К вопросу о ментальности и профессионализме учителя XXI века.

Капустина Асият Малильевна

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений прямая непосредственная связь между качественным образованием и перспективами развития российского общества. Деятельность учителя должна отвечать задачам построения гражданского общества, эффективной инновационной экономики и безопасного государства. В связи с этим, неизбежно возникает проблема соответствия учителя современным требованиям в системе образования. И эти требования, наряду с профессиональными характеристиками учителя предполагают наличие особой ментальности, «склада ума» учителя XXI века.

Прежде чем попытаться собрать мозаику ментальности современного учителя, вспомним, что современные словари определяют ментальность как «совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов» (2).

Мы будем понимать под ментальностью учителя XXI века  специфический «склад ума», то есть интеллектуально-эмоциональные особенности, присущие представителю особой социальной группы – учителю. Личность и профессионализм учителя в настоящее время постоянно обсуждаются на государственном уровне и в средствах массовой информации. СМИ нередко осуждают работу современных учителей, со стороны наших коллег это иногда оценивается как целенаправленное негативное воздействие на образ учителя в глазах общественности. Возникает серьёзное противоречие между ожиданиями государства и общества от современных педагогов и самоидентификацией и реальной ситуацией вокруг учителя.

Ментальность учителя, безусловно, сложное и многоплановое явление и включает в себя ряд аспектов:

 - исторический;

 - экономический;

 - социально-демографический.

Исторический аспект состоит в том, что интеллектуальные особенности ментальности современного учителя – это результат передачи педагогического опыта многих поколений педагогов разных исторических периодов, в результате, которого, на основе огромного опыта выявлялось самое лучшее с одной единственной целью: сеить «разумное, вечное, доброе». Заглянув в историю, можно проследить путь профессии учитель. В древности  (возникновение профессии, история учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени, общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие то или иное знание. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные вольнонаёмные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, культуру и обычаи разных народов. В Средние века, как известно, педагогами, как правило, были священники, монахи. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя, учителей называли также мастерами, подчёркивая уважение к личности наставника подрастающего поколения (1). Для всего дореволюционного периода, а также для советского характерно уважительное, иногда даже в преувеличенных формах, отношение общества к учителю.  Этот факт, на наш взгляд, имеет огромное значение, поскольку ученик и его семья – это часть общества, а сам процесс образования (обучения, воспитания, развития) предполагает наличие авторитета учителя для учащихся.

В настоящее время, время глобальной информатизации  и свободы слова, СМИ, интернет сделали всё, чтобы очернить образ современного педагога. Ведь на рынке информации вряд ли будет востребована запись идеального открытого урока, или мероприятия, а негативная информация всегда находит применение и соответствующий резонанс. Социологические исследования констатируют, что в ответах на вопросы, прямо или косвенно отражающие привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества, больших изменений за последние несколько лет не произошло. Так, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, хотя более двух лет назад об этом говорили несколько чаще (55%); два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня - 39% наших сограждан. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того (4). Такая ситуация подрывает основы образовательной деятельности и ведёт к общеизвестным последствиям, соответственно, необходимо более внимательное и разностороннее рассмотрение проблем современного учителя.

Социально-экономический аспект состоит в том, что российские учителя в пореформенный период (перехода от плановой, командно-административной экономической системы к рыночной) оказались  среди малоимущих слоёв населения. Этот факт, естественно отразился и на мировоззрении этой социальной группы – крушение идеалов, падение привычных ценностей и установок и формирование новой системы ориентиров. По данным социологов, на вопрос о привлекательности учительской профессии в материальном плане респонденты отвечают следующим образом: большинство респондентов оценивают её на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше, и не хуже большинства россиян; полярные представления («лучше» и «хуже») высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно); доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения уменьшилась, а доля тех, кто считает, что материальное положение учителей соответствует среднероссийскому уровню, увеличилась (4). В настоящее время правительство реализует целую систему мер по улучшению материального положения учителей, однако, чтобы учитель чувствовал себя уверенно в материальном плане и мог полностью посвятить себя избранной профессии, чтобы эта профессия стала престижной, привлекательной для современной молодёжи, необходимо время и беспрецедентные усилия со стороны власти и гражданского общества.

Учитывая феминизацию учительских коллективов, в большинстве случаев правомерно будет утверждать, что учитель выполняет также роль матери, жены, хранительницы домашнего очага. В процессе обсуждения труда учителя не стоит забывать о том, что кроме проекта «Образование» существуют другие важные задачи – поддержка семьи и повышение рождаемости. Современные исследователи справедливо отмечают феминизацию профессионального менталитета учителя, что не может не влиять на процесс образования в целом.

Современные учёные отмечают (3), что в профессиональном менталитете учителей взаимодействуют и специфически сложно связаны в систему как положительные качества, так и негативные. К положительным качествам относят: эмпатийность и толерантность, интеллектуальные и эмоциональные особенности межличностного взаимодействия, ориентацию на общечеловеческие ценности, профессиональная рефлексию, панорамное видение ситуации и детских проблем.  Негативными качествами считают - назидательность, завышенную самооценку, самоуверенность, снижение критичности мышления, догматизм взглядов, отсутствие коммуникативной гибкости, прямолинейность, педагогическое упрямство, ориентацию на социальное одобрение, низкую мотивацию.

Итак, современное общество нуждается в «новом учителе», который должен системно и на высоком уровне владеть принципиально новыми компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей. Он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детского развития, владеть научно обоснованными технологиями развивающего обучения. Вместе с тем, учитель должен быть, несомненно, духовно богатым человеком,  которому удаётся среди всех повседневных забот оставаться педагогом, матерью и хранительницей домашнего очага, учить и формировать человека. Хотелось бы надеяться, что в скором будущем правительство поднимет авторитет и престиж  нашей профессии, и нас сменят новые педагоги, а не компьютерная техника.

 

 

 

Библиографический список.

 

  1. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обуч-ся по пед. специальностям / В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Иваново, Академия, 2008. – 566 (1) с.
  2. Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру // http://slovari.yandex.ru.
  3. Сонин, В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя: автореферат дисс. на соискание степени кандидата психологических наук.  – 1998 / http: //www.childpsy.ru
  4. Шмерлина, И. Современный учитель: образ профессии // / http: //bd.fom.ru