Главные учителя - родители

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Главные учителя – родители. Но они не всегда это понимают.
            Стоят мама с дочкой. Дочке лет пять. Она весёлая. Играет. Я иду по дороге, и она шутя не даёт мне пройти – раскидывает руки. Я кидаюсь то в одну сторону, то в другую, а потом быстро и неожиданно обегаю её сбоку. Мы оба довольны:)
            Мама говорит: «Не мешай дяде, а то он тебя накажет!» Но дочка-то понимает, что я вовсе не тот дядя, который будет наказывать.
            У мамы во рту сигарета. Она дымит открыто, не стесняясь, не отворачиваясь. Понимает ли она, что этим губит ребёнка? Не только его лёгкие, уж бог с ними! Она прививает девочке мысль, что курить – это нормально. Она прививает девочке мысль, что курить нормально даже для ЖЕНЩИНЫ. И через несколько лет эта девочка непременно возьмёт сигарету в рот. И прикурит. И затянется. И на окрик матери (а будет ли этот окрик?) возразит: «А что тут плохого? Ты и сама куришь!» И станет девочка рабом мерзкой привычки. Глаза её поблекнут, зубы потемнеют, щёки станут серыми, лицо сделается несвежим. Но главная ли это беда?
            Известно, что девочка рождается с фиксированным количеством яйцеклеток – сколько дано при рождении, столько и будет, новых уже не появится. Известно, что под воздействием ядов ( к которым относится и табак)  яйцеклетки МУТИРУЮТ, становятся инвалидами. И даже если девочка курила недолго, а потом бросила, то мутированные яйцеклетки всё равно останутся в её организме. И однажды, когда на очередную овуляцию выйдет такая уродливая яйцеклетка, девушка забеременеет. И родится у неё больной ребёнок. Она будет мучиться с ним, бегать по врачам, а он всё равно останется с патологиями. И всё из-за того, что его мать любила вдыхать мерзкий дым, чему, в свою очередь, её научила ЕЁ мать.
              Конечно, прежде чем повзрослеть, эта девочка станет школьницей, и на уроках ОБЖ я буду объяснять ей, ПОЧЕМУ курить женщине нельзя НИ В КАКОМ СЛУЧАЕ. Но сможет ли она, даже если поймёт мои объяснения, БРОСИТЬ курить? Ведь бросить ОЧЕНЬ сложно. Да сможет ли и ПОНЯТЬ весь ужас своего поведения? Ведь курить – это так ОБЫДЕННО.
            Есть изречение: «Не воспитывай ребёнка, всё равно он будет похож на тебя – воспитывай СЕБЯ!»  Родителям нужно всерьёз задуматься над этим. Учителя, увы, не могут перевоспитать ребёнка, которого семь лет до школы воспитывают НЕПРАВИЛЬНО, учат ДУРНОМУ. Школьный учитель может быть хорошим преподавателем, но даже будучи превосходным воспитателем, за несколько учебных часов в неделю ПЕРЕВОСПИТАТЬ уже ВОСПИТАННОГО ребёнка НЕ СМОЖЕТ. Не сможет истребить то хорошее и, увы, то ПЛОХОЕ, что взрастила в нём семья. Не сможет «выбить дурь», если её уже вложили первые и самые главные учителя - родители.
            Сегодня мы с этой девчушкой поняли друг друга и понравились друг другу. А поймёт ли она меня через десять лет? Я не знаю. И я НИКАК не могу повлиять на её будущее, потому что сейчас, когда ей пять, рядом с ней стоит МАТЬ С СИГАРЕТОЙ…

 

Комментарии

Бачурина Елена Геннадьевна

С годами понимаю, что не каждое яблоко упав, остается лежать рядом с яблоней...

Смоленков Дмитрий Юрьевич

И это прекрасно, Елена Геннадьевна!
На это только учитель и может надеяться - победить своим влиянием то плохое, что было вложено в ребёнка до него.
Но такие случаи очень редки.

Борисенко Инна Михайловна

Мне кажется, Дмитрий Юрьевич, что часто об этом понимают именно учителя. И не потому, что мы - учителя, не совершаем ошибок, и не потому, что у нас есть тяга поучать, и не потому, даже, что мы знаем, как надо поступать, а потому, что со стороны виднее (с позиции нашей профессиональной деятельности). Сама много раз "развлекала" орущего до исступления ребенка в детской поликлинике, в ситуации, когда родители молчат, или еще чего - шлепают его по чем зря и орут в ответ... А в самолете, в автобусе? Разве это нонсенс, когда дети растут в ситуации духовного вакуума, особенно у молодых родителей. Родители - основа всего: отношения к миру, к окружающим, к своему и чужому здоровью, к природе, животным и пр. Чудный пример из жизни: рано утром на остановке жду автобуса, рядом - элит-класса мама и замечательный ребенок - второклассник, с ортопедическим рюкзаком и, вообще, одетый с иголочки. Входя в автобус, я пропускаю ребенка вперед, и вдруг он, поворачиваясь, с подножки автобуса кричит через меня, протягивая ручонку,: "Мам, а деньги?" Мама в ответ без стеснения: "Если получится, проедь бесплатно". Вот и получается, - родители, семья - микрокосм, образец, макет социальных отношений. И часто нам уже многих не воспитать... Современных студентов-десятиклассников мне личным примером или беседами о нравственности бывает трудно пронять...

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Да, Инна Михайловна, согласен полностью!
Мы видим эти вещи лучше родителей.
Но тут дело не только в том, что мы поставлены в некие исключительные условия, а в том, что родители часто и НЕ ХОТЯТ ни думать, ни узнавать ничего о методах воспитания своих же собственных детей.
Многие ли родители читали ту же "Книгу для родителей" Макаренко? А ведь томик-то небольшой и написан очень интересно! Я прочитал её впервые лет в 19, когда не собирался ещё быть ни педагогом, ни родителем:) Но мне просто было интересно. А другим почему-то не интересно. Почему? Я не знаю...
У меня пока нет детей, но я уже небольшую кучу книжек по воспитанию проштудировал - не хочу я воспитывать детей на авось.
Думаю, родителям доступны (особенно теперь, в эпоху интернета)многие знания о воспитании, но в 9 случаях из 10 они не хотят их брать...

Борисенко Инна Михайловна

Дмитрий Юрьевич, могу Вас заверить, что в предыдущем комментарии Вы обозначили две проблемы. Во-первых, это нежалание родителей знать и применять даже маленькие секреты педагогики в воспитании собственных детей. Согласна с Вами. И я думаю, секрет прост. Увы, большинство родителей не любит читать, а если и читает что-то, так уж точно не Макаренко! Столкнувшись в жизни с реальной проблемой в воспитании, такие родители уповают на "быстро-рецепт". Разве Вы не заметили, что в наше время 3G скорости - это не только про информацию? Быстро съесть, быстро выздоровить, быстро построить, быстро похудеть, быстро накопить, быстро родить и т.д. Вот и складывается у родителей впечатление, что есть быстро воспитание, быстро обучение и быстро развитие для их чада...
Во-вторых, вы пишите о книгах по воспитанию с уверенностью, что они помогут Вам в воспитании собственных детей. Это, конечно, правильно. Знания и опыт - замечательные помощники в любом деле. Могу Вас заверить как мама 13-летнего подростка, что книги по воспитанию - здорово, а интуиция и реакция - основа взаимоотношений с ребенком любого возраста. Вот так и живем: педагогика+психология, книги по педагогике и психологии, интуиция+реакция. Желаю Вам упехов в воспитании обучающихся и своих детей! :)

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Спасибо за добрые пожелания, Инна Михайловна!)
Своих детей пока нет, а чужими заниматься приходиться. И хотя они и чужие, но и здесь не хочется напортачить, поэтому, да, успехи мне не помещают)
Что касается родителей, то беда не только в том, что многие из них не читают, а в том, что они теперь не понимают, что ребёнка надо воспитывать. Ещё сто лет назад такого не было. В крестьянских семьях (а крестьян в России 100 лет назад было > 90%) детей учили всему, что нужно для будущей жизни с колыбели. Уже четырёхлетний присматривал за младшими и помогал по дому. Девочки знали, каково будет их будущее. Знали, что замуж смогут пойти только за парня из соседней деревни, а не за своего. Старший мальчик знал, что будущим хозяином будет он, а у младших братьев будут другие роли. Очень многое, почти всё было "расписано" до мелочей. Что такое ответственность и как с кем можно и должно себя вести, знали с малолетства. И это очень важно!
Учила сама жизнь!
А теперь папа может бить маму, ругаться матом, не работать, играть в компьютерные игры и т.д. Мама может курить, шляться по мужикам, валяться пьяной и т.п. Ребёнок всё это видит и перенимает. Кроме того, он видит по телевизору хамов, злодеев и прочую шушеру. И родители не объясняют ему, как к этому относиться. Ребёнок растёт сам по себе, а само по себе ничто хорошее не вырастет - только сорняки. Человек - это животное. Если вырастить его в дикой среде, то он вырастет животным. Слышали, наверное, о детях-маугли. Чтобы ребёнок вырос ЧЕЛОВЕКОМ, его надо целенаправленно культивировать. И если крестьяне 100 лет назад (не говорю уж о дворянах) это понимали, то современные родители (не все, конечно) просто лежат на боку (или работают до посинения - это не так уж важно)и ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО человека не создают. И вырастает то, что вырастает.
Получив свободу, многие приняли её за вседозволенность. И пустившись во все тяжкие, загубили и себя и своих детей.

Борисенко Инна Михайловна

Дмитрий Юрьевич, интересно следить за ходом Ваших мыслей; Вы много пишете, оперируя фактами российской истории. Увлекаетесь? Как учитель истории по образованию, хочу заметить, что крестьянская психология семейственна в силу традиции, как Вы точно заметили, передаваемой (через систему воспитания в первую очередь примером) из поколения в поколение. Это ведь и хорошо: крестьянин - труженик, собственник, хозяин, семьянин (это социальные роли), а для государства еще и подотчетная единица налогообложения. При этом, одно другому - не помеха! Много европейских стран в истории являют для нас образцы крестьянской семейственности, самые яркие примеры - Германия и Италия. Но вот как-то в этих государствах все стабильнее с традициями, чем у нас в России, хотя страны-то не стоят на месте, развиваются. Есть у них свои проблемы в обществе, но институт семьи - относительно стабилен. В чем причина? Во-первых, я думаю, в Европе крестьян не лишали собственности, как это было в период РСФСР-СССР. Ведь согласитесь, много перепитий выпало этому социальному слою. Это унизительно - оставить крестьянам в СССР собственность, но лишить их свободы передвижения. Паспорта у крестьян появились только во времена Хрущева. Я сама из такой семьи. Мои дедушка и бабушка под Курском к паспорту относились как к Гербу СССР, только прятали подальше, чтобы он не пропал. Во-вторых, мы любим переписывать свою историю, отрицать пережитое и, тем самым, подменяем систему ценностей. Все время стараемся изобрести велосипед, а он, оказывается, давно изобретен. Политики говорят о великом, а надо - о житейском, о насущном для каждой семьи. Это не только жилье и материнский капитал, зарплата и соцгарантии, это - ответственность родителей перед обществом за то, чему ты научил свое чадо от года до трех. И что достанется нам, педагогам, на перевоспитание (если рассуждать словами Л.Толстого). Я за ужесточение ответственности по отношению к родителям! Я за то, чтобы спросить с родителей, ведущих детей в сад: "А что же умеет наш Ванечка, Петечка, Славочка...? Чему же его научили именно в семье? Чем этот ребенок в общении может поделиться с другими детками в группе?" Я за то, чтобы спросить с родителей, ведущих детей в начальную школу: "А какие у Вас есть традиции семейные? А знает ли Ваш ребенок своих дальних родственников? Ему вообще известно происхождение Вашей фамилии? Ваш ребенок вообще знает, что он уникален и индивидуален? Что у него есть миссия какая-то? Или он просто телепузик, для которого существует только мир РС, DVD и игровых автоматов?
Может быть тогда не будет детей-маугли? Но вот интуиция подсказывает, Дмитрий Юрьевич, что сначала нам, как педагогам, как-то надо сохраниться рядом с поколением родителей-маугли... Вы уже знаете как?
А еще хотелось бы узнать, Вы по взглядам на жизнь и культуру - "западник" или "славянофил"?

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Да, Инна Михайловна, мне близки Ваши мысли.
В новом законе об образовании, кстати, сказано, что "Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они ОБЯЗАНЫ заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка". (Ст. 44:1). Хорошо сказано, не правда ли?:) Вот только читали ли этот закон родители?) И что им грозит, если они приведут в первый класс недостаточно нравственного и интеллектуально развитого ребёнка?:)
Согласен с Вами - родители должны нести ответственность за воспитание своих детей!
Вы спрашиваете, как нам "сохраниться". Не знаю. Я вижу лишь один рецепт - работать. Работать над собой, над учениками, искать взаимопонимание с учениками и родителями, учиться, учиться и ещё раз учиться, и снова работать, работать и ещё раз работать!:)
Вряд ли я славянофил) Во всяком случае, если вкладывать в это понятие тот смысл, который придавали ему Аксаков, Хомяков и Киреевский. Я согласен, что каждая страна и каждый народ обладают своими специфическими особенностями, но уверен, что существуют и универсальные законы развития. Учиться же, перенимать полезное и хорошее, думаю, стоит у каждого человека и каждого народа. Неважно, пришло что-то с Запада или с Востока, главное, чтобы это "что-то" обладало полезными свойствами.
Мне близка мысль Энгельса, согласно которой, критерий истинности идеи - это её проверка практикой. Если что-то "работает" - нужно брать это в свой арсенал.
Вообще же мне, с одной стороны, близко многое в философии Маркса-Энгельса, с другой стороны, многое из таких восточных религий-философий как даосизм и дзэн-буддизм. У тех же Чжуан-цзы, Лао-цзы, Такуана Сохо или Миямото Мусаси можно, на мой взгляд, найти очень много полезных для воспитания мыслей. Вообще в философии восточных боевых искусств, тесно связанной с духовными восточными практиками, я нахожу для себя много ценного. Эта философия содержит минимум теоретических разработок и максимум практических выводов и обоснований. Именно этим она мне и близка.

Борисенко Инна Михайловна

Дмитрий Юрьевич, философия Востока - это прекрасно! Совершенно поддерживаю Ваши убеждения о том, что восточная философия содержит минимум теоретических разработок и максимум практических выводов, особенно если это философии восточных боевых искусств, которые, как Вы справедливо заметили, тесно связанны с духовными восточными практиками. На наших учебных занятиях по основам философии мы с ребятами стараемся оценить духовный потенциал различных напрвлений восточной философии (конечно изучение боевых искусств не входит в нашу практику :)). Однако не кажется ли Вам, Дмитрий Юрьевич, что не смотря на дух коллективизма, которым пронизана вся жизнь и мировоззрение представителей восточной философии (в противовес индивидуализму европейцев), те самые полезные для воспитания мысли выступают рекомендациями-советами, которые способствуют личностному совершенствованию индивида, нежели коллектива людей. Ведь и боевые искусства - это личностно, избирательно, переживается каждым человеком по-своему. Т.е., иными словами, Восток - дело тонкое и, я слышала такое мнение, что не совсем доступно европейцу (европейцам) на уровне менталитета. Возможно ли использовать рекомендации востока в воспитании европейцев? Например, россиян? Если только с позиции "Россия - это и Европа и Азия"... Если только это воспитание в быту... Например, мы столкнулись с такой жизненной практикой при выборе спортивной секции для сына. Люди, имеющие не последнее отношение к спорту, скептически отнеслись к различного рода восточным единоборствам, а посоветовали нам на выбор плавание, все виды спорта на лыжах (ну, это на Камчатке и понятно) и борьбу. Ну с классической борьбой у нас как-то туго, а вот самбо развивается неплохо. Выбрали самбо, сын занимается с увлечением. Имеет третий юношеский разряд. Параллельно с занятиями по самбо у сына есть тренировки по дзюдо. Присутствую на соревнованиях и вижу разницу: самбо - борьба, а дзюдо - боевое искусство. У нас уважаемый тренер, очень хороший человек, наставник, образец многих мужских личностных качеств, хороший пример для подростков и юношей. Я вижу как организует, выстраивает личностно секция моего ребенка, воспитывает и дух и тело. Думаю, что тренер обеспечивает хорошую отработку техники, а вот создать обстановку, чтобы "почувствовать" дзюдо не удается. Может быть поэтому ребята имеют результаты по самбо выше, чем по дзюдо. Любопытно ваше мнение.

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Здравствуйте, Ирина Михайловна!
Не думаю, что философия Востока как-то особенно сложна для понимания.
Конечно, для её понимания нужна некоторая подготовка, но ведь во всяком деле так. Если вы хотите понять поэзию Александра Блока, то вы должны будете познакомиться с Россией того времени, с международной обстановкой того времени, знать кое-что о всех трёх русских революциях, о первых годах советской власти. Вы должны будете понять, кто же такие русские символисты (одним из которых был Блок), для чего вам придётся познакомиться с французскими символистами, а также с философией и поэзией Владимира Соловьёва, которая оказала огромное влияние на младосимволистов Блока и Белого, и т.д. и т.п. Т.е., для понимания творчества одного лишь Блока придётся достаточно потрудиться.
В этом смысле и к пониманию восточной философии, конечно, нужно быть готовым. Но не более того. Наш мозг ничем принципиально не отличается от мозга японца или китайца, чтобы их мышление было нам недоступно:)
Что касается выбора между самбо и дзюдо, то, во-первых, это дело вкуса, а, во-вторых, дело в тех целях, которые вы перед собой ставите. Ещё, конечно, имеет значение уровень клуба, в котором занимается ребёнок.
Я никогда не занимался спортом, хотя на уроках физкультуры показывал довольно хорошие результаты. В 26 лет я стал чувствовать себя очень плохо и,решив изменить образ жизни, пошёл заниматься айкидо (прихватив с собой и жену). Надо сказать, нам очень повезло с тренером. Он настоящий подвижник айкидо. Вместо двух двухчасовых тренировок в неделю (за которые мы платили) он давал шесть(!!) пятичасовых (!!) тренировок в неделю, которые можно было посещать - было бы желание. Он всегда хотел достигнуть самого высокого уровня в айкидо, поэтому занимался у лучших мастеров. Он хотел вывести наш клуб на международный уровень, поэтому заключил договор со штаб-квартирой айкидо в Токио, а экзамены сдавал бывшему секретарю основателя, четвёртому человеку в мире айкидо. Разумеется, в результате этих действий клуб через несколько лет смог дать хороший уровень знаний и умений в этом виде будо.
Мы с женой занимались несколько лет, но не ставили перед собой целей достичь высоких результатов в айкидо. Меня увлекла философия основателя айкидо Морихея Уэсибы, потом философия Брюса Ли (остались после него очень интересные заметки!), а через Брюса я пришёл к даосизму и дзэн-буддизму. Всё это безумно интересно:)
Если вы видите своего ребёнка в спорте, то вы предпримите одни действия. Если хотите укрепить его здоровье и дать некоторые культурные и духовные ценности, то будете действовать несколько иным образом. Надо решить, чего вы ХОТИТЕ, какие ЦЕЛИ преследуете. Скажем, я из айкидо пошёл к здоровому образу жизни: бросил курить, совсем перестал употреблять алкоголь, стал загорать с февраля месяца, ходить босиком и т.д. Меня увлекли философский и оздоровительный аспекты. И теперь, когда я стал преподавать ОБЖ, мне это весьма пригодилось:)
Если говорить о занятиях ребёнка в клубе боевых искусств, могу дать лишь один совет - выясните уровень клуба и его мастеров: у кого они тренировались, кому сдают экзамены и т.д.
Мне кажется, в восточных будо вполне можно научиться коллективизму. Почему нет? Например, в айкидо принято входить в додзё (зал для тренировок) в тапочках. Входя в зал принято кланяться. Войдя в зал, нужно оставить обувь у дверей. Поднимаясь на татами (=всходя на маты) принято поклониться портрету основателя. Начиная работать в паре, партнёры кланяются друг другу и говорят "Анигаи симас" (что значит "Вручаю себя тебе"). Заканчивая работать с партнёром, ты благоларишь его словами "Домо аригато гадзай мастэ", что означает благодарность за совместную работу. Словом, в додзё используется большое количество стандартных элементов вежливости. Это несомненно способствует воспитанию ребёнка, прививает ему нормы общения в коллективе!

Борисенко Инна Михайловна

Ваш, Дмитрий Юрьевич, комментарий - исчерпывающий! Спасибо. Ваше мнение о назначении спортивной секции справедливо, конечно, все зависит от того, чего мы хотим от занятий спортом. Безусловно ясно одно: единоборство - это становление характера. Теперь о чувстве коллективизма и ценностях. Конечно, вся система традиционных действий, нерушимо соблюдаема на татами и в додзё, в целом, организует, духовно ориентирует, способствует определенному настрою человека. Но ведь не всеми и не всегда ценности спортивной секции переносятся и в другие , повседневные отношения. Например, можно вернуться домой, где никому из присутствующих ты не нужен, или в класс, где каждый сам за себя. Опять же речь идет скорее о самовоспитании, об индивидуальном восприятии ценностей, чем о секретах воспитания поколений. Думаю, найду много полезного в Вашем докладе по общей педагогике "Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практики японских и китайских боевых искусств" ;)

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Здравствуйте, Инна Михайловна!
Доклад малюсенький, но написан от души:)
Вообще-то нам нужно было написать доклад по материалам учебника, но мне показалось несколько нелепым в 36 лет переписывать учебник и подписывать это своим именем:)Тем более, в школе я тогда ещё не работал и не знал, правду пишут авторы учебника или нет:)И я написал о том, о чём несколько лет думал. Преподаватель отнёсся к этому с пониманием и даже сильно хвалил:)
Знаете, я советую прочитать вам книгу основателя карате Фунакоси Гитина "Карате-до - мой жизненный путь". Читается книжка легко и захватывает сильно! Я несколько раз её читал и вчера снова взялся. Фунакоси Гитин, кстати, до 53-х лет работал учителем начальных классов, поэтому нам с Вами интересен ещё и этим:) Вообще очень честный и чистый человек. Иногда почти наивный. Думаю, он вам понравится:)Ну и из книжки кое-что полезное для воспитания детей взять можно)
Ещё хороши в этом смысле воспоминания знаменитого режиссёра Акиры Куросавы, но их нелегко найти. У нас они печатались лишь фрагментарно в журнале "Иностранная литература" за 1993 год. Называются мемуары "Жабий жир". В интернете я их не смог найти:( Если сможете найти этот номер журнала - почитайте. Очень интересно! Особенно детские годы Акиры Куросавы. Как папа его воспитывал:) Полная противоположность нашему современному тепличному способу воспитания:)
Для коллективного воспитания нужен коллектив. У меня пока есть лишь одна мысль, которую я почерпнул у наших педагогов Никитиных: родить 7-8 детей и воспитывать их в коллективе семьи. Не знаю, знакомы ли вы с книгами этих педагогов и фильмами об их семье. Если незнакомы - почитайте обязательно. Борис Ппавлович и Лена (именно Лена, а не Елена) Алексеевна Никитины. И фильмы (четыре короткометражки разных лет), и книги (очень дельные!) можно найти в интернете. Я в прошлом году делал об их методах воспитания проект с ученицей. Он выложен у меня на страничке - можете глянуть. Писал проект, конечно, я - девочка бы такое не вытянула. Написан довольно честно, и объём его раза в два больше, чем у моего доклада о будо:) Гляньте! Если захватит, то беритесь за книги Никитиных - не пожалеете!
Спасибо за добрые отзывы!)

Борисенко Инна Михайловна

Здравствуйте, Дмитрий Юрьевич! Не смотря на Ваш небольшой, как Вы пишете, опыт работы педагогом, Вы являете собой пример призвания к воспитанию детей! Не сочтите за комплимент - как есть, так есть! ;) Дело не только в отвлеченных фантазиях - полемике по наболевшей проблеме, а в рецептах, которые уже нужно применять на практике. И, как я поняла, они у Вас есть! Безусловно, я Вас поддерживаю: основой воспитания должна стать (и быть) семья. И опыт семьи Никитиных, конечно, показателен и даже результативен. Думаю, в масштабах государства российского это было бы не только полезно, но, я бы сказала, спасительно. Тепличный способ воспитания - следствие достатка современных российских семей. Так было всегда, вспомните из истории явление недорослей в дворянских семьях. Спартанские условия воспитания, которые часто культивировались в странах азиатского Востока, нынче вовсе считаются негуманными. А мы на Камчатке вообще столкнулись с такой проблемой, как великий этно-национальный шовинизм коренных МАЛОЧИСЛЕННЫХ народов Севера. Огромное количество национальных общин, сохраняющих прошлое своего народа, их национальные праздники отмечаются как дни края, финансирование, фестивали, выставки, гастроли - все поддерживается региональной политикой. При этом мы не помним, когда последний раз вспоминали элементы русской культуры, посвящали этому какое-либо мероприятие. Боязнь идеи русофобии, пережитой страной в эпоху 19 века и в СССР, мешает использовать огромный культурный потенциал для целенапрвленного воспитания. С появлением понятия "россияне", мы говорим. пишем и читаем на национальных языках. Это здорово! Куда уходит "русское"? А ведь попытки создать свои локальные культуры делают все страны СНГ. Вот если взять культуру Приднестровской Молдавской Республики - становится смешно. Её не существует!!!! Но ведь сам народ заявляет от ней! У нас учился юноша из семьи беженцев из ПМР. Кухня, песни, язык, одежда, обычаи - все имело для него значение. Можно позавидовать! Я редко бываю в столичных центрах, особенно в С-Петербурге, но когда появляется возможность я ее обязательно использую. Посещение музеев, экспозиций, выставок, исторических мест меня сильно духовно обогащает. Я чувствую принадлежность к своему народу, к его истории и культуре. Это возвышает меня над житейскими проблемами бытия, придает мне сил. Любопытно Ваше мнение.

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Всё таки сочту за комплимент, Инна Михайловна:) Спасибо!)
Если серьёзно, то нужных педагогу знаний и умений у меня нет. Выручает лишь одно - интерес к детям. Мне действительно хочется их понять. Ну, ещё, пожалуй, умение делать комплименты девчонкам:) Вчера зову ученицу отвечать урок, а она упрямится. Я говорю: "Ну, Алёнушка, ну Солнышко, иди сюда, поболтаем немного!" А она от этого, разумеется, ещё больше упрямится, чтобы я её ещё раз ласково позвал:) Конечно, после этого дети будут хорошо ко мне относится:) Но на оценки такое моё отношение к ним не влияет: что заработали, то и ставлю. Всё таки, я считаю, добрые отношения - это одно, а оценка за знание предмета - совсем другое.
Что касается Вашего вопроса о национальной гордости, то я совмещаю разумный национализм с интернационализмом. Я русский, поэтому Россия мне дороже других стран. И, конечно, я рад, когда у нас есть чем гордиться. Русскую литературу я совершенно точно предпочитаю любой другой. Русскую классическую музыку тоже ставлю очень высоко. Исполнители классической музыки у нас тоже замечательные. Наши авторы-исполнители (барды), считаю, не хуже американских блюзменов. Мы первыми запустили искусственный спутник Земли, первыми полетели в космос, почему бы нам и не гордиться своей Родиной? Я обожаю многие наши старые фильмы и мультфильмы, да мало ли?
Но при этом я не считаю, что другие страны хуже нас. И не считаю, что одни народы могут быть лучше других. Поэтому мне чужд антисемитизм и расизм.
И ещё я не люблю лживый патриотизм - когда говорят, что ВСЁ наше лучше ВСЕГО "ихнего". Например, наш хоккей был прекрасен, но своих серьёзных школ боевых искусств Россия никогда не имела, и когда сейчас начинают брать всевозможные элементы будо у японцев и китайцев, а потом выдавать это за какую-нибудь "славянскую гимнастику", мне просто противно. Зачем врать-то? У нас есть много действительно хорошего и самобытного, чем мы можем гордиться! А то, чего нет, мы можем заимствовать - ничего плохого я в этом не вижу.
Например, японцы - большие мастера взять чужое и о-своить его, сделать своим, придать этому национальный характер. Скажем, японских иероглифов не существует - есть лишь японское прочтение КИТАЙСКИХ иероглифов, но японцы по этому поводу не тужат. Все японские боевые искусства испытали влияние китайских боевых искусств и, возможно, именно в Китае имеют свои корни. Но японцы по этому поводу не расстраиваются - их каратэ, дзюдо, айкидо, хотя и не самобытные изначально, теперь приобрели отчётливый национальный характер. Знаменитые японские мультфильмы анимэ имеют ФРАНЦУЗСКОЕ название:) и позаимствованную у России и США манеру рисовать огромные глаза. Т.е. аниме во многом СЛИЗАНО с других культур, но разве теперь оно не стало самобытным?
Считаю, нужно любить своё (хотя, что значит - нужно?) и уметь брать полезное у других. Примерно то же говорили Пётр I, Брюс Ли и ещё , наверное, многие:)

Борисенко Инна Михайловна

Здравствуйте, Дмитрий Юрьевич! Вы, как всегда, убедительны. С Вами сложно поспорить! Наверное, это правильно - разумный национализм с интернационализмом. Занимаясь со студентами вопросом о Русской идее, я часто встречала в источниках призыв к разумному национализму. Понятие "национализм" отпугивает, жестко воспринимается на слух, но в душе и мыслях я тоже "за". Звучит, наверное, нелепо (в многонациональной стране), но я постоянно замечаю, что во мне много "русского". Это не значит, только хорошее, или идеальное. Наооборот, в собирательном характере русского человека много критичного, я бы сказала, необъяснимого рационально. ;) Но зато есть много того, чем можно гордиться! Впервые я обратила внимание на исконно "русское" в характере, читая "Самопознание" Бердяева (глава о русском национальном характере). Поля этой главы исчерканы карандашом. Перечитывала ее неоднократно, и всякий раз на страницах находила себя! Советую всем студентам почитать, особенно активно взялись за это заочники.Многие со мной согласились. А Вы читали? Что скажете?

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Здравствуйте, Инна Михайловна!
Мне приходилось читать некоторые работы Бердяева, но именно с этой я не знаком. Выдастся минутка - посмотрю.
Мне нравилось, как о русском характере писал Иван Петрович Павлов. Есть у него по крайней мере две статьи, посвящённые этому вопросу. Пишет он про русских сурово, но зато честно!:)