионального здоровья учителей. Данные специалисты видят следующие общие приоритеты в решении задачи сбережения профессионального здоровья:

1.ключевой проблемой является низкая престижность здоровья, резко заниженное самосознание о ценности здоровья. Психологи предлагают поднять осведомляемость об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и средствах, формах укрепления.

2.Учителя – представители стрессогенной профессии. Им необходимы реабилитационные процедуры, лечебно-диагностическое обследование и использование новых комплексов, подходов и достижений.
3.И главный приоритет - профессиональное долголетие учителя. А его можно достичь лишь путём гармонизации личности. Повышение степени аутентивности, преодоление и изживание невротических компонентов – вот главенствующие задачи.
[4]

 В связи с этим хочется привести данные исследований «Уровня самочувствия, активности, настроения» в группе учителей и для сравнения в контрольной группе женщин других профессий.

    Информация так же не требует разъяснений…

         Мир образования сегодня необычайно многомерен, противоречив, полон поисков и суждений. Но в центре него – трагический и прекрасный образ. Образ Учителя.

   Трагический, потому что во всех человеческих неудачах учитель винит себя. Его открытая душа сегодня в противоборстве с окружающей реальностью.

   Но он всё равно прекрасен. Потому, что его профессия – прородительница всех земных профессий. Всё Разумное, Доброе, Вечное было посеяно когда-то учителем. И у «сухаря-бухгалтера и у мужественного военного были свои учителя.

   Учительский хлеб всегда был труден и горек.

Лучшие духовные силы шли в политику, науку, искусство, остальные питали учительскую среду. Учителя можно перерасти, можно отвергнуть, но нельзя унизить.

   Для того чтобы тема эмоционального выгорания учителей не поднималось, чтобы не потерять лучшие кадры и взрастить новые, нужно действовать.

   Общество и государство, которые не готовы встать на защиту чести, достоинства и здоровья учителя,- бесперспективны.

Помощь, которую могут предложить психологи-специалисты рекомендуется проводить поэтапно.

Однако, они считают  успех в данном вопросе трудным, а в некоторых случаях – маловероятным.

Первым этапом  должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере человек–человек. Понятно, что при сообщении педагогам списка симптомов необходимо исключить всякие упоминания о возможных проявлениях агрессивности и ограничиться упоминанием только того, что не будет выглядеть угрожающим для перфекциониста. Тогда педагоги воспримут это сообщение с радостью, вызванной тем, что их поняли. Кроме того, это несколько снизит их озабоченность собственным состоянием, потому что оно станет более понятным, определенным, а значит — подконтрольным.

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Однако этому должна предшествовать подготовка, мотивирующая их к этому. В качестве подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. В частности, можно сообщить такие данные врачей. Подсчитано, что 22 процента людей, посещающих врача, приходят с жалобами психосоматического характера, при этом они занимают до 50 процентов рабочего времени врача. Также подсчитано, что 150 психосоматических больных до начала психологического лечения перенесли 496 курсов консервативной терапии и 244 бесполезные операции. Можно также рассказать о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни в старости.

И только после такой «артподготовки» рассказать о частотности такого явления, как страх ошибки, страх собственного несовершенства, который может принимать разные формы. Это может быть острое реагирование на претензии родителей, даже при понимании того, что ты действовал абсолютно правильно. Это может быть глубокое переживание ситуации, когда учащиеся класса плохо справились с контрольной работой, хотя ты на самом деле понимаешь причину этого: накануне их возили в театр и они просто устали. Люди такого плана сверхстарательны и являются находкой для руководства школы, но им самим приходится постоянно быть в ситуации крайнего напряжения, потому что их девиз: «Я должен всегда работать хорошо, чтобы все были мною довольны».

В заключение стоит призвать педагогов принять свой страх и закончить цитатой из сочинения Н. Рериха: «...Мы изгоним всякий страх, мы пустим по ветру все разноцветные перья страха. Синие перья застывшего ужаса, зеленые перья изменчивой дрожи, желтые перья тайного уползания, красные перья исступленного стука, белые перья умолчания, черные перья падения в бездну. Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где-то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними все тот же идол страха. Каждое крыло страха несет вниз». Давайте учиться мужеству.

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только в том случае, если администрация школы осознает его необходимость, предоставит для него условия и сама будет в этом участвовать. В противном случае сотрудникам психологической службы следует признать свое «невсемогущество», поработать со своим собственным перфекционизмом и заняться другими делами.

И это именно так, поскольку основными здесь должны стать административные воздействия, и прежде всего организация системы публичного поощрения педагогов. Можно ввести для этого специальный стенд, к примеру с названием «Вам говорим «спасибо».

Далее. Должна проводиться большая работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло учителям выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка в дом отдыха, в театр.

Очень сплачивает совместное пение. Нужно придумать форму празднования дней рождения. Хорошо, если в школе удастся организовать место для отдыха, где педагоги могут за чаем и принесенными из дома булочками расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

И только когда в коллективе установится атмосфера безопасности, психологам можно опять включаться и предлагать педагогам участие в тренингах, основное содержание которых должны составлять упражнения на «поглаживание» и актуализацию естественного внутреннего ребенка. Понятно, что такая работа должна проводиться очень осторожно, поскольку предстоит встретиться с сопротивлением некоторых участников. Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.


[1] Народное образование. № 1, М.2000 год, С.128-137.

[2]  Л.Г.Дедоренко  Психологическое здоровье в условиях школы. С.-Пб.,2003г.,С. 7                                                    

[3]

 Межправительственная конференция при ООН «Рекомендации о положении учителей» в разделе «Медицинские осмотры» 1966г.,п.53.

[4] Межправительственная конференция при ООН «Рекомендации о положении учителей» в разделе «Медицинские осмотры» 1966г.,п.53.


 

Комментарии

Костюченко Вера Валентиновна

С большим интересом прочитала статью. не знаю, надо ли комментировать? Всё точно! Эти проблемы и вопросы мы обсуждаем с коллегами. Разные были случаи, кто-то уходил, кто-то приходил в наш коллектив, были и такие кто возвращался. Основные плюсы вижу в том, что коллектив небольшой (есть опыт работы в большой школе, где легко затеряться) и народ у нас приветливый, в том числе и администрация. Существует у нас даже такая шутка "если бы ни дети, то работать в школе - рай! " Нагрузки зашкаливают.