Главные вкладки

    Как развивать память школьника

    Абанина Диана Петровна

        Часто дети испытывают трудности при запоминании учебного материала.

    Есть ли специальные приемы, с помощью которых можно реализовать развитие памяти у школьников. Конечно, память можно и необходимо развивать. 

    Что  такое память?

    Память — это форма отражения реальной действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении своего опыта. Человек, лишенный памяти, всегда находился на уровне своего развития  новорожденного ребёнка.

    Память – главнейшая функция, обеспечивающая приобретение новых знаний, и поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника.

    Различают следующие виды памяти:

    образная и словесно-логическая (по типу психической активности);

    произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности);

    непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить);

    кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).

    К образной памяти относятся — зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают  вслух (слуховой тип памяти) или, наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип).

    У некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывает или проговаривает его (двигательный тип памяти), но есть дети, которые  запоминают лишь тогда, когда материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), а  это эмоциональная память.

    Чаще, у ребенка выражены несколько видов памяти. Поэтому, пусть ребенок пытается запомнить материал разными способами: читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка, просите проговаривать выученный материал вслух (речедвигательный тип памяти).

    Память школьников в каждом возрасте различна. У младших школьников преобладает непроизвольная и наглядно-образная память. Значит, на это и должно опираться запоминание новой информации. Можно использовать для запоминания материала различные предметы (яркие картинки, развивающие и интерактивные игрушки).

    У школьников среднего звена начинает формироваться словесно-логическая и произвольная память. Развитие произвольной памяти имеет важное значение при обучении ребенка в школе. Если ребенок будет заучивать только то, что ему интересно, а не то, что требует школьный учитель для выполнения школьной программы, то учеба в школе будет просто невозможна.

    Под влиянием систематического обучения произвольная, словесно- логическая память, которая только начинает складываться и развиваться у младших школьников, достигает у старших школьников высоких ступеней развития.

    Как осуществить развитие памяти у школьников?

    Чем раньше начать развивать память ребенка, тем лучше. Формирование центральной нервной системы замедляется к 10-12 годам, а далее развитие происходит менее активно.

    Поэтому займитесь развитием памяти вашего ребенка уже сейчас, для того чтобы он мог успешно обучаться в школе, не испытывал особых затруднений.

    Развивайте логическую память. Учите ребёнка понимать и осмысливать материал, разбивать на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать их.

    К логической памяти подключайте образную. На бумаге изображайте запоминаемую информацию материала в виде рисунков, графиков, схем, таблиц.

    Интернет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_razvivat_pamyat_shkolnika.doc27 КБ

    Предварительный просмотр:

        Часто дети испытывают трудности при запоминании учебного материала.

    Есть ли специальные приемы, с помощью которых можно реализовать развитие памяти у школьников. Конечно, память можно и необходимо развивать.  

    Что  такое память?

    Память — это форма отражения реальной действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении своего опыта. Человек, лишенный памяти, всегда находился на уровне своего развития  новорожденного ребёнка.

    Память – главнейшая функция, обеспечивающая приобретение новых знаний, и поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника.

    Различают следующие виды памяти:

    образная и словесно-логическая (по типу психической активности);

    произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности);

    непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить);

    кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).

    К образной памяти относятся — зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают  вслух (слуховой тип памяти) или, наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип).

    У некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывает или проговаривает его (двигательный тип памяти), но есть дети, которые  запоминают лишь тогда, когда материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), а  это эмоциональная память.

    Чаще, у ребенка выражены несколько видов памяти. Поэтому, пусть ребенок пытается запомнить материал разными способами: читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка, просите проговаривать выученный материал вслух (речедвигательный тип памяти).

    Память школьников в каждом возрасте различна. У младших школьников преобладает непроизвольная и наглядно-образная память. Значит, на это и должно опираться запоминание новой информации. Можно использовать для запоминания материала различные предметы (яркие картинки, развивающие и интерактивные игрушки).

    У школьников среднего звена начинает формироваться словесно-логическая и произвольная память. Развитие произвольной памяти имеет важное значение при обучении ребенка в школе. Если ребенок будет заучивать только то, что ему интересно, а не то, что требует школьный учитель для выполнения школьной программы, то учеба в школе будет просто невозможна.

    Под влиянием систематического обучения произвольная, словесно- логическая память, которая только начинает складываться и развиваться у младших школьников, достигает у старших школьников высоких ступеней развития.

    Как осуществить развитие памяти у школьников?

    Чем раньше начать развивать память ребенка, тем лучше. Формирование центральной нервной системы замедляется к 10-12 годам, а далее развитие происходит менее активно.

    Поэтому займитесь развитием памяти вашего ребенка уже сейчас, для того чтобы он мог успешно обучаться в школе, не испытывал особых затруднений.

    Развивайте логическую память. Учите ребёнка понимать и осмысливать материал, разбивать на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать их.

    К логической памяти подключайте образную. На бумаге изображайте запоминаемую информацию материала в виде рисунков, графиков, схем, таблиц.

    Интернет