Оформление портфолио

Елена Николаевна Каменева

Оформление портфолио


Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога

В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в общеобразовательном учреждении. В изменяющемся образовательном пространстве возникает необходимость в полной информации о его деятельности для принятия тех или иных оценочных решений. В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.

 На сегодняшний момент существует множество баз данных, позволяющих в какой-то мере разрешить данное противоречие. Но в основном они ограничиваются ведением общей информации о сотрудниках (общая информация, данные об образовании, категории, награды, контактная информация, ИНН, страховой номер и т.п.).

 Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

 Портфолио –

 • визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации

 • досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.

 (Новейший словарь иностранных слов и выражений)

 Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собрания работ не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом “портфолио” называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. В этом смысле. Как идея. Так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин “портфолио” применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.

 Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

 Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.

 Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

 Педагогическая философия портфолио предполагает:

 - интеграцию количественной и качественной оценок;

 - смещение акцента на достижение, успех;

 - перенос акцента на самооценку.

 Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

 1. поддерживать высокий уровень мотивации;

 2. поощрять активность и самостоятельность;

 3. расширять возможности обучения и самообучения;

 4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

 Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

 - повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

 - своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

 Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя.

 Портфолио учителя обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор.

 Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит

 Учителю:

 • реально представить результаты своего труда;

 • увидеть свои резервы;

 • иметь стимул к самосовершенствованию;

 • освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

 Администрации:

 • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;

 • способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;

 • развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;

 • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

 Типы портфолио:

 а. Папка достижений;

 б. Рефлексивное портфолио;

 в. Проблемно-исследовательское;

 г. Тематическое портфолио;

 д. Портфолио-презентация.

 Варианты использования портфолио:

 • как инструмент при обсуждении результатов деятельности;

 • как возможность рефлексии собственной работы;

 • как документ, в котором отражено развитие учителя.

 Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).

 Обязательная часть:

 • личная карточка (основные сведения об учителе)

 • копия диплома (других документов об образовании)

 • копия аттестационного листа

 • копия документа о повышении квалификации

 • копии наградных документов

 • копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету

 Вариативная часть:

 + результативность педагогической деятельности:

 • справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)

 • справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня

 • копии наград учащихся

 • перечень публикаций

 + учебно-методическая работа

 • используемые рабочие программы и УМК

 • основные направления учебно-методической работы

 • материалы об использовании педагогических технологий

 • авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий

 • дидактические материалы

 + научно-методическая работа

 • тема самообразования и этапы ее реализации

 • накопленный материал в соответствии с темой самообразования

 • список используемых источников информации

 • сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)

 + общественно-педагогическая деятельность

 • сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)

 • копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе

 • копии наградных материалов.

 Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но частотны ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.

 Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.

 Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.

 Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).

 Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио. Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.

 Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио. Объяснить это можно тем, что у человека развит инстинкт “собирательства”, который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

 Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.

 Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость – увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.

 Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфлио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.

 Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученный за это время информации может оказаться недостаточно.

 Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.

 Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.

 Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета.

 Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.

 Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

 Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.

 Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. В некоторых российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.

 Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.

 Ожидаемые результаты:

 1. Повышение качества школьного образования.

 2. Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.

 3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.

 4. Повышение профессионального уровня учителей.

 5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.

 Заключение

 Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Хотя утверждение, что школа ХХI века – это “школа портфолио”, т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

 По материалам Курочко Е.А. http://festival.1september.ru/articles/500024/

 

 

Комментарии

Ушакова Наталья Алексеевна

Спасибо, полезная информация! очень ёмко и понятно!

Елена Николаевна Каменева

Сама тоже обрадовалась)).
Портфолио требуют, а никто толком объяснить не может

То что я искала! Обязательно воспользуюсь Вашим материалом и другим дам совет где искать.

Елена Николаевна Каменева

Пожалуйста,Оксана Викторовна! Всегда рада помочь.