«Можно ли заниматься воспитанием в школе без "наставничества" и "чтения морали"?

Загоскина Лариса Дмитриевна

Наставник. Само слово говорит за себя- дающий знания; тот, кто делится знаниями, опытом, умением. Можно очень много говорить о целесообразности наставников вообще. Можно утверждать, что все знания уже заложены у нас в подсознании и надо их только достать. А кто поможет их доставать в нужном порядке, не создавая хаос у себя же? Учитель в школе и есть наставник. Как получать знания, не имея наставника? Мы умудряемся набивать «шишки» с наставниками, а что было бы, если их не было? Важно, каким должен быть учитель наставник. Учителем жизни… Он осведомлен, как следовало бы поступить в той или иной ситуации. Он хороший советчик. Ему позволено даже поругать ученика, но он солидарен с мнением своих подопечных. Он разрешает оспаривать собственное мнение. Он не всезнающий, он учится сам, так же, как и все мы, на протяжении всей жизни. Учитель учится вместе с нами. Именно в таком процессе взаимопонимания и совместной работы можно достичь гармонии. Можно коснуться истины, ведь, как говорят, рождается она в споре. А спор – благородное дело, хороший учитель-наставник всегда поддержит ученика в диалоге и решении возникшего разногласия.

А как «с чтением морали»? Все взрослые когда-то были детьми, но, воспитывая новое поколение, очень часто забывают об этом. Добиваются от детей правды окриками, чтением моралей. Хотят, чтобы ребенок открылся и все рассказал, а он молчит, словно рыба. Что делать, как научить слышать наши наставления и выполнять требования воспитания?
Прежде всего, нужно запомнить одно правило: никто не любит слушать морали: ни взрослые, ни дети, ни, тем паче, подростки. Следует заменить чтение моралей конкретной поставленной задачей или вопросом, на который ребенок сам должен ответить, желательно вслух, и тогда, как цепочка, один за другим вопрос-ответ приведет к диалогу, который может вскрыть целую проблему. Возможно, через некоторое время, естественно, не сразу, он не повторит той ошибки, которую допустил, наверняка, не специально, а в силу своей физиологии, как и многие другие дети.
Хочется процитировать: "Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ЕМУ, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир." (Дейл Карнеги)
Кажется, что более точное определение придумать сложно.
Беда многих взрослых - попытка оказывать неприкрытое давление на детей, стараясь доказать, что именно наша позиция, наше видение более правильны, так как мы уже опытны и вообще, МЫ ВЗРОСЛЫЕ.
Уместно вспомнить такой термин, как "педагогика сотрудничества".
Сотрудничая, взрослый и ребенок начинают обретать общность интересов, мыслить в одном направлении. Естественно, что инициатором данного процесса является учитель.

Человек нацеленный на добрые дела остается всегда в выигрыше, творите добро, несите людям здоровье радость и успех и вам воздастся...