Урок геогрфии 7 класс.Тема "Географическое положение Африки.История исследования материка"

Айчанова Маржана Биркалиевна

Конспект урока географии


Тема:

«Географическое положение Африки. История исследования материка»


Урок – путешествие.


7 КЛАСС

Урок изучения нового материала с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)

и ЛОК (логических опорных конспектов по технологии развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова).


При объяснении географического положения материка обычно используется только физическая и контурная карты, в электронном варианте можно визуализировать каждый пункт плана, что повысит интерес учащихся и понимание нового материала у них.

.ЦОРы позволяют учителю географии создать образы изучаемой территории, так как в ходе объяснения возможен показ красочных слайдов по изучаемой теме.
Слайд – шоу так же можно использовать при закреплении изученного материала, при проверке знаний, на контрольных и текущих уроках. Использование ЦОРов открыло возможность поэтапного заполнения таблиц при изучении нового материала, показа результата выполненной работы, а так же проверки самостоятельной работы учащихся.

      .Технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК позволяет отработать теоретический материал урока, лучше усвоить материал.

Тип урока:

  • урок-практикум,
  • урок изучения нового материала.

Форма проведения:

  • виртуальная экскурсия,
  • деловая игра

Методы:

  • практический,
  • наглядный,
  • частично-поисковый.

Технологии:

  • ИКТ-технология,
  • здоровьесберегающая,
  •  технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Айчанова Маржана Биркаливна- учитель географии.

МБОУ « Астрахановкая ООШ»


Конспект урока географии


Тема:

«Географическое положение Африки. История исследования материка»


Урок – путешествие.


7 КЛАСС

Урок изучения нового материала с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)

и ЛОК (логических опорных конспектов по технологии развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова).


При объяснении географического положения материка обычно используется только физическая и контурная карты, в электронном варианте можно визуализировать каждый пункт плана, что повысит интерес учащихся и понимание нового материала у них.

.ЦОРы позволяют учителю географии создать образы изучаемой территории, так как в ходе объяснения возможен показ красочных слайдов по изучаемой теме.
Слайд – шоу так же можно использовать при закреплении изученного материала, при проверке знаний, на контрольных и текущих уроках. Использование ЦОРов открыло возможность поэтапного заполнения таблиц при изучении нового материала, показа результата выполненной работы, а так же проверки самостоятельной работы учащихся.

     .Технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК позволяет отработать теоретический материал урока, лучше усвоить материал.
 

Тип урока: 

  • урок-практикум,
  • урок изучения нового материала.

Форма проведения: 

  • виртуальная экскурсия,
  • деловая игра

Методы: 

  • практический,
  • наглядный,
  • частично-поисковый.

Технологии:

  • ИКТ-технология,
  • здоровьесберегающая,
  •  технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК.


 Тема: «Географическое положение Африки.

История исследования материка».

Цель урока:

  • Познакомить с физико – географическим положением Африки;
  • Научить давать характеристику ФГП материка.
  • Продолжить формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек
  • Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
  • Назвать имена исследователей континента и результаты их работы. Подчеркнуть роль русских путешественников в исследовании природы материка

. Научить составлять опорный конспект по описанию географического положения. По ходу экскурсии мы будем делать необходимые записи в своих экскурсионных дневниках

. система оценивания дети в течении урока за каждый этап урока выставляют себе оценку.

Оборудование: презентация ГП Африки, «Физическая карта Африки», учебник Коринская В.А. «География материков и океанов», ноутбук, интерактивная доска.

^ Ход урока:

1)Организационный момент

2)Изучение нового материала.Д/з Тест ( Взаимопроверка)

3) Ребята записывают цель урока самостоятельно. 
Научить составлять опорный конспект по описанию географического положения.


Познакомить с особенностями береговой линии м


  1. Вводное слово учителя.

    Африка – второй по величине материк. Есть основание полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.

    Что мы знаем об этом материке? Как Вы себе его представляете?

    Выслушать ответы учащихся.

    Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое виртуальное путешествие вокруг Африки и совершим несколько экспедиций, во время которых будем исследовать особенности этого удивительного материка. Посмотрите содержание учебника и ответьте на вопрос: В какой последовательности авторы учебника предлагают изучать материки, и с какой темы начинается рассмотрение каждого материка?  ( учитель раздает контуры африки уч-ся)

    Ответ - рассмотрение каждого материка начинается с его географического положения.

    Учитель: и мы начинаем изучать Африку с ее географического положения. Для этого отправляемся в плавание вокруг материка. Для визуального, образного представления Африки целесообразно включить заставку презентации «Географическое положение Африки» и начать с показа видеофрагмента «Первое ознакомление с Африкой» (слайд 1, 2)

    Учитель: Любой материк имеет свои особенности: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный. Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.

    Включить презентацию «Географическое положение Африки». Школьники работают с контурными картами (слайд 3)

    Учитель: Как мы будем изучать все материки? Определим ГП материка. ГП любого континента мы будем давать по определённому плану.

    План изучения материка.

    1. Географическое положение. История исследования.

    2. Рельеф и полезные ископаемые.

    3. Климат.

    4. Внутренние воды.

    5. Природные зоны.

    6. Население и его занятие.

    7. Страны.
    Вводится понятие «географическое положение».


Учитель:

– Для того чтобы дать характеристику физико-географического положения материка,

необходимо ответить на следующие вопросы:

  • В каких полушариях расположен материк?
  • Найти крайние точки материка.
  • Какое положение он занимает относительно экватора и начального меридиана?
  • В каких климатических поясах расположена Африка?
  • Какими океанами и морями омываются берега Африки!
  • Какое положение материка относительно других материков и океанов?

    Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии. Площадь Африки составляет 30, 3 млн. км
    2 или 1\5 суши нашей планеты. Африка континент контрастов. Около 1\2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту, назовите ее) и самая длинная река мира (определите ее по карте) (слайд 4)

    Но задача у нас не из легких! Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за 40 минут! От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу! Пока мы плывем, давайте послушаем стихотворение Н.С. Гумилева об Африке, из которого мы получим первую информацию о материке:

    Оглушенная ревом и топотом,

    Облаченная в пламя и дым

    О тебе, моя Африка, шепотом

    В небесах говорят серафимы

    Про деяния свои и фантазии

    Про звериную душу послушай

    Ты на дереве древнем Евразии

    Исполинской висящая грушей.



  • Учитель: Что хотел сказать нам поэт в этих строках: а) оглушенная ревом и топотом? Б) Облаченная в пламя и дым?

    А) Африка – родина многих крупных животных и слонов, носорогов, жирафов, бегемотов и др.

    Б) в Африке часты пожары, как природного так и антропогенного происхождения

    Учитель: Почему Африка – самый жаркий материк? (экватор пересекает ее почти посередине, следовательно, большая часть Африки лежит в жарком поясе)

    Учитель: с каким фруктом сравнивает автор стихотворения Африку? сказано ли что – нибудь про «родство» Евразии с Африкой?

    ^ Учитель: Как влияет близость Евразии на природу Африки? Если бы на месте Евразии располагался океан, что бы изменилось?

    Ученики: материк не был бы таким сухим, выпадало бы больше осадков, и не образовалась бы пустыня Сахара.

    Учитель: Мы подплываем к Гибралтарскому проливу, на африканском побережье которого расположена крайняя северная точка Африки
  •  - Бен – Секка ( Эль – Абъяд)  - 37 ю.ш
  • координаты и отметьте их на контурной карте.

    Учитель: Наш корабль выходит на просторы Атлантического океана и движется к экватору. Температура воздуха повышается, и становится жарко. Впереди показалась Земля! Что это? (Ищем по карте) Ученики: о- ва Мадейра

    Учитель: примерно в 500 км от северо – западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие их себя вершины подводных вулканов.

    ( ученики отмечают эти острова на к/к)
    ^ Отметить КЗТ –
  • мыс Альмади
  • 180 з. д.


  • Учитель: продолжим путь! На горизонте показались очертания огромной горы! Это действующий вулкан - Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов 120 км от берегов государства Марокко. В древности Канарские острова казались человеку краем света. Геродот писал о них: «Мир кончается там, где нельзя больше ехать…»

    Учитель: А для нас это не конец света, и мы плывем дальше! Проплываем по самому большому заливу Африки – Гвинейскому. Мы уже почти добрались до мыса Доброй Надежды! Его открыл в 1488 г Бартоломеу Диашом и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. Но об этом поговори позже, а сейчас определите и запишите координаты крайней южной точки Африки
  •  - мыса Игольного  -35 ю.ш.

    Учитель: плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Осталась последняя крайняя точка - восточная, достигнув которую вы должны определить ее координаты. Отметьте ее на контурной карте.

    Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка –
    мыс Рас- Хафун  510 в. д.


 – расположена на острие «рога» - полуострова Сомали. Наш маршрут подходит к концу. Впереди Красное море. Отметьте его на контурной карте. При изучении какой темы мы уже говорили про это море?

^ Ученик: В 6 классе при изучении солености вод Мирового океана. Здесь самая большая соленость – 42%.

Учитель: Чем можно объяснить это явление?

Ученик: Красное море находится в тропическом климатическом поясе, где выпадает мало осадков и большое испарение.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Осталось проплыть Суэцкий канал. Отметьте его на контурной карте. Раньше здесь был сухопутный перешеек, через который позже прорыли канал. Длина канала – 160 км. Строился он в течение 10 лет. С какой целью его построили?

Учитель: Итак, наше путешествие завершилось. Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы проливы, острова, полуострова. А теперь нам нужно сделать выводы, которые и станут пунктами плана характеристики ГП Африки.

Ученики: (Крайние точки, протяженность материка, положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана и т.д.)

Учитель: план описания географического положения материка есть и в учебнике на странице 311. откройте его. Наша следующая задача – выполнить практическую работу. Игра «Руки, ноги, голова»

Руки- запад-восток, ноги- юг, голова- север.

Учитель говорит: «Руки», учащиеся должны назвать знакомые географические объекты на западе и востоке, по команде «Голова»- объекты на севере и т.д.

Команды

Названия объектов

Действия

Голова

Бен-Секка

1-2 -руки в замок за голову, поворот головы вправо;

3-4- поворот головы влево

Руки

Альмади- Рас-Хафун

1-руки в стороны; 2-руки к плечам

Ноги

Игольный

1-присесть; 2- встать



^ III. Выполнение практической работы «Описание географического положения материка Африка». (Показать слайды 3, 4, 5 )


Положение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.

 -Кто сможет прикрепить контур материка на координатную плоскость: горизонталь- экватор, вертикаль- начальный меридиан? На доске готовлю чертеж координатной плоскости, только ось Х- экватор, а осьY- нулевой меридиан
- Среди других материков Африка занимает особое положение на поверхности Земли. Только она одна почти посередине пересекается экватором, следовательно, располагается как в Северном, так и в южном полушарии.

- Большая часть Африки расположена между двумя тропиками. ( Показать слайд 4)

- По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном полушарии и в Восточном полушарии

- (Вписать в Рабочие тетради).

^ 3. Протяженность материка в градусах и в километрах. Нужно решить задачу.( индивидуально задание по карточкам  дети определяют расстояние  1) по экватору,  10 параллели, нулевому меридиану, 10 меридиану)

Определить протяженность материка в км с севера на юг,

1) 32
0+350=67 0

2) 67
0 * 111км = 7437 км

с запада на восток

1)16
0+ 37 0= 53 2) 53 0 * 102,5=5432,5 км


^ 4. Положение материка в климатических поясах. (Показать слайды 8 -11)

Африка расположена в 4 климатических поясах: 1) экваториальном 2) субэкваториальном 3) тропическом поясах 4) северная и южная окраины ее заходят в субтропический пояс. (Показать слайды 8-11)

^ 5. Моря и океаны, омывающие материк (Показать слайд 5)

Материк омывают Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море на севере, Красное море на северо – востоке.

От Европы Африку отделяют неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море.

На северо – востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией.

^ 6. Положение материка относительно других материков.

Африка далеко находится от других материков за исключением Евразии.

IV. Изучение история исследования береговой линии и центральных частей материка. (Слайды 6, 7) Ученик в костюме древнего египтянина:


– В глубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения

передавались, как по эстафете, от одной цивилизации к другой. Первые в этом длинном

историческом марафоне были мы, древние египтяне. Мы изучали землю к западу и к югу

от своего государства. Мы дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки

Нил.


  1. Ученик в костюме древнего финикийца


– Следующими были мы, финикийцы. Мы устремились к южному Средиземноморью. На

территории современного Туниса мы основали знаменитую колонию Карфаген, первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Но, к сожалению, мы, древние народы, не имели истинного представления о размерах материка и считали Африку гигантским островом, а название было дано не сразу. Известные части материка называли Ливией.


  1. Ученик в арабском костюме


– Мы, арабы, изучали береговую линию материка. Очень подробно изучали мы восточное

побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана, описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В XIV веке арабские путешественники пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли весь материк с юга. Все народы тщательно скрывали информацию о своих открытиях. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже, и поэтому им пришлось как бы заново открывать материк.


  1. Член команды Васко да Гамы


– В XI веке Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению

материка. Португальцы ставили перед собой задачу найти кратчайший путь в Индию. Они открыли устье реки Конго, прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнула южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием: наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они, так же как и древние народы, держали свои открытия в тайне (рассказ сопровождается показом маршрута путешествия Васко да Гамы).


  1. Добропорядочный англичанин


– Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племён, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он совершает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет «Виктория». Изучает озёра Ньяса и Таганьика. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, его самочувствие с каждым днём ухудшалось. В Европе 5 лет о нём ничего не слышали, а солдаты, бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающих помочь африканцам. Он был против колонизации.


  1. Представитель русского географического общества


– Я хочу вам рассказать о вкладе русских путешественников и учёных в исследование

Африки. И начну я свой рассказать с российского писателя и государственного деятеля Егора Петровича Ковалевского. Он открыл приток Нила – реку Тумат и тем самым опроверг мнение немецких учёных Гумбольта и Риттера, утверждавших, что у Нила есть лишь один приток – река Атбара. Следующим в моём повествовании будет российский этногеограф Африки Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Северной и Восточной Африке, изучал южные районы Судана, составил подробное описание долины Нила и прилежащих к ней пустынных территорий. Одним из крупнейших географических достижений его было то, что он фиксировал положение водораздела Нил – Конго почти на всём его протяжении (1200 км). Вывезенную из Африки этнографическую коллекцию Юнкер подарил Российской Академии наук. В 1926 году Африку посетил русский ботаник, растениевод, генетик и организатор науки Николай Иванович Вавилов. Его интересовали древние очаги культурных растений. Больше всего исследований он провел в Эфиопии. Н.И. Вавилов установил, что горные районы Эфиопии – один из центров происхождения культурных растений, родина твёрдых сортов пшеницы, сорго, бананов, кофе. Весь рассказ сопровождается показом материалов электронного плаката.


Класс во время докладов должен заполнять табличку:



Задание учащимся. Используя текст учебника и презентации «ГП Африки» заполнить таблицу:


Имя исследователя


Время (дата)


Результаты исследований





По фрагменту презентации заполнить данные по именам: Васко да Гама,

Д. Левингстон, Е. П. Ковалевский, В. В. Юнкер. Визуализация маршрутов путешествий.

V. Закрепление проводится с помощью ЛОК (логических опорных конспектов) по теме «Географическое положение Африки», где материал тоже расположен по блокам, согласно плану изучения материка. (Показать слайды 12,13)

ЛОК проецируется на интерактивной доске и учащиеся, пользуясь опорными сигналами (они представлены в данном конспекте) по цепочке рассказывают содержание изученного материала на уроке.

^ VI. Географический диктант.

Варианты ответов представлены на слайде 14.

Учитель читает вопросы, учащиеся отвечают письменно в виде ряда цифр.

  1. Самый большой остров Африки
  2. Площадь Африки
  3. Крайняя северная точка .
  4. Самая максимальная высота Африки 5895 м . она называется…
  5. Африка почти посередине пересекается ….
  6. От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.
  7. Крайняя южная точка.
  8. На северо – востоке соединяется с Евразией перешейком.
  9. Самый крупный полуостров Африки.
  10. Большой залив Африки
  11. Крайняя западная точка.
  12. Крайняя восточная точка

Закрепление; « Деловая игра» - класс делится на два агентства, которые приглашают

Клиентов посетить Африку

- Туристическое агентства..

- Лечебницы

-  Приглашать на работу в национальные парки ( 3-5 мин)
 Подведение итогов урока. Выставление оценок.

) Подведем итоги

- Один из наиболее распространенных приемов устной рефлексии, которую, как правило применяют  на этапе  завершения  урока, - это проговаривание  по следущей схеме:

на уроке Я..

- Узнал..

- Понял..

-Научился..

 Наибольший мой успех..

- Серьезные трудности я ощутил..

 Я не умею, я теперь умею..

- Я изменил свое отношение

д\з – параграф 24. ( уметь показывать на карте)

  1. Море  (Средиземное)
  2. Канал (Суэцкий)
  3. Море (Красное)
  4. Полуостров… (Сомали)
  5. Океан…(Индийский)
  6. Остров (Мадагаскар)
  7. Пролив (Мозамбикский)
  8. Залив…(Гвинейский)
  9. Океан (Атлантический)


. http://www.mirgeografii.ru/geograficheskoe-polozhenie-i-istoriya-issledovaniya-afriki-prezentaciya-7-klass.htm

. «шпаргалка для учителя» - нучно методический журнал « Все для классного рукововодителя»

.Учебник 7 класс авторы  В.А.Коринская,И.В.Душина,В.А.Щенев..

. Методическое пособие Т.Н. Воробцова.