ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта

Гербик Марина Александровна

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Гербик Марина

Александровна,

marinagerbik@gmail.com 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная  школа №8 «ОЦ» г.Новокуйбышевск

nk.school8.00@mail.ru

Учитель химии

высшей категории

29 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения - основная и старшая школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна опыта «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и  самосовершенствованию». Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология.

Актуальность опыта: Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и социальные способности учащихся. Информационные компетенции ,сформированные при  исследовательской деятельности, решают одну из важных в современном образовании задач – развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать задачи.

Потенциальная полезность: Исследовательская деятельность направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе. Учащиеся становятся призерами  и победителями в мероприятиях научно-исследовательской направленности, олимпиадах, конкурсах различных уровней.        

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит – развитие исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта требует наличия материально-технического оснащения кабинета химии.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 За последние годы интерес к химии резко упал, в связи с сокращением количества часов химии в учебном плане, и как следствие уменьшилось число учащихся, выбирающих химию для прохождения государственной итоговой аттестации и участия в олимпиадах разного уровня. .    Для того чтобы остановить этот процесс, необходимо создать новые условия образовательной деятельности.

 Исследовательская деятельность выступает в данном случае как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области химии. Учащиеся  приобретают новые знания и навыки, учатся творчески мыслить и выражать свои мысли.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Ведущей идеей опыта является необходимость повышения роли предмета химии при формировании познавательной активности учащихся.  

Проанализировав   педагогические технологии,  В.Г. Гудьчевской, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко, Г.К. Селевко, осознала необходимость поиска  собственной системы  преподавания, через реализацию комплекса исследовательских работ на уроках химии в урочной и внеурочной деятельности учащихся в образовательном  процессе с использованием информационно – коммуникационных технологий.

Чтобы система заработала необходимо:

  • развивать у учащихся способности  аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
  • разработать комплекс исследовательских работ для реализации в урочной и внеурочной деятельности;
  •  разработать уроки на основе исследовательского метода;
  • повышать качество образования, через использование исследовательской деятельности;
  • готовить учащихся к участию в школьной, городской, региональной научно-практических конференциях;
  • работа с Интернет-ресурсами.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Важнейшей частью и формой реализации подобных технологий является исследовательская  деятельности учащихся. Первым практическим шагом в моей работе стало определение основных исследовательских умений и навыков в строгом соответствии с порядком их формирования:

В 8 классе на уроках химии  организую работу с различными источниками информации: текст учебника, графики, таблицы, иллюстрации, аудио и видеоинформация. Составление плана текста, развивает такие умения как выделение логических частей текста и определение главного.

 Работа по алгоритму учит рациональному решению исследовательских задач.

Составление диаграмм, схем и графиков развивают аналитические способности.

Систематическая работа с понятиями  формирует навык работы с определениями и терминами, которые необходимы для исследовательской деятельности.

Проводимые на уроках мини – исследования развивают умение выдвигать гипотезу. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику  формулировать личное суждение.

Одним из способов формирования навыков учебной исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии мои ученики сопоставляют разноплановую информацию, учатся наблюдать.

Осваиваются новые формы учебной деятельности: дискуссии, диспуты, семинары. Особое внимание  я уделяю практическим работам. Где учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания. После формирования основных умений и навыков  определяю уровень сложности исследований с учётом возрастных особенностей школьников. Учащиеся 8-9 классов выполняют  экспериментальные  работы, имеющие известный результат. Эти исследования  носят скорее иллюстративный характер. Учащиеся 10-11 проводят исследовательские работы, особенностью которых является достижение истинного результата, полученного только в ходе исследования.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

  1. Использовать   информационные  технологии  в  учебной  деятельности  по  предмету, решать проблему учебной перегрузки учащихся.
  2. Применить  исследовательский метод  в  учебной и  во  внеклассной  деятельности.
  3. Интегрировать  информационные  технологии  с  другими  современными   педагогическими  технологиями  в  различных  видах  деятельности,  для сохранения здоровья учащихся.
  4. Повышать  собственную  квалификацию  на  курсах ПК и педагогических семинарах,  через  самообразование.
  5. Проводить школьные научно-практические конференции.

6.Результат изменений

Реализация  исследовательского метода  при  формирования  универсальных учебных действий учащихся  дала положительные результаты.

  • Прослеживается стабильно высокий уровень  качества  знаний,  улучшение академического результата;
  • положительная динамика участия учащихся в  школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние три года;
  • возросла познавательная активность, увеличилось количество участников конкурсов, олимпиад;
  • ежегодная положительная динамика участников научно-практических конференций;
  • ежегодная  положительная  динамика количества побед  и призеров участников научно-практических конференции;
  • рост количества учащихся, выбирающих для сдачи ЕГЭ химию. Баллы, полученные учащимися на ЕГЭ, превышают территориальный и региональный баллы по предмету;
  • повышается количество учащихся, продолжающих обучения по  специальности «химия» в различных ВУЗах Самарской области  и России.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1. Сборник  материалов Десятой территориальной научно-практической конференции педагогов  «Реализация новых образовательных стандартов как механизм инновационного развития образовательного учреждения и профессионального развития педагогов» «Использование исследовательского метода на уроках химии»