Конкурс знатоков русского языка

Грачёва Ольга Николаевна

Конкурс знатоков русского языка

(для учащихся 5-6 классов)

Задачи:

1.Развитие творческих способностей, логического мышления детей.

2. Повышение интеллектуального и культурного уровня.

3. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.

  1. Вступительное слово учителя

     Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.

      Сегодня отправляются в путешествие две команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. Вам предстоит пройти несколько этапов.

Давайте познакомимся с нашими командами.

2.Представление команд.

(командиры тянут  жребий, какой команде отвечать первой   -    название команды,  девиз)

3.Разминка : назовите одним словом

Храбрый человек -                                                                храбрец. Болтливый человек -                                                                 болтун.

- Ленивый человек -                                                                     лентяй.

- Мудрый человек -                                                                        мудрец.

- Богатый человек -                                                                      богач.

- Весёлый человек -                                                                      весельчак.

4.Конкурс «Веселая цифра 7»

Назовите:  -Седьмую букву алфавита                                        - (ё)

                     -Седьмую букву в слове электрификация                 - (и)

                     - Седьмую ноту октавы                                               -(си)

                     - Седьмой месяц года?                                              -(Июль).

 

5.конкурс «Орфографическая дуэль»

- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой

           Ответ:                   1. Бульон куриный

2. Котлеты свиные

3. Пельмени

4. Шампиньоны в масляном соусе

5. Компот грушевый

6. Кисель клюквенный

7. Пирожное бисквитное

8. Пирожки с печёнкой

6.конкурс: Фразеологическая дуэль

1-й команде:  -его советуют искать в поле (1 попытка);

                -он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (2 попытка);

                 - на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).

                                                                                                Отгадка: ветер

2-й команде:  - его вешают, приходя в уныние;

                              - его задирают, зазнаваясь;

                           - его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

                                                                                                     Отгадка: нос

 1-й команде:     1 Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

        

                                                                       ответ:бежать со всех ног

 

2-й команде: В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?                                                                      

                                                         

                                                                           Ответ:  делать из мухи слона

 

 

7.конкурс  «Найди  новое слово».

- Пользуясь данным словом, составьте новые – кто больше?

Промокашка - …

 

 

Ответ(Каша, кошка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак…)

 

8.конкурс«Шарады»

1-й команде:.Корень мой находится в «цене».

                    В «очерке» найди приставку мне,

                     Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

                        Весь же – в дневнике или журнале.

                                                                                          

                                                                                                 (о+цен+к+а)

2-й команде:.В «списке» вы мой обнаружите корень,

                Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

                В слове «рассказ» вы приставку найдете,

                  В целом – по мне на уроки пойдете.

                                                                                        

                                                                                              (рас+пис+ани+е)

9.конкурс:Отгадай-ка

1-й команде:

 

 Что за птица?

Вычеркни буквы, что в этой таблице

Встретятся дважды, и выяснишь ты,

Кто на песочке оставил следы.

Длинное имя у маленькой птицы.

 

т д п р ш

д ч с

о ш г н у

 ю з

ч ю к д а п н

                                                                                                   (трясогузка)

 

 

 

2-й команде:

Кто что несет?

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь:

Что везет на тачке ежик?

Что несет в мешочке чиж?

 

Я  В  Б  Д  Л  М  О  П  К  Ю  И

В  Г  Д  Ж Ф  М П  С  Т   Ю  Э

З  Г  Ё  Ф  Р  Ж  Н  С  А  Т   Э

 

                                                                                           (яблоки, зёрна)

10 конкурс: Мини-кроссворды.

- Способность увидеть неожиданное в привычном, умение удивляться и мгновенно соображать – непременное качество любознательного человека. Итак, задание: кто быстрее впишет слова в клетки, где уже есть ключевые буквы, составляющие определенное слово.

1-й команде:

Шесть ос.

 

О

С

 

 

А

 На этой осе в октябре позолота,

 

О

С

 

 

А

А эта растет на лугу у болота,

 

 

О

С

 

А

 У этой на лапках зеленые иглы,

 

 

О

С

 

 

 

А

 

 На этой опасно устраивать игры,

 

 

 

О

С

 

 

 

А

 

 

 Эта оса на Луну улетает,

 

 

О

С

 

 

 

 

А

 Эта на солнце худеет и тает.

                   

            (1-осина, 2-осока, 3-сосна, 4- мостовая, 5- космонавт, 6-сосулька)

2-й команде:

Пять раков

 

Р

 

 

А

 

К

 

 Этот  РАК из сатина сшит,

 

Р

А

К

 

 

 

Этот РАК – на Луну спешит,

 

Р

 

 

А

 

 

К

 Этот РАК укусил верстак,

 

 

 

 

Р

А

К

 Этот в прошлом – слуга, бедняк,

 

 

 

Р

 

 

А

 

К

 

 Этот РАК – вспорхнул на пень.

                   

                         (1-рубашка, 2- ракета, 3- рубанок, 4- батрак, 5- куропатка)

 

 

11.конкурс «Строим пирамиду»

- Кто быстрее построит пирамиду из слов, значение которых приводятся (все слова должны быть на букву – э)

I команда

1.Эпоха, период-                                                                                    (Эра)

2.Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм -            (Экран)

3.Вывоз товара за границу-                                                                  (Экспорт)

4.Движущаяся лестница-                                                                    (Эскалатор)

5.Научный опыт                                                                                (Эксперимент)

 

II команда

1.Отражение звука от предметов-                                                           (Эхо)

2.Набросок рисунка, картины-                                                                (Эскиз)

3.Испытание по учебному предмету                                                      (Экзамен)

4.Отдельный предмет на выставке, в коллекции                               (экземпляр)

5.Тот, кто проводит экзамен-                                                           (Экзаменатор)

 

 

12.проверка домашнего задания(команды задают  друг  другу  по  3  вопроса)

 

 

13.заключительная часть игры

 1 ведущий

Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

-2 ведущий

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!

 

14.Слово жюри

(подведение итогов, объявление  победителей).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy-konkurs_znatokov_russkogo_yazyka.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс знатоков русского языка

(для учащихся 5-6 классов)

Задачи:

1.Развитие творческих способностей, логического мышления детей.

2. Повышение интеллектуального и культурного уровня.

3. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.

  1. Вступительное слово учителя

     Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.

      Сегодня отправляются в путешествие две команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. Вам предстоит пройти несколько этапов.

Давайте познакомимся с нашими командами.

2.Представление команд.

(командиры тянут  жребий, какой команде отвечать первой   -    название команды,  девиз)

3.Разминка : назовите одним словом

Храбрый человек -                                                                храбрец. Болтливый человек -                                                                 болтун.

- Ленивый человек -                                                                     лентяй.


- Мудрый человек -                                                                        мудрец.


- Богатый человек -                                                                      богач.


- Весёлый человек -                                                                      весельчак.


4.Конкурс «Веселая цифра 7»

Назовите:  -Седьмую букву алфавита                                        - (ё)

                     -Седьмую букву в слове электрификация                 - (и)

                     - Седьмую ноту октавы                                               -(си)

                     - Седьмой месяц года?                                              -(Июль).

5.конкурс «Орфографическая дуэль»

- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой

           Ответ:                   1. Бульон куриный

2. Котлеты свиные

3. Пельмени

4. Шампиньоны в масляном соусе

5. Компот грушевый

6. Кисель клюквенный

7. Пирожное бисквитное

8. Пирожки с печёнкой

6.конкурс: Фразеологическая дуэль

1-й команде:  -его советуют искать в поле (1 попытка);

                -он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (2 попытка);

                 - на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).

                                                                                                Отгадка: ветер

2-й команде:  - его вешают, приходя в уныние;

                              - его задирают, зазнаваясь;

                           - его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

                                                                                                     Отгадка: нос

 1-й команде:     1 Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

         

                                                                       ответ:бежать со всех ног

2-й команде: В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?                                                                      

                                                         

                                                                           Ответ:  делать из мухи слона

7.конкурс  «Найди  новое слово».

- Пользуясь данным словом, составьте новые – кто больше?

Промокашка - …

Ответ(Каша, кошка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак…)

8.конкурс«Шарады»

1-й команде:.Корень мой находится в «цене».

                    В «очерке» найди приставку мне,

                     Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

                        Весь же – в дневнике или журнале.

                                                                                         

                                                                                                 (о+цен+к+а)

2-й команде:.В «списке» вы мой обнаружите корень,

                Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

                В слове «рассказ» вы приставку найдете,

                  В целом – по мне на уроки пойдете.

                                                                                       

                                                                                              (рас+пис+ани+е)

9.конкурс:Отгадай-ка

1-й команде:

 Что за птица?

Вычеркни буквы, что в этой таблице

Встретятся дважды, и выяснишь ты,

Кто на песочке оставил следы.

Длинное имя у маленькой птицы.

т д п р ш

д ч с

о ш г н у

 ю з

ч ю к д а п н 

                                                                                                   (трясогузка)

2-й команде:

Кто что несет?

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь:

Что везет на тачке ежик?

Что несет в мешочке чиж?

Я  В  Б  Д  Л  М  О  П  К  Ю  И

В  Г  Д  Ж Ф  М П  С  Т   Ю  Э

З  Г  Ё  Ф  Р  Ж  Н  С  А  Т   Э

                                                                                           (яблоки, зёрна)

10 конкурс: Мини-кроссворды.

- Способность увидеть неожиданное в привычном, умение удивляться и мгновенно соображать – непременное качество любознательного человека. Итак, задание: кто быстрее впишет слова в клетки, где уже есть ключевые буквы, составляющие определенное слово.

1-й команде:

Шесть ос.

О

С

А

 На этой осе в октябре позолота,

О

С

А

А эта растет на лугу у болота,

О

С

А

 У этой на лапках зеленые иглы,

О

С

А

 На этой опасно устраивать игры,

 

О

С

А

 Эта оса на Луну улетает,

О

С

А

 Эта на солнце худеет и тает.

                   

            (1-осина, 2-осока, 3-сосна, 4- мостовая, 5- космонавт, 6-сосулька)

2-й команде:

Пять раков

Р

А

К

 Этот  РАК из сатина сшит,

Р

А

К

Этот РАК – на Луну спешит,

Р

А

К

 Этот РАК укусил верстак,

Р

А

К

 Этот в прошлом – слуга, бедняк,

Р

А

К

 Этот РАК – вспорхнул на пень.

                   

                         (1-рубашка, 2- ракета, 3- рубанок, 4- батрак, 5- куропатка)

11.конкурс «Строим пирамиду»

- Кто быстрее построит пирамиду из слов, значение которых приводятся (все слова должны быть на букву – э)

I команда

1.Эпоха, период-                                                                                    (Эра)

2.Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм -            (Экран)

3.Вывоз товара за границу-                                                                  (Экспорт)

4.Движущаяся лестница-                                                                    (Эскалатор)

5.Научный опыт                                                                                (Эксперимент)

II команда

1.Отражение звука от предметов-                                                           (Эхо)

2.Набросок рисунка, картины-                                                                (Эскиз)

3.Испытание по учебному предмету                                                      (Экзамен)

4.Отдельный предмет на выставке, в коллекции                               (экземпляр)

5.Тот, кто проводит экзамен-                                                           (Экзаменатор)

12.проверка домашнего задания(команды задают  друг  другу  по  3  вопроса)

13.заключительная часть игры

 1 ведущий

Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

-2 ведущий

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!

14.Слово жюри

(подведение итогов, объявление  победителей).