Работа с родителями

Пеньковская Лилия Николаевна

Статьи для работы с родителями, взаимодействие семьи и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_no1.docx377.17 КБ
Файл rolsemi_v_vospitanii_rebenka.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействия семьи и школы.

 

             В нашем коллективе МКОУ «СОШ№24» взаимодействие  «СЕМЬЯ  -  ШКОЛА»   рассматривается как  живой развивающийся организм, центром которого является РЕБЕНОК. Сотрудничество между взрослыми  представляется как единое целое, как большая семья, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

      В реальной практике родители либо противостоят школе, либо безразличны к ней, либо не понимают своего места и характера своих отношений  со школой. Мы считаем своей  задачей заниматься в меру своих сил и возможностей педагогическим просвещением, изменением характера отношений с родителями на основе четкого декларирования  принципа приоритетности родительской роли в воспитании и обучении детей и отсюда первичности всей деятельности родителей, направленной на ребенка. Важно всем участникам учебно-воспитательного процесса сознавать, что без постоянной совместной деятельности всех родителей школа не сможет помочь им в полной мере воспитать успешную личность. Успешной, на наш взгляд, является только та личность, которая сможет реализовать свои академические, творческие, коммуникативные, лидерские способности и безболезненно адаптироваться в современном обществе.

     Поэтому  целевой установкой  в   определении  приоритетных путей сотрудничества  с семьей  школа  считает необходимость  в совершенствовании системы взаимодействия с родителями в условиях изменения функционирования школы через решение следующих задач:

1.Создать условия для вовлечения родителей в деятельность школы, сделать их активными, заинтересованными участниками образовательного процесса.

2.Целенаправленно формировать позицию сотрудничества.

3.Совершенствовать деятельность школы через привлечение родительской общественности к соуправлению.

4.Совершенстьвовать систему педагогического просвещения, консультирования.

5.Создать внутришкольный центр взаимодействия и социально-психологической поддержки для организации помощи в вопросах воспитания детей для родителей, испытывающих затруднения в общении с ними.

6.Проведение тематических родительских собраний, дней открытых дверей,  научно-практических конференций, семинаров, лекториев и т.д.

7.Конструирование совместной деятельности педагогического коллектива и родителей.

8.Разработка системы отслеживания результативности  и эффективности проведения совместных мероприятий.

    Для решения этих задач необходимо совместными усилиями  создать условия, где нет места противоречиям между семьей и школой.

Следовательно, целесообразно значительную часть учебно-воспитательного процесса организовывать совместно с родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более  высоких результатов.



Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка.  

Пеньковская Лилия Николаевна заместитель директора по ВР  МКОУ «СОШ№24» 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную

и   важнейшую   роль.   У   тревожных   матерей   часто   вырастают   тревожные   дети;

честолюбивые  родители  нередко  так  подавляют  своих детей,  что  это  приводит  к

появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

     В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния

семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные  факторы, имеющие воспитательное значение.

    Главное   в   воспитании   маленького   человека   -     достижение   душевного   единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и, в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

     Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

    Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, свершение определенных установок или идеалов и  очень трудно отступает от них.  Иногда возникает конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

   Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

   В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1)   Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2)  Сопереживание -     взрослый  смотрит  глазами  ребенка  на  проблемы, принимает его позицию.

3) Адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

   Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Это может происходить и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.), необязательно родители это осознают.  Бывают чисто подсознательные моменты: например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

      В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 3 стиля воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

    Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций.  Однако те  которые предпочитают  приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своим поведением: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

    Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных задач оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

      Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

      Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже   необходимости  независимого   существования   взрослых   от   детей,   может порождаться   тактикой   "невмешательства".   При   этом   предполагается,   что   могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

     Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает объединение межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности.  Именно в этой ситуации преодолевается  эгоизм  ребенка.   Семья,   где  ведущим  типом взаимоотношений   является   сотрудничество,   обретает   особое   качество,   становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое   значение   в  становлении  самооценки  имеет  стиль  семейного   воспитания,

принятые в семье ценности. Существуют  стили семейного воспитания:

- Демократический – когда учитываются   интересы  ребенка.   Стиль "согласия".

- Авторитарный - когда   родителями   навязывается   свое   мнение   ребенку.   Стиль

«подавления»

  1. Попустительский – когда ребенок предоставляется сам себе.

     От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где

родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи.

Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку,

что  он  некрасив,  от  этого  возникают  комплексы,  от  которых  потом  невозможно

избавиться.)

     Неадекватность в поведении также может проявляться у детей с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

      Адекватное поведение - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

   В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с

достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, -бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

    Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: "А кто еще получил пятерку?"), послушание ("Тебя сегодня не ругали?") и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни ("В классе из окон не дует?" , "Что вам давали на завтрак?"), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: "Что было сегодня в школе?" рано или поздно приведет к соответствующему ответу: "Ничего особенного", "Все нормально".

     Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

    Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

    Личностной особенностью в школьном возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний.

     Взрослые, недовольные падающей успеваемостью ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность успеваемости вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, сосредотачивая внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

     Роль родителей в обучении и воспитании детей в семье необычайно велика и не должна ограничиваться лишь материальным обеспечением жизнедеятельности ребенка и не может служить оправданием занятости на работе, хозяйственные дела по дому, общение взрослых ради общения. Взрослый, постоянно находящийся рядом с ребенком и отслеживающий его поведение, хорошо знаком с мотивацией его поступков и всегда может направить его деятельность в нужном направлении, предостеречь его от неправильных поступков.

     В то же время, ничто не может оправдать безразличие к судьбе собственного ребенка и то, что упускается в обучении и воспитании в семье, восполняется уличным воспитанием, которое отличается бездуховностью, безнравственностью, наполнено мерзостью и ведет к необратимым последствиям, которые могут привести к полной потере ребенка. Идя на поводу у своего мнимого благополучия, не находя времени и возможности для более близкого общения со своим дитём, мы незаметно для себя его теряем и спохватываемся уже слишком поздно, когда восстановить потерянное становится невозможным.


 

Комментарии

Пеньковская Лилия Николаевна

Огромное спасибо за интересный материал для работы с родителями учащихся.

Шустова Наталья Владимировна

Это чудесно!

Носкова Ирина Анатольевна

Замечательные идеи!Лилия Николаевна,скажите пожалуйста,по какому принципу у вас в школе проводятся родительские собрания? Дело в том, что у нас взят курс на единый день проведения родительских собраний, и мне как классному руководителю это жутко неудобно. В своё время на заре 90-х было такое направление в работе с родителями как Родительские Ликбезы. Что-то подобное, на мой взгляд, нам тоже сейчас необходимо. Ваш материал о семейных взаимоотношениях очень актуален. А в Вашей школе нет опыта внедрения лекториев для родителей и т.п.?Было бы интересно поучиться у коллег.