Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся

Кузьмичева Любовь Николаевна

 

Декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков.

Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что «развитие художественных способностей школьников зависит от овладения ими средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».

Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования обучающихся.

Под формированием художественных способностей учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

Дополнительное образование способствует сохранению богатства, художественных традиций декоративно-прикладного искусства и приобщению к ним учащихся. Особая роль отводится  занятиям декоративно-прикладного творчества, на которых учащиеся не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям.

Декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

Необходимость рассмотрения проблемы формирования художественно-эстетических способностей учащихся, средствами декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании, заключается в том, чтобы найти методические рекомендации обучения разным видам прикладного искусства. Показать приёмы развития творческих качеств личности учащихся, обеспечивающих готовность наследовать духовные ценности декоративно-прикладного искусства.

Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся  соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь. Работу учащихся над изготовлением изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой.

Художественно-эстетическое воспитание, как система, включает в себя развитие эмоционально-чувственной среды, навыков восприятия разных видов искусства, формирование художественно-эстетических способностей, умение определить и дать правильную эстетическую оценку, воспитание вкуса, понимания художественного и эстетического объекта, деятельности, развитие навыков творчества.

Художественная практика за многовековой путь своего развития накопила богатый опыт по теории и методике преподавания декоративно-прикладного искусства. О важности научной разработки проблемы формирования художественно-эстетических способностей учащихся, неоднократно отмечалось многими известными педагогами, методистами. Ведущие ученые, передовые педагоги и деятели культуры 20-х годов XX в. М.М.Бахтин, С.Т.Пацкий, З.Н.Шацкая, Г.Л. Рошаль уделяли проблемам художественного образования и эстетического воспитания большое значение.

Формирование художественных способностей учащихся не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В наши дни народное искусство приобретает все большее значение. Возникая в виде художественного промысла, вызванное к жизни разнообразными причинами, народное искусство становится необходимой частью художественной, экономической культуры.

Отражая в своем содержании исторически сложившиеся национальные черты, народное искусство традиционно, его суть в преемственности, в его непрерывном существовании во времени.

В народной педагогике значительное место в обучении ребенка чему-либо занимает вовлечение его в практическую деятельность.

Именно декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитало в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества. Впитало мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

Учащиеся проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, поэтому одной из основных задач образования можно считать формирование художественных способностей именно средствами декоративно - прикладного искусства. Формирование интереса к традициям  декоративно-прикладного искусства позволит обратить особое внимание на преемственность в народном искусстве и развивать у учащихся историческое самосознание.

Известна значимость декоративно-прикладных работ и художественного образования учащихся. Учащиеся, изготовляя изделия декоративно-прикладного труда, овладевают не только практическими умениями навыками по художественной обработке материалов, но и обогащают свои знания сведениями различных наук, включаются в процесс  познания художественных образов, овладевают элементами эстетических начал в условиях взаимосвязи их трудовой деятельности с первоначальной практикой выполнения работ, с элементами художественного творчества.

Культура России включает декоративно-прикладное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись хохломы, и мастерство дымковской, городецкой игрушки - во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность.

В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение подрастающего поколения образцов массовой культуры других стран, следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в учебном процессе. Оно рассматривается как средство формирования художественно-эстетических способностей учащихся. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся осуществляется в процессе их включения в активный творческий труд, формирование бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.

Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом учащихся к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное их участие в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду.

Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования художественно-эстетических способностей учащихся рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его художественно-эстетических способностей, становясь настоящей творческой личностью.

Также педагог должен знакомить учащихся с литературой о талантливых умельцах края, показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию художественно-эстетических способностей учащихся. Они узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее, сознает, что его труд является продолжением традиции отцов, он - творческая личность, связанная духовно со своим краем, он – образец уважения к художественным традициям.

В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс занятий декоративно-прикладного искусства.

 

 

Комментарии

Кузьмичева Любовь Николаевна

Жду комментарии...