Развитие корпоративной культуры и творческих инициатив

Лактионова Оксана Викторовна

Формируя корпоративную культуру Центра творчества с целью реализации образовательного процесса, наш коллектив находится в режиме постоянного поиска интересных и наиболее эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие корпоративной культуры и творческих инициатив

в МКОУ ДОД ЦРТДиЮ

Корпоративная культура. Что же это за новое для России явление?  И для чего она нужна? Первым делом необходимо понять, что такое корпоративная культура? Попробуем дать четкое и емкое определение. Корпоративная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которая определяет, как должны работать и вести себя люди в определённой организации. Корпоративная культура  – это атмосфера или социальный климат в коллективе. Формирование корпоративной культуры – сложная и многоаспектная задача. От ее решения (то есть от успешности формирования корпоративной культуры) во многом зависит успешность деятельности отдельной организации. Корпоративная культура представляет собой комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев, которые заставляют человека или коллектив  вести себя в тех или иных ситуациях определенным образом.

Творческая инициатива - почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.

    В современных условиях перехода России к рыночным отношениям, вхождения в мировую экономическую систему особую актуальность приобретает проблема формирования профессионально значимых ценностных ориентиров и качеств. Только ориентация на высокое качество и результаты труда, максимальная профессиональная самореализация, креативность, умение работать в команде позволят педагогу быть востребованным в современных условиях. В связи с этим существенной задачей дополнительного учреждения становится организация работы по формированию корпоративной культуры, являющейся обязательным условием  повышения педагогического мастерства.

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Сегодня миру и обществу необходим человек разумный, творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и гармонии с окружающим миром.

     Современному дополнительному учреждению важно умение организовать  работу педагогического коллектива с возможностью  понимания каждым педагогом необходимости создания благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности. Эту проблему можно решать через формирование организационной культуры дополнительного образования.

    Любому образовательному учреждению необходимо создавать свою собственную, неповторимую корпоративную культуру, которая должна базироваться на лучших традициях отечественного образования и современных  эталонах образовательной практики.

Формирование корпоративной культуры – процесс сложный. Это итог нескольких лет кропотливой, ежедневной работы  коллектива.  Важно понимать, какое влияние несёт та или иная годами сложившаяся культура  коллектива на отношения внутри учреждения, а также сказывается на способности учреждения качественно выполнять свои основные задачи. Корпоративную культуру внедряет и удерживает руководитель учреждения, который должен уметь вместе с педагогами накапливать духовные ценности образовательного процесса.

    Залог успешной работы нашего коллектива, благоприятной атмосферы в нем - психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие.

 Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу - это искусство.

Термин "коллектив" в переводе с латинского означает "собирательный", "собранные вместе" и обычно употребляется для характеристики различных организованных групп людей и характеризуется особой структурой отношений между ее членами.

      Но без квалифицированных кадров, преданных корпоративным интересам, не возможно решить ни одной поставленной задачи.

          Так как еще А.С.Макаренко говорил: "Лучше иметь пять слабых педагогов, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших педагогов, которые работают все в одиночку кто как хочет", поэтому задача администрации и профсоюза ЦРТДиЮ - объединить талантливых педагогов.

       Центр творчества – это не только педагоги. «Бойцы невидимого фронта» - завхоз, секретарь, гардеробщик, уборщик помещения, рабочий по обслуживанию здания и помещения помогают обеспечить качественную работу всего  учреждения.

         Как создается сплоченный коллектив единомышленников? Его творят коллективная мысль, идеи, творчество. Его объединяют убеждения, взгляды, мысли, традиции.

        Формируя корпоративную культуру Центра творчества с целью реализации образовательного процесса, наш коллектив находится в режиме постоянного поиска интересных и наиболее эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, мы учитываем их оптимальное сочетание между собой. В нашем Центре творчества продумана система методической работы по совершенствованию мастерства педагогов. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие педагогов. Система методической работы ЦРТДиЮа включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

     В ЦРТДиЮ  выстроена «лестница профессионального мастерства», ступенями которой являются:

1. Наставничество

2. Открытые занятия

3. Мастер- классы

4. Взаимодействие вне педагогического пространства

5. Условия для повышения профессионального мастерства (благоприятные условия для получения базового образования и повышения квалификации).

      Поднимаясь по этой «лестнице», от молодого специалиста до профессионала, все члены коллектива включаются в работу единой Команды. Накопленный опыт педагогов Центра творчества подтверждают необходимость проявления особого внимания к качественному выполнению молодыми специалистами профессиональных обязанностей, к росту компетентности и творчеству.

      Сегодня наше общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а ещё точнее - творческая личность, которая в свою очередь должна сформировать вокруг себя условия и установку на творчество с одной стороны и потребность и побуждение к творчеству с другой.

   В этой связи эстетическое воспитание не только открывает душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствует более полному и глубокому пониманию мира, и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует развитию творческого мышления.
Развитие творчества педагога задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверки. И если творчество неврожденное свойство личности, то можно так смоделировать деятельность педагога, чтобы превратить развитие творческих качеств личности из косвенного результата в прямой, что мы и стремимся делать в своей каждодневной практике. Творчество - не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке. Академик В.А.Энгельнард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной физиологической потребности, "результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки".

      Чтобы педагоги работали творчески, зависит это разумеется от самих педагогов, но решающую роль играет обстановка в образовательном учреждении. Многолетний опыт работы Центра творчества убеждает, что необходимо заботиться об особом микроклимате учебного заведения, создающем баланс традиций и новаций, гармонию индивидуальных особенностей и требований государственного стандарта, атмосферу сотрудничества и сотворчества. Творческая атмосфера педагогического коллектива - это, прежде всего, общее дело, интересы, взаимоуважение, ориентация каждого на настроение коллектива, умение владеть собой, высокий коэффициент полезного проявления собственной личности.

     Каждое учреждение  имеет свою индивидуальность, свое только ему свойственное творческое лицо на столь широком культурно-эстетическом поле. Таким полем являются ежегодные выставки: декоративно- прикладного творчества детей"Души и рук прекрасные творения» и педагогов «Не ради славы — ради вдохновения», фестиваль самодеятельного и художественного творчества работников образования «Учитель яркая планета, когда в нем творчество живет» которые проходят всегда очень активно под патронажем Управления образованием и  Профсоюзной организации работников образования Ашинского района. Наши педагоги показывают мастер- классы, выставляют свои работы на мероприятия во Дворце культуры, библиотеке «Семейного чтения», персональные выставки в музее города. Это своего рода смотрины культурно-эстетических направлений, ярмарка новых художественных открытий. Именно здесь как нигде более просматривается кропотливый труд педагога и ученика. Здесь учатся прекрасному. Пристальное внимание уделяется развитию творчества среди молодых педагогов. Замечается каждая маленькая победа, любое продвижение вперед, когда ситуация успеха культивируется как средство к дальнейшему саморазвитию педагога. Молодые педагоги наряду с опытными дают открытые занятия, участвуют в выставках и конкурсах.

И все-таки возвращаясь к теме, творческая личность формирует вокруг себя корпоративную  среду.

    С целью повышения корпоративной культуры и улучшения психологического микроклимата в коллективе мы не оставляем незамеченными важные события, связанные с работой учреждения и его сотрудников:

     1 сентября – начало учебного года.  Именно в этот день, администрация и профсоюзный комитет поздравляют сотрудников  с началом учебного года

      Стало традицией отмечать День рождения Центра творчества, календарные праздники (День Учителя, Новый год, 8 Марта), личные юбилейные даты, свадьбы.

Организация и проведение праздников, корпоративных конкурсов.

Для формирования качественного педагога важна комфортная среда, микроклимат. В  коллективе  не должно быть почвы для появления негативного отношения друг к другу, стремимся всех нацеливать  на позитивные отношения, проявление своих творческих умений, стремлению к достижению высокого профессионального статуса. Основная специфика коллектива Центра творчества заключается в том, что основной контингент — женщины.

       Таким образом, мы рассматриваем культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать творческую инициативу коллег и облегчить продуктивное общение между ними. Стремимся создать собственную культуру для своего учреждения так, чтобы все педагоги понимали и придерживались её.  

Не могу удержаться, чтобы не привести замечательные слова М.М.Бахтина "Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения".