: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий».

Пашкина Елена Валентиновна

 

 «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий».

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).

 Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

 Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

 В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Ведущую роль в формировании УУД у учеников играют педагоги школы. При этом очевидно, что с изменением требований к результатам образовании меняются требования и к педагогам.

При традиционной дидактике ученик следует за учителем, деятельность ученика опосредована деятельностью учителя, учитель - единственный источник знания, он выступает в роли "мастера", "гуру", "непререкаемого авторитета". В новой дидактике ученик и учитель - равные субъекты учебное и внеучебной деятельности, деятельность ученика сопровождается и организуется учителем с целью получения ребенком своего собственного ОПЫТА. Учитель в этом случае является координатором, консультантом, экспертом, старшим партнером (но чем взрослее ребенок, тем более равным становится партнерство).

В связи с изменением роли учителя изменяются также цели, содержание и средства урока. Если в традиционном варианте урок - это учебно-воспитательное мероприятие с функцией познавательной и социальной подготовки и административного надзора, ограниченное во времени (35-45 мин), то в условиях внедрения ФГОС урок превращается в развивающее учебное занятие, которое по своим целям выходит за границы одного урока. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности учеников. Используются разнообразные источники информации: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, ресурсы Интернета, приборы и приспособления и т.п. Структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, средств объединенных в целесообразную деятельность. Учитель поддерживает инициативу ученика, следит, чтобы его работа велась в нужном направлении, и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной.

С 2010 года я работаю в пилотном классе по внедрению ФГОС в НОО. Главная цель моей педагогической деятельности это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

  Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Для обеспечения плодотворной работы в группе недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

 

  Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в  ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

 Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

  • полное внимание к однокласснику;
  •  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  •  терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.

 Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется  на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с  этой точки зрения  являются общеучебными.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД).

К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи, например:

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

-Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?  Далее, учащиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

 При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, после чего они должны ответить на вопросы. После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.Каждый из ребят думает по разному, но опыт помогает выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

 Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

 -личностные (формирование интереса)

 - регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

 - познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

 - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем, обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций;

 На данном уроке прослеживались межпредметные связи с уроками русского языка и музыки давайте послушаем, как идёт дождь.

 - Как называется дождь, который льёт как из ведра?

 - Какой дождь называется ситничек?

 - Что за дождь косохлёст?

 - Какой дождь мы называем грибной?

 На доску прикрепляется название дождей. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке?

 К слову дожди подберите родственное слово. И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.

 Перед детьми возникает новая проблема:

 - Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?

 - Откуда появляется ветер?

 - Почему он дует?

 Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо».

 - Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?

 Ребята сделали вывод о том, что ветер это движущийся воздух. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока послужило задание: Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя.

 Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

 - Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

 - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются:

 Спортивно-оздоровительная деятельность

 Художественно эстетическая деятельность

 Научно познавательная деятельность

 Военно-патриотическая деятельность

 Общественно-полезная деятельность

 Проектная деятельность

 Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

 В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных — в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.

  Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.