Экологическая культура

Мазуренко Мария Александровна

«Необходимость экологической культуры»

 

      Человек и природа неотделимы друг от друга. Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, Он не может существовать без неё. И, порой больно и обидно, что с ней происходит. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Из–за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Я думаю, что не стоит ждать, пока учёные начнут бить тревогу по той или иной проблеме. Нужно, чтобы у каждого человека было развито экологическое сознание, т.е. когда научные доводы взволнуют каждого и будут восприняты как личная убеждённость в необходимости изменить отношение к окружающей среде. Если люди в ближайшее время не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не допустить, необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

       Я считаю, что экологическое образование в настоящее время является одним из самых важных и главных. И, только правильное  воспитание позволит предотвратить многие проблемы человечества.    Следует с малых лет приучать ребенка к заботе о своем здоровье и окружающей природе. Думаю, что школа в этом направлении  должна занимать самую  активную позицию. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются особенности его характера, воли, нравственного облика. К большому сожалению, современные школьники, даже те, кто живут в сельской местности, в деревнях и сёлах, расположенных среди лесов мало общаются с природой. Уровень жизни сегодня таков, что ученик едва поспевает за развитием технологий. Конечно, хорошо, что у нас есть компьютеры, телевизоры, ДВД и др. Но, я думаю, что есть то, с чем у человека должна быть вечная неразрывная связь с самого рождения: это любовь к Родине, к реке, на которой вырос, деревенской улице. Я убеждена, что сегодня в современной школе на первое место необходимо выдвинуть задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. И чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

         Но только экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Ребенок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей и государства Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания учеников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств. Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите. В итоге обучения учащимися должны быть усвоены этические нормы отношений с живыми существами и людьми: уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество; сформированы навыки экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку; выработаны практические умения по выращиванию растений и уходу за домашними животными, ведению простейших наблюдений за явлениями природы. И ещё, я думаю, что целесообразно было бы в перечень школьных  программ для обязательного изучения наряду с русским языком и математикой, добавить предмет «Экологическая культура». Осознание остроты экологической ситуации в стране и в мире пробуждает у ученика чувство сопереживания и ответственности за судьбу человечества и живой природы в целом. Таким образом, целенаправленное использование всего потенциала народной мудрости в отношении окружающей природы формирует экологически культурную личность

 

 

Комментарии

Мальцева Татьяна Алексеевна

Абсолютно с Вами согласна! Только человек,чувствующий живую душу природы, может СОЧУВСТВОВАТЬ и СОПЕРЕЖИВАТЬ!