Главные вкладки

    С Вами уже заключили эффективный контракт?

    Умнова Анна Владимировна

    Когда Светлана Смиронова писала свою статью "От эффективного контракта к эффективному образованию" (http://sibkray.ru/news/6/700632/), данная тема широко обсуждалась на законодательном уровне. Прошло время, все точки над i расставлены, но тема внедрения эффективного контракта вызывает еще больше вопросов и переживаний у педагогического сообщества. Попробуем еще раз разобраться в этом вопросе и обратимся к упомянутой статье:

    Эффективный контракт – это  трудовой договор с работником, в соответствии с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны каждой стороне. Как следует из примерной формы, в эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
     
    Ключевым моментом  такого договора являются критерии  эффективности деятельности работника. Разработка критериев предполагает не только активную работу органов исполнительной власти, но и широкое участие профессиональных сообществ,  общественных организаций, заинтересованных слоев общества.
     
    По поручению минобрнауки Новосибирской области Новосибирский институт мониторинга и развития образования совместно с информационным порталом Сибкрай.ru  провел  серию фокус-групп для участников образовательного процесса по теме «Эффективный контракт». На протяжении двух месяцев педагоги и руководители школ города и района, молодые учителя, родители учащихся пытались составить   перечень критериев и показателей оценки эффективной работы учителя и директора. Все участники пришили к единому мнению, что такой список критериев должен отражать «зону ответственности» и не допускать двойного толкования.
     
    Так, например, оценивать эффективность работы директора школы можно, учитывая следующие показатели: позитивная динамика учебных и внеучебных достижений учащихся с учетом особенностей контингента учащихся, расширение спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с  социальным заказом; эффективность воспитательной системы школы, повышение профессионального уровня  педагогов школы, развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
     
    По мнению родителей учащихся, список необходимо дополнить критериями: создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей), степень открытости образовательного процесса и системы управления школой.
     
    Несколько сложнее оказалось определить критерии эффективности работы учителя. Большинство родителей основными показателями назвали любовь к детям, знание предмета и умение его доступно преподнести. Но если механизмы определения профессионализма учителя давно разработаны и успешно применяются, то единицу измерения любви человечество не придумало до сих пор.
     
    У педагогов города и района внедрение эффективного контракта вызывает скорее  тревогу, чем понимание. Всем ясно, что такая программа ставит целью поддержать творческих, ответственных педагогов. Но именно они чувствуют не поддержку, а скрытую угрозу от ее принятия и реализации. Учителей волнует, кто и как будет ставить им «отметки», будут ли созданы условия для результативной работы учителя, или  руководители пойдут по пути достижения формальных средних показателей, то есть, интересы многих учителей вновь не будут учтены.
     
    Несколько с иным настроением подходят к обсуждению критериев эффективности молодые педагоги. Анализ работы фокус-групп показал, что молодые учителя – наиболее оптимистически настроенная группа участников обсуждения. Эффективный контракт с конкретизированными должностными обязанностями работника, условиями оплаты труда, четкими показателями и критериями оценки эффективности деятельности готовы уже сегодня заключить многие молодые специалисты. Молодежь не боится брать на себя  конкретные обязательства, они хотят знать четко сформулированные результаты, к которым они должны прийти по итогам года. Это внушает надежду, что у российского образования  есть будущее.
     
    Как молодой педагог, я рассматриваю эфффекктивный контракт как реальный инструмент поддержки и поощрения инициативных, грамотных, творческих учителей. При правильном формировании системы оценки работы педагога в рамках эффективного контракта, в конечном итоге от его внедрения выиграют не только учителя, но и повысится качество образования.
    P.S. Интересно, а что бы было если в критерии оценки работы учителей включили мнение учеников? Лично для меня она является одной из наиболее важных!