Профессиональная компетентность учителя как одно из важных требований стандартов нового поколения

   В новом поколении стандарта существенно расширяются функции требований к образовательным результатам. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся. Поэтому под результатами образования   понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированных в процессе образования, – гражданская позиция, уровень социализации школьников, система ценностных отношений и ориентировок и другие.

  Новые образовательные стандарты предъявляют требования и к системе оценки качества образования. Та система, которую мы получили с введением ЕГЭ, будет кардинально меняться, потому что главным станет личностный результат, и мы будет ответственны не за то, что ребёнок поступил в институт и сдал хорошо ЕГЭ, а за то, что  воспитали достойного гражданина. Именно это стремление всегда было основным определением деятельности учителя.

  Очень  важным на сегодняшний день является вопрос: готов и способен ли  учитель к развитию и изменениям? Я как и все творчески работающие учителя воспринимаю происходящие изменения вокруг как необходимость собственных изменений. Важно понимать, что мы выполняем государственный заказ и если мы не сформируем у себя инновационный тип мышления и практику действий, то о каком профессиональном росте и компетентности может идти речь?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя МБОУ «СОШ № 27

с углублённым изучением отдельных предметов»

города Балаково Саратовской области

Субоч Раисы Ивановны

Профессиональная компетентность учителя как одно из важных требований стандартов нового поколения

 В 2010 году стартовала инициатива президента «Наша новая школа», которая дала импульс развитию школьного образования. Одно из пяти основных направлений  инициативы – развитие творческого потенциала учителя.  Второе – создание современной инфраструктуры школы и школьного образования. Третье – создание и развитие системы поддержки одарённых детей. Четвёртое – здоровье учащихся, потому что любые, самые совершенные технологии обучения очень важны и эффективны, если ребёнок при этом остаётся здоровым. И важнейшее из направлений – стандарты нового поколения. Разработчики стандартов определили  главную (новую) цель образования – «воспитание, социальная и педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности».  А именно общее образование является той базой, которая формирует все основные качества личности, определяющие её дальнейшую успешность.

 В послании президента Д.А. Медведева  Федеральному собранию отмечено: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Смысл высказывания предельно понятен: именно школьное обучение должно способствовать личностному росту   выпускников, которые бы смогли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

 Однако достижение ожидаемых результатов в ходе учебного процесса не происходит автоматически. Напротив, чтобы это произошло, требуется тщательное проектирование как целостного учебного процесса, так и каждого его этапа, продуманный выбор средств реализации, общая ориентация на достижение результатов образования, предусмотренных стандартом.

  Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в  современном обществе. Они и становятся одними из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

 В новом поколении стандарта существенно расширяются функции требований к образовательным результатам. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся. Поэтому под результатами образования   понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированных в процессе образования, – гражданская позиция, уровень социализации школьников, система ценностных отношений и ориентировок и другие.

  Новые образовательные стандарты предъявляют требования и к системе оценки качества образования. Та система, которую мы получили с введением ЕГЭ, будет кардинально меняться, потому что главным станет личностный результат, и мы будет ответственны не за то, что ребёнок поступил в институт и сдал хорошо ЕГЭ, а за то, что  воспитали достойного гражданина. Именно это стремление всегда было основным определением деятельности учителя.

  Очень  важным на сегодняшний день является вопрос: готов и способен ли  учитель к развитию и изменениям? Я как и все творчески работающие учителя воспринимаю происходящие изменения вокруг как необходимость собственных изменений. Важно понимать, что мы выполняем государственный заказ и если мы не сформируем у себя инновационный тип мышления и практику действий, то о каком профессиональном росте и компетентности может идти речь?

Понятно, что любое начинание в сфере образования опосредуется личностью педагога. Ведь один и тот же урок у разных учителей будет совершенно разным по содержанию. Каждый из педагогов внесет в него свою личностную окраску. Таким образом, существенным становится не только чему учить, но и как учить  и кто учит.

Стандарт предлагает нам новые цели – универсальные учебные действия, поэтому естественен интерес к инновации на технологическом уровне – методическом арсенале учителя. Ведь педагогические инновации проявляются прежде всего в практике, деятельности учителя, который  имееет возможность использовать множество современных образовательных технологий. Но в рамках классно-урочной системы очень сложно выйти на продуктивную  деятельность. Воспитание свободного человека – эта идея достаточно сложно реализуется в рамках классно-урочной системы. Всё, что связано с проектной, исследовательской деятельностью учащихся и не вписывается в классно-урочную систему, нам приходится модифицировать, изменяя привычную для нас форму организации учебного процесса.

 Что поможет учителю  выбрать правильный путь?  Прежде всего наши профессиональные  педагогические компетенции.

  О необходимости формирования ключевых компетенций много пишут в последние годы отечественные исследователи (А.М. Новиков, В.И.Байденко, Б.Оскарссон, Э.Ф. Зеер и др.). Сегодня ключевые компетенции являются инвариантной составляющей современного педагога и потому они должны стать неотъемлемым компонентом  требований в образовательных стандартах всех уровней профессионального образования.  

В понятие «профессиональное мастерство» входит не только знание предмета, но и, как уже было сказано, ключевые компетенции.  

 Современные методисты утверждают, что учитель должен быть квалифицированным, свободно владеть современными образовательными технологиями. Это совершенно справедливое утверждение, потому что,  только владея современными развивающими технологиями, учитель- предметник  может достичь поставленных целей.

 Опираясь на свой опыт работы, в первую очередь   отмечу технологию проблемного обучения, применение которой на уроках русского языка и литературы в процессе анализа текстов, в организации исследовательской работы учащихся даёт очень хорошие результаты.

 В прошлом году освоена и вошла в практику моей работы технология развития критического мышления через чтение и письмо.  Критическое  и творческое  мышление взаимосвязаны, в этом убедила меня эта технология и практика её использования.   Развитие критического мышления через чтение  в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы» и др.), особенности применения приемов технологии в работе с художественными текстами (приемы «толстые и тонкие вопросы», «чтение с остановками» и др.), организация  учебной дискуссии при анализе «большой прозы»  - всё  это помогает в освоение материала и позволяет каждому ребёнку выбрать свой путь в овладении новыми знаниями. Развитие критического мышления через   написание  творческих письменных работ разных жанров  (эссе, синквейн и др.) стало привычным и интересным увлечением как для старшеклассников, так и учащихся средних классов.  Творческие формы письменной рефлексии позволяют контролировать усвоение школьниками программного материала.

    Технология «Метод проектов» , в частности, исследовательский проект,   для старшеклассников стал нормальным проявлением их творчества, потому что позволяет определять самостоятельно тему учебного исследования в соответствии со своими личными интересами.  Именно  используя проектную технологию, разработала урок литературы для старшеклассников, с которым приняла участие во Всероссийском конкурсе инноваций «Элита российского образования». Реферат как форма проектной деятельности вызывает  интерес у старшеклассников, безусловно, предполагает определённый этап подготовки и  обучения его написанию. Сейчас с одиннадцатиклассницами Беляковой Ириной и Мадуровой Анастасией мы готовим  рефераты для Муниципальной научно-практической конференции «Интеллектуалы  XXI века».

    Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы нельзя оставить без внимания: это и  возможности компьютерного набора и размножения материала, и  информационные ресурсы Интернета, и  полезные ссылки в Интернете. Возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся просто безграничны. Кроме того, существуют  обучающие программы по русскому языку, о которых старшеклассники должны знать и которыми могут воспользоваться, готовясь к итоговой аттестации.  Информационные ресурсы по литературе, по МХК также востребованы современными школьниками. В прошедшем учебном году две моих ученицы Рустамова Гуля и Макарихина Наталья заняли  первые места по России в Международном конкурсе «Золотое руно», посвященном литературе.

 Предметом моего профессионального интереса и использования на практике стала  технология обучения анализу поэтического текста. Опираясь на современные подходы к анализу художественного текста, приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа»,  в  сборник, изданный по итогам конференции, включена моя работа      «Критическое мышление на уроках литературы», сейчас готовится публикация статьи «Анализ поэтического текста» в региональном сборнике по результатам научно-методической конференции «Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации».

  Подготовка к итоговой аттестации в 11-м классе – на сегодняшний день ответственный этап школьного обучения русскому языку и литературе.

 Одним из самых трудных заданий     ЕГЭ по русскому языку  является задание  части С, а также задания части В, связанные с разделами «Речь» и «Текст».  Постоянная работа по структуре задания «С», составление алгоритма выполнения задания части  С помогают снять остроту проблемы. Работа по плану:  анализ проблематики текста, формулирование его основной проблемы; выявление авторской позиции, основной мысли текста; требования к структуре, содержанию и речевому оформлению сочинения-рассуждения – помогают пошагово овладеть техникой написания работы. Критерии оценивания выполнения задания части С становятся в этом случае ориентирами в выполнении задания. Консультации в режиме on-lain, которые я провожу по решению ММЦ, помогают  школьникам города и района, которые активно используют компьютерные ресурсы в подготовке к экзамену.

  В таком же режиме проходит подготовка к итоговой аттестации по  литературе (в форме ЕГЭ) в основном вызывает затруднение в обучении выполнению заданий «С-1», «С-2», «С-3» и «С-4»: письменный анализ поэтического текста, написание мини-сочинений на проблемные темы и т.п.

Мой методический арсенал включает в себя:

современные педагогические технологии (проектная, критического мышления, блочно-модульная и др.), которые  создают благоприятные условия для повышения качества образования по предмету, для последующей самореализации учащихся, их успешного саморазвития. Мои функции варьируются от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей деятельности. Динамичность технологий заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения как видам деятельности, так и способам действия, что в полной мере соответствует компетентностному подходу, который на сегодняшний день является приоритетным в современном образовании.

В результате использования образовательных технологий повышается мотивация к учению; материал запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, что в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета. В процесс активного обучения вовлекаются категории детей, отличающихся способностями и стилем учения; усиливается эмоциональный фон обучения; развиваются навыки самообразования, наблюдается психологический рост личности. Обращение к современным технологиям объясняется рядом преимуществ их использования в педагогической практике: позитивная динамика учебных достижений обучающихся при 100% успеваемости, призовые места в региональных и муниципальных научно-практических конференций, всероссийских конкурсах, благоприятный психологический климат в классных коллективах. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся при 100% успеваемости (средний показатель – 7 %).

Опыт инновационной деятельности педагога

  • 2007 г. – презентация опыта работы «Использование проектной технологии в целях повышения качества преподавания  литературы» на городской конференции  учителей русского языка и литературы.
  • 2007 г. – мастер-класс «Дом, в котором хочется жить» (по роману М.А.Булгакова «Белая гвардия») на областных мастер-классах членов Ассоциации учителей-победителей ПНПО и регионального конкурса «Учитель года».
  • 2008 г. – публичная лекция «Речевая культура учителя» на  муниципальном фестивале педагогического мастерства.
  • 2008 г. – мастер-класс «Этика общения в семье» на V областном слёте Ассоциации лучших учителей, победителей конкурса «Учитель года».
  • 2009 г. – мастер-класс «Так ли плох был «Домострой»?» на VI слёте Ассоциации участников и победителей конкурса «Учитель года» и Ассоциации лучших учителей.
  • 2009 г. – мастер-класс «Анализ поэтического текста как одно из средств творческого развития школьников» на региональном семинаре по распространению инновационного педагогического опыта членов Ассоциации лучших учителей - победителей ПНПО Саратовской области.
  • 2009 г. – представлен педагогический опыт «Интегрированный урок МХК, литературы и английского языка в 10 классе» на межмуниципальном дистанционном методическом семинаре «Методическая поддержка деятельности базовых школ для организации профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования на основе сетевого взаимодействия».
  • 2010 г.(март)– публичная лекция «Критическое мышление на уроках литературы» на муниципальном фестивале педагогического творчества.
  • 2010 г. (апрель)– опыт работы «Критическое мышление на уроках литературы» на Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» в рамках образовательной инициативы Президента РФ Д.А.Медведева.
  • 2010г. (ноябрь)– участие во Всероссийском конкурсе инноваций по теме «Качественное образование – будущее нации».
  • 2010 г.(декабрь) – Доклад «Анализ поэтического текста» на Межрегиональной научно-методической конференции по русскому языку «Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации».

 Публикации учителя:

1.Методическая разработка урока в 10классе «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» в материалах сборника открытых уроков участников Областного конкурса «Учитель года» (2007 год).

2. Мастер-класс «Анализ поэтического текста как одно из средств творческого развития школьников» на региональном семинаре по распространению инновационного педагогического опыта членов Ассоциации лучших учителей- победителей ПНПО Саратовской области на сайте СарИПКиПРО (2008).

3.«Интегрированный урок МХК, литературы и английского языка в 10 классе» на межмуниципальном дистанционном методическом семинаре «Методическая поддержка деятельности базовых школ для организации профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования на основе сетевого взаимодействия» на сайте СарИПКиПРО (2009).

4.Опыт работы «Критическое мышление на уроках литературы» на Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» в рамках образовательной инициативы Президента РФ Д.А.Медведева; издательский дом Паганель (2010).

5.Доклад «Анализ поэтического текста»  на  межрегиональной научно-методической конференции по русскому языку «Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации»(2010).    

  Есть три главные составляющие учителя: гуманизм, творчество и способность к исследовательской деятельности.

Педагог – гуманист пропагандирует общечеловеческие ценности; осознаёт свой долг перед каждым учеником; обладает высоким уровнем общей культуры; искренне желает вступить в партнёрские диалог с учащимися. Педагог – творец генерирует идеи; создаёт и организует творческую развивающую среду; владеет педагогической импровизацией;  находится в постоянном поиске нового, открыт к педагогическим новациям;

руководит творческими работами учащихся; владеет педагогикой сотрудничества. Педагог – исследователь обладает гибким педагогическим мышлением; обладает целостным видением своего труда; способен действовать в условиях неопределённости; создаёт собственные исследовательские проекты; руководит учебно-исследовательской деятельностью учащихся; владеет активными, интерактивными методами обучения; имеет высокий уровень  профессионализма (соответствует требованиям 1 или высшей    квалификационных категорий, обладает высоким уровнем методологической компетентности, осознано развивает свою индивидуальность средствами соей профессии, открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, активно участвует в обновлении содержания образования, имеет высокую степень методической изобретательности, владеет технологиями использования дидактических принципов обучения, традиционных и нетрадиционных форм обучения; готов к использованию эффективных образовательных технологий; готов к созданию образовательных технологий).

 Если учитель не обладает этими качествами, образование никогда не станет мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества, фактором его интеллектуального возрождения.

 Человек может быть назван компетентным, если он имеет широкие разносторонние знания. Но, как справедливо отмечает И.Я.Лернер, можно знать, но не уметь применить то, что знаешь на практике. Потому и задача обучения во все времена состояла не только в том, чтобы сообщить знания, но и дать необходимые для их использования умения и навыки. Это потребовало второго элемента – «опыта осуществления способов деятельности». Но только знать и уметь применять свои знания мало, для того чтобы общество двигалось вперед, необходим третий компонент – «опыт творческой деятельности». Знания, умения, и навыки должны стать не просто инструментом репродукции, а средством творческого освоения мира.

Обозначив вышеназванные элементы культуры, мы можем утверждать, что для описания компетентности с узко прагматических позиций этих трёх компонентов вполне достаточно. Но для полной характеристики компетентности необходим ещё, по мнению И.Я.Лернера, один элемент – «система эмоциональной, волевой, моральной, эстетической воспитанности».

Таким образом, можно говорить о 4 уровнях развития компетентности. Эти уровни как раз и составляют модель компетентности, которая способна эффективно работать в сфере образования.

Она включает:

  1. знания и их организацию;
  2. умения и навыки их использования; (умения и навыки применения знаний - так представлено в отечественной науке);
  3.  интеллектуально-творческий потенциал личности, это своего рода вариант «практического интеллекта», то есть способности применять знания, умения и навыки творчески, причём как свои собственные, так и своих коллег;
  4. ориентацию на позитивное, эмоционально-нравственное отношение к миру.

  Итак , современный учитель может быть признан компетентным в широком смысле слова при условии воспитанности. Одних знаний, умений, навыков и интеллектуально-творческих потенций здесь явно недостаточно.